Индийская космическая программа - ISRO

Вот такой вот красавец полетел:
А... нет, не красавец.
За минувшие дни наземные операторы не раз пытались включить двигательную установку спутника NVS-02, и все – безрезультатно. В выпущенном сегодня официальном сообщении сказано, что по всей видимости, в перекрытом положении застрял один из клапанов системы подачи окислителя. Индийское космическое агентство обещает принять меры к использованию спутника на его нынешней орбите, однако с ее нижней точкой высотой 165 км, перспективы мне видятся крайне плачевными.

Аппарат был построен на платформе I-2K – вообще-то довольно старой и неоднократно проверенной платформе, являющейся собственной разработкой Индии.
 
Реклама
А... нет, не красавец.
За минувшие дни наземные операторы не раз пытались включить двигательную установку спутника NVS-02, и все – безрезультатно. В выпущенном сегодня официальном сообщении сказано, что по всей видимости, в перекрытом положении застрял один из клапанов системы подачи окислителя. Индийское космическое агентство обещает принять меры к использованию спутника на его нынешней орбите, однако с ее нижней точкой высотой 165 км, перспективы мне видятся крайне плачевными.

Аппарат был построен на платформе I-2K – вообще-то довольно старой и неоднократно проверенной платформе, являющейся собственной разработкой Индии.
Разве всякие дублирующие обходные клапаны космобрахманы не делают?
 
На МЛМ дублировали.
Что такое МЛМ? Положим, мы поставили параллельный клапан. Тогда вероятность получить несанкционированное открытое положение стала больше. Значит, нужно ставить четыре клапана. Иногда ставят два клапана последовательно, чтобы обеспечить надежное запирание. Но в данном случае клапан не открылся, значит такое резервирование ухудшит ситуацию.
 
Что такое МЛМ? Положим, мы поставили параллельный клапан. Тогда вероятность получить несанкционированное открытое положение стала больше. З
Нужно ставить два параллельных клапана но разной конструкции.
Тогда вероятность одинакового отказа становится меньше.
 
Нужно ставить два параллельных клапана но разной конструкции.
Тогда вероятность одинакового отказа становится меньше.
Ради разнообразия отказов? Печаль беда как я понимаю в том, что любой отказ (и отказ открыться и отказ закрыться) фатальны, поэтому больше клапанов - больше вероятность отказа 🙄
 
Ради разнообразия отказов? Печаль беда как я понимаю в том, что любой отказ (и отказ открыться и отказ закрыться) фатальны, поэтому больше клапанов - больше вероятность отказа 🙄
Раз клапаны разные, то и отказывают они в разных условиях.
Отказобезопасность топит за такой вариант, а не за дублирование.
 
Раз клапаны разные, то и отказывают они в разных условиях.
Так и о том: клапан А отказал бы в условиях У1, а если бы таких условий не случилось, то не отказал бы. Клапан Б отказал бы в условиях У2, а не случилось они не отказал бы. Предположим, взаимоисключающие условия У1 и У2 реализуются с вероятностью 1 к 10. Тогда при наличии только клапана А или только клапана Б, мы теряем аппарат в 1 из 10 случаях, а при наличии обоих клапанов в 2 случаях из 10 🙄
 
Так и о том: клапан А отказал бы в условиях У1, а если бы таких условий не случилось, то не отказал бы. Клапан Б отказал бы в условиях У2, а не случилось они не отказал бы. Предположим, взаимоисключающие условия У1 и У2 реализуются с вероятностью 1 к 10. Тогда при наличии только клапана А или только клапана Б, мы теряем аппарат в 1 из 10 случаях, а при наличии обоих клапанов в 2 случаях из 10 🙄
нет
У1 и У2 выбираются такими, чтобы не совпасть или почти не совпасть.
Для этого существует процедура CMA -- common mode analysis
И прочие вещи.
Гетероструктуры повышают отказобезопасность, а однородное резервирование повышает взлётную массу
 
Реклама
нет
У1 и У2 выбираются такими, чтобы не совпасть или почти не совпасть.
Для этого существует процедура CMA -- common mode analysis
И прочие вещи.
Гетероструктуры повышают отказобезопасность, а однородное резервирование повышает взлётную массу
Так я и написал для случая когда У1 и У2 не совпадают (взаимоисключающие). Проблема в том, что мы добавляя клапан добавляем точку отказа. Так что если повезло и одна точка отказа не сработала, то мы добавили вторую, чтобы уж наверняка)))
Дублирование повышает отказобезопасность тогда, когда отказавший девайс не создаёт отказ сам по себе, а опасен только тем, что не выполняет свою функцию. Ну либо нужно дублировать не просто клапан, а уже целую систему, включающую не только клапан, но штуку обеспечивающую контроль и безопасный обход застрявшего в любом состоянии клапана (больше клапанов богу клапанов 😁).
 
Проблема в том, что мы добавляя клапан добавляем точку отказа. Так что если повезло и одна точка отказа не сработала, то мы добавили вторую, чтобы уж наверняка)))
Ну так четыре клапана с последовательно-параллельным включением. Притом два одноразовых на закрытие.
 
Ну так четыре клапана с последовательно-параллельным включением. Притом два одноразовых на закрытие.
И ещё на каждый клапан по четыре реле с последовательно-параллельным включением. А на каждое реле по четыре транзисторных ключа. Каждому ключу по четыре драйвера. А на каждый драйвер по четыре контролёра. В каждом контролёра по четыре программы. И на все это хозяйство 1360 пиропатрончиков уничтожающих заглючивший элемент 🤗
А, блин, забыл ещё про предохранители в цепи питания, на случай, если что замкнет. 1364 штуки.
 
А на каждое реле по четыре транзисторных ключа.
Чтобы эти транзисторные ключи при выходе из строя не блокировали работу друг друга, нужно, чтобы в реле было 4 разных обмотки.
Но и это не спасёт, если электронный ключ выгорел так, что подаёт питания на соленоид.
В одной конторе, где я когда-то работал, схемотехники специально использовали стабилитроны в стальных корпусах, так как опытным путём убедились, что ни сгорают на КЗ, а в стеклянных и пластмассовых корпусах сгорали на обрыв.
Там в схеме нужно было получить КЗ в случае выгорания стабилитрона.
#автоудаление
 
Индия успешно провела стыковку в космосе, заявила Индийская организация космических исследований. Там добавили, что расстыковка и проверка передачи энергии будут проведены в ближайшие дни
Индийские СМИ пишут:

Расстыковка спутников SpaDeX отложена предположительно до марта-апреля, поскольку, как сообщается, солнечные панели двух космических корабля не могут генерировать достаточно энергии. ISRO также испытывает трудности с комплексным управлением пристыкованными космическими кораблями, т. е. способностью управлять одним космическим кораблем с помощью системы управления ориентацией другого космического корабля (что было одной из целей миссии).
 
Индийские СМИ пишут:

Расстыковка спутников SpaDeX отложена предположительно до марта-апреля, поскольку, как сообщается, солнечные панели двух космических корабля не могут генерировать достаточно энергии. ISRO также испытывает трудности с комплексным управлением пристыкованными космическими кораблями, т. е. способностью управлять одним космическим кораблем с помощью системы управления ориентацией другого космического корабля (что было одной из целей миссии).
Для начала нормуль
 
Своевременно не написал об этом, но пару недель назад вышеупомянутые спутники SPADEX успешно расстыковали. Не без проблем, но миссию аппаратов можно считать успешно оконченной.

На днях же был впервые испытан двигатель SCE-200. Это керосин-кислородный движок закрытого цикла, предназначенный для апгрейда центрального блока ракеты LVM-3 (сейчас там стоит пара гептиловых L110). Вероятно, в его основе – старый советский РД-120, который уже продуктивно переделали для себя китайцы, а сейчас он дошел и до Индии...

20250329-sce200.jpeg

Фото: ISRO
 
Своевременно не написал об этом, но пару недель назад вышеупомянутые спутники SPADEX успешно расстыковали. Не без проблем, но миссию аппаратов можно считать успешно оконченной.

На днях же был впервые испытан двигатель SCE-200. Это керосин-кислородный движок закрытого цикла, предназначенный для апгрейда центрального блока ракеты LVM-3 (сейчас там стоит пара гептиловых L110). Вероятно, в его основе – старый советский РД-120, который уже продуктивно переделали для себя китайцы, а сейчас он дошел и до Индии...

20250329-sce200.jpeg

Фото: ISRO
почему пламя зелёное?
 
почему пламя зелёное?
«Зеленый – цвет, означающий плодородие и жизнеспособность, это цвет земли. В некоторых штатах Индии – это свадебный, праздничный цвет, означающий счастье и жизнь. Там он часто ассоциируется с исламом, один из любимых цветов мусульман и парсов».

А если серьезно, то кто ж нам всю поднаготную расскажет ;)
 
Реклама
«Зеленый – цвет, означающий плодородие и жизнеспособность, это цвет земли. В некоторых штатах Индии – это свадебный, праздничный цвет, означающий счастье и жизнь. Там он часто ассоциируется с исламом, один из любимых цветов мусульман и парсов».

А если серьезно, то кто ж нам всю поднаготную расскажет ;)
Да можно и догадаться, откуда зелёный цвет там.
Триэтилборан?
 
Назад