Немного про сбитый Ил 20
Так как я в военном училище изучал зенитный ракетный комплекс С200В и много лет на нем прослужил, то могу сказать следующее: арабы не могли спутать Ф16 с Ил 20. Это то же самое, как спутать гвоздь с расческой. На экране у оператора захвата в кабине К2 комплекса С200В, Ф16 выглядит как гвоздь, ну может быть как три гвоздя вместе, то Ил20, из-за винтов, дает на экране расческу ( в ЗРВ даже такой термин был). Такую засветку дают все винтомоторные самолеты. Поясню: на экран индикатора оператора захвата приходит первичный, почти необработанный отраженный сигнал от цели. Все поверхности реактивного самолета, от которых отражается сигнал, неподвижны. Поэтому отраженный сигнал формируется от нескольких "блестящих точек" самолета, имеет примерно одну и ту же частоту и представляет из себя обычно две –три стоящих рядом вертикальных линии. От винтового самолета, за счет эффекта Доплера, (винты на нем вращаются и дают разные доплеровские добавки к частоте отраженного сигнала) отраженный сигнал в виде вертикальных полос занимает практически весь экран. Это два вида отраженных сигналов, визуально хорошо различимы. Любое обучение операторов захвата, и других членов боевого расчета, начинается с объяснения именно этих различий. Я уверен, что наши спецы, которые готовили этот арабский расчет, это им объясняли. Мало того, в кабине К2 комплекса С200В есть штатный имитатор целей. На нём как раз и происходит обучение л/с операторов и офицера пуска и офицера-стреляющего. В нем предусмотрена имитация всех типов целей, и он прекрасно имитирует винтовой самолет.
Надо отметить, что система С200В довольно сложная в эксплуатации и обслуживании. Для того, что бы пустить ракету, надо произвести хренову кучу разных операций. Они должны быть чётко скоординированы и с боевым расчетом К9 (пункт управления, который дает разрешение на пуск) и с боевым расчетом К3, (из которой производится управление стартовым комплексом дивизиона. Именно этот расчет готовит ракету к пуску). Неподготовленный и нетренированный боевой расчет такого сделать просто не сможет. Если им удалось пустить ракету, то они были явно подготовлены и не знать различий в отметках от цели винтового и реактивного самолетов, просто не могли.
Я не знаю, используется ли в Сирии запросчик «свой-чужой». Но во время моей службы, на импортируемую за границу технику, запросчики не ставились. Это была техника под грифом «Совершенно секретно».
Существует версия, что сирийский расчет вначале захватил, сопровождал и пускал ракету по Ф16, а те сделали противоракетный маневр и в диаграмму направленности антенны попал наш самолет, с явно большей эффективной отражающей поверхностью. Ракета автоматически навелась на него, и произошел подрыв. Да, такое возможно, но только при одном условии - на наш самолет нужно было «светить» радаром. Если бы не было отраженного сигнала, то ракета ушла бы на самоликвидацию. Значит, арабы наш самолет сопровождали радиолокатором, а раз сопровождали, то отраженный сигнал от цели видели на индикаторе захвата. Мало того, при смене цели, оператор захвата сам должен был вручную перезахватить новую цель на автоматическое сопровождение. Если в процессе наведения ракеты на цель явно сменился тип отраженного сигнала, то любой командир боевого расчета должен адекватно среагировать - выключить мощность. Это выучка любого расчета. Когда на полигоне стреляют по крылатой ракете-мишени, запускаемой с носителя Ту16, там тоже есть эмпирическая возможность захватить носитель вместо крм. И во всех регламентирующих документах по боевым стрельбам жестко указано, что если меняется тип цели, необходимо мгновенно прекратить её сопровождение. Но возникновение такого варианта развития событий, имеет очень малую вероятность. Диаграмма направленности С200В, в режиме наведения ракеты, имеет ширину 1,5 градуса. И, особенно на малых дальностях, попасть в неё случайному самолету очень сложно.
По моему мнению, арабы понимали, что они сопровождают, и пускали ракету осознанно. Но тут вступает в дело «корпоративная этика». Самое страшное для офицера ПВО – пропустить цель. Когда мы заступали на боевое дежурство, нас вооружали пистолетом. По молодости мы спрашивали у своих командиров, зачем нам это. Мудрые люди отвечали, что если ты цель пропустишь, иди и стреляйся, прокурорам бумагу сэкономишь. Всем зенитным ракетным войскам войск ПВО страны было понятно, что остаться с ракетами на пусковой после налета вражеской авиации – обеспечить себе смертный приговор. Скорей всего арабы восприняли эти принципы, вот и пальнули в то, что видели. А вот в злобные козни Израильских ВВС мне как то слабо верится. Они наоборот заинтересованы в военном сотрудничестве с нами. А то, что арабы самые «интересные» для израильтян объекты размещают в непосредственной близости от месторасположения наших войск, это уже никому не новость. Так что, господа из Министерства обороны должны разобраться со своими союзниками, а не лепить нам нового врага.
Так как этот текст до сих пор читается, позволю себе сделать несколько важных, на мой взгляд, добавлений.
С200 с вооружения ПВО РФ сняли, по моему 1994 году. После 1991 года, на сколько я знаю, боевых стрельб на полигоне в Сары-Шагане (Приозерск), практически не проводилось. В итоге: тем начальникам расчётов и командирам отделений, которые хоть раз стреляли на полигоне из С200, сейчас не меньше 50 лет. Командирам батарей и дивизионов - 60 - 65 лет. Я не думаю, что людей таких возрастов направляли в Сирию для обучения их расчетов. У меня вопрос: а кто и как учил этих сирийцев, которым втюхали очень сложный в обслуживании и эксплуатации комплекс? Основная и главная причина поражения своего самолета - это полная потеря командованием ВВС-ПВО контроля за воздушной обстановкой и за действиями своих подразделений. Над офицером - стреляющим в дивизионе (К2)еще целая куча разных начальников, и на К9 (командный пункт группы дивизионов) и на КП полка, и центральный КП. Они должны были, обязаны были запретить стрельбу по нашему самолету. С К9 - просто не дать разрешение на пуск.
ПВО «некурящего человека», само должно, обязано, разбираться кто летит, куда летит и зачем летит. Если они это не умеют делать, то учиться надо, и не фиг искать крайних со стороны и позорить вооруженные силы. А ведь еще в 2015 году, по моему, наши генералы хвастались тем, что контролируют воздушное пространство в радиусе чуть ли не 600км от нашей авиабазы. Но, почему то сами так и не смогли обнаружить два Ф16 на дальности 100 км. Кстати, С200В был способен сбить не только Ф16, но и сбить в полете запущенные ими управляемые бомбы. Мы еще вначале 80гг в Сары-Шагане, успешно проводили стрельбы по разделяющейся цели, при которых уничтожался не носитель, а именно отделившаяся от него «крылатая ракета». Причем размеры этой крылатой ракеты-мишени были очень скромными, похоже, намного меньше, чем американские управляемые бомбы.
В принципе пуск ракеты при условии, что ракета не видит цели, возможен. На с200 есть такой режим, при котором ракета стартует, и только после этого захватывает цель. Называется что то типа "стрельба по закрытой цели". Но, по моему, РЛС комплекса всё таки должна что то сопровождать. Хотя, наверное, она может сопровождать и цель от имитатора. Тогда оператор захвата дает АС3, потом АС РПЦ, а оф пуска - вкл режим закрытой цели и дает РП. (разрешение пуска). Но, всё равно, команда РП должна прийти на эвм К2 из К9. В этом случае ракета стартует, производит поиск цели в полете, цель не находит и берет резко вверх(угол 86 гр) и через какое то время производит самопорыв. С земли это видно так же, как и подрыв по цели. При подрыве ракеты образуется облако из специальных шариков, сейчас не помню, толи 35, толи 55 тысяч штук, в виде тороида (бублика) радиусом в 200 метров. Если кто то туда попадет, считай пропал. Дырок в корпусе много будет. Как дуршлаке. На экране индикаторов захвата и ико можно определить только тип цели. Винтовой, ракета, турбореактивный или реактивный самолет. Если цель резко сменила свой тип, то тренированный командир боевого расчета немедленно выключит мощность и отправит ракету на самоликвидацию. Тут все от расчета зависит. У меня есть еще одна версия: арабы могли принять Ил20 за постановщик помех. Он большущую засветку на экран дает. Но явно одно, командованием и наших ВВС и арабскими силами ПВО явно утерян контроль за воздушной обстановкой и за действиями своих подразделений. А бардак - он стоит дорого.
Вот тут картинки. Похоже и полуслепой разберется. Но на картинках идеальные изображения. На самом деле многовинтовой самолет "засерает" весь экран.
© Алексеев Юрий Владимирович
https://www.facebook.com/
Посмотреть вложение 634422