Исследования Солнечной системы (кроме Марса)

Уже несколько лет инженеры и ученые готовятся к исследованиям спутника Сатурна Титана и разрабатывают для него беспилотные летательные аппараты. Согласно последним планам, в 2034 году туда должен отправиться беспилотный дрон-вертолет Dragonfly. Однако совсем недавно был представлен еще более амбициозный проект.
Инженеры компании Planet Enterprises разрабатывают автономный гидросамолет, который сможет садиться на поверхность наполненных жидкими углеводородами морей Титана. Правда, сегодня аппарат TitanAir существует только в виде концепта. Это один из десятка проектов, отобранных в рамках первого этапа грантовой программы NASA.

Гипотетически этот гидросамолет сможет садиться на поверхность морей и собирать пробы. Для этого его крылья будет оснащены системой капилляров — тонких сосудов, по которым жидкость сможет подниматься без помощи помп. Сила тяжести на Титане составляет всего 17% от земной, поэтому аэродинамические полеты в его атмосфере вполне возможны. Необходимо только, чтобы крыло самолета было тонким и длинным.
 
Реклама
У кого весенний авитаминоз – отправляйтесь на Рюгу :D
И нет, это не ругательство:


Планетологи обнаружили в веществе астероида Рюгу урацил (это одно из азоцистых оснований РНК), а также его изомеры, никотиновую кислоту (витамин РР) и ее производные. Эти вещества расширяют зоопарк органических веществ, найденных на астероидах, и сформировались в Рюгу в результате ряда абиотических процессов, что подтверждает идею о том, что углеродистые астероиды могли доставлять органические вещества на молодую Землю. Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Вопрос о том, какую роль кометы и астероиды сыграл в зарождении жизни на Земле, остается без подробного ответа. Чтобы разобраться в этой проблеме ученые анализируют вещество метеоритов, найденных на Земле, однако более ценные данные можно получить, исследуя первичное вещество малых тел, доставленных на Землю автоматическими аппаратами. «Хаябуса-2» стала третьим подобным аппаратом (после «Стардаста» и «Хаябусы-1»), она доставила на землю 5,4 грамма вещества околоземного астероида (162173) Рюгу.

Ранее в веществе Рюгу были найдены аминокислоты, если считать, что у астероида и метеоритов типа CL-хондритов схожие родительские тела, то можно ожидать, что в образцах с Рюгу должны были присутствовать и другие классы органических соединений, в частности азотистые основания.

Группа планетологов во главе с Ясухиро Оба (Yasuhiro Oba) из Университета Хоккайдо опубликовала результаты поиска азотсодержащих органических соединений и их гомологов в образцах A0106 и C0107, взятых с поверхности Рюгу и из его приповерхностного слоя. Поиск велся методами масс-спектрометрии высокого разрешения и масс-спектрометрии изотопного состава с ионизацией электрораспылением в сочетании с жидкостной хроматографией.

В обоих образцах был обнаружен урацил — одно из четырех азотистых оснований рибонуклеиновой кислоты. Концентрация урацила составила 7-11 и 21-32 частей на миллиард в A0106 и C0107, соответственно, что меньше, чем в случае метеорита Оргей. Были обнаружены также структурные изомеры урацила — имидазол-2-карбоновая кислота и имидазол-4-карбоновая кислота. Другие азотистые основания ДНК/РНК не были найдены. Кроме того, в грунте Рюгу обнаружилась никотиновая кислота (витамер витамина В3, концентрация 49-99 частей на миллиард) и ее структурный изомер изоникотиновая кислота (концентрация 49-62 частей на миллиард), никотинамида и его структурных изомеров найдено не было.

Разница в содержании урацила в разных слоях Рюгу, по мнению ученых, связана с различием в интенсивности воздействия на реголит внешних факторов, таких как нагрев солнечным излучением, а также бомбардировка ультрафиолетовыми фотонами и космическими лучами. Органическое вещество в приповерхностном слое Рюгу было более защищенным от этих факторов.

Азотистые основания молекулы ДНК были найдены не только на Рюгу — ранее их отыскали в земных улеродистых метеоритах.
 
В подразделении НАСА, отвечающем за исследование планет, назревает скандал. Кто помнит, в феврале 2020 года НАСА выбрало две миссии на Венеру: орбитальный зонд для радиолокационного картографирования VERITAS и посадочный модуль DaVinci для исследования атмосферы. Далее – тезисно перескажу по миссии VERITAS (ссылки по тексту ставить в этот раз лень... вам придется поверить мне на слово, ну или гуглить самим :lol: ).

- основная цель VERITAS: построение карты Венеры высокого разрешения с помощью радиолокационного метода (картографирование в оптическом диапазоне невозможно – поверхность Венеры всегда скрыта плотным слоем облаков).
- не то, чтобы раньше этого никто не делал. Еще в начале 90-х практически все Венера была отснята радаром аппарата «Магеллан», но разрешение тех карт по современным меркам довольно слабое.
- не то, чтобы этого больше никто не планирует делать в ближайшие годы. Параллельно с VERITAS должна полететь миссия Европейского космического агентства под названием EnVision, которая тоже будет заниматься картографированием. Какой-то радар на свой зонд к Венере собираются ставить индийцы.
- в связи с этим, программа VERITAS рискует стать, без сомнения, полезной в научном плане миссией... но малоинтересной с точки зрения пиара и популяризаторства исследования космоса. При этом довольно большое число ученых считают, что она нужна (без хороших карт не узнаешь, куда в будущем сажать посадочный модуль, к примеру).
- в прошлом году миссию VERITAS перенесли с 2028 на 2031-й год, так как деньги потребовались на доработку другого зонда JPL – Psyche к одноименному астероиду.
- в этом году выяснилось, что на 2024-25 гг. в бюджете вновь не запланированы средства на разработку и строительство VERITAS (зато повысили расходы Mars Sample Return – миссию по доставке марсианского грунта). По сути, это означает дальнейший перенос запуска ближе к середине 2030-х. При этом миссия не отменена, ученые и инженеры по-прежнему закреплены за ней (и финансирование команды сохраняется, стоит отметить). В общем, народ возмущен и требует определенности. Народ в кулуарах говорит вещи, противоположные друг другу (то появляются слухи о возврате к предыдущему сроку запуска, то вообще об отмене программы).
- при этом, НАСА взяло паузу в объявлении новых миссий Discovery-класса (т.е. «среднебюджетных»)... но по-прежнему обещает объявить ближе к концу этого года новые флагманские миссии (и вроде бы как готово предоставить целых два РИТЭГа).

В общем, смысл срача – в том, что а) исполнительные подкомитеты НАСА тасуют финансы, как хотят, без особой открытости планов, б) не могут оперативно объяснять свои решения, в) марсианская программа действительно съедает все большую часть бюджетного пирога (одна только миссия по возврату грунта составит 28% бюджета межпланетных исследований в 2024 г.) Со стороны это не очевидно, но у тех же работников APL / JPL пригорает, в т. ч. от того что стало сложнее строить свои профессиональные планы. Хотя если посмотреть под другим углом – все это проблемы богатых ;) Даже при таком раскладе ни одно другое космическое агентство не может похвастаться даже отдаленно схожими по масштабу планами и финансированием...
 
Последнее редактирование:
В подразделении НАСА, отвечающем за исследование планет, назревает скандал. Кто помнит, в феврале 2020 года НАСА выбрало две миссии на Венеру: орбитальный зонд для радиолокационного картографирования VERITAS и посадочный модуль DaVinci для исследования атмосферы. Далее – тезисно перескажу по миссии VERITAS (ссылки по тексту ставить в этот раз лень... вам придется поверить мне на слово, ну или гуглить самим :lol: ).

- основная цель VERITAS: построение карты Венеры высокого разрешения с помощью радиолокационного метода (картографирование в оптическом диапазоне невозможно – поверхность Венеры всегда скрыта плотным слоем облаков).
- не то, чтобы раньше этого никто не делал. Еще в начале 90-х практически все Венера была отснята радаром аппарата «Магеллан», но разрешение тех карт по современным меркам довольно слабое.
- не то, чтобы этого больше никто не планирует делать в ближайшие годы. Параллельно с VERITAS должна полететь миссия Европейского космического агентства под названием EnVision, которая тоже будет заниматься картографированием. Какой-то радар на свой зонд к Венере собираются ставить индийцы.
- в связи с этим, программа VERITAS рискует стать, без сомнения, полезной в научном плане миссией... но малоинтересной с точки зрения пиара и популяризаторства исследования космоса. При этом довольно большое число ученых считают, что она нужна (без хороших карт не узнаешь, куда в будущем сажать посадочный модуль, к примеру).
- в прошлом году миссию VERITAS перенесли с 2028 на 2031-й год, так как деньги потребовались на доработку другого зонда JPL – Psyche к одноименному астероиду.
- в этом году выяснилось, что на 2024-25 гг. в бюджете вновь не запланированы средства на разработку и строительство VERITAS (зато повысили расходы Mars Sample Return – миссию по доставке марсианского грунта). По сути, это означает дальнейший перенос запуска ближе к середине 2030-х. При этом миссия не отменена, ученые и инженеры по-прежнему закреплены за ней (и финансирование команды сохраняется, стоит отметить). В общем, народ возмущен и требует определенности. Народ в кулуарах говорит вещи, противоположные друг другу (то появляются слухи о возврате к предыдущему сроку запуска, то вообще об отмене программы).
- при этом, НАСА взяло паузу в объявлении новых миссий Discovery-класса (т.е. «среднебюджетных»)... но по-прежнему обещает объявить ближе к концу этого года новые флагманские миссии (и вроде бы как готово предоставить целых два РИТЭГа).

В общем, смысл срача – в том, что а) исполнительные подкомитеты НАСА тасуют финансы, как хотят, без особой открытости планов, б) не могут оперативно объяснять свои решения, в) марсианская программа действительно съедает все большую часть бюджетного пирога (одна только миссия по возврату грунта составит 28% бюджета межпланетных исследований в 2024 г.) Со стороны это не очевидно, но у тех же работников APL / JPL пригорает, в т. ч. от того что стало сложнее строить свои профессиональные планы. Хотя если посмотреть под другим углом – все это проблемы богатых ;) Даже при таком раскладе ни одно другое космическое агентство не может похвастаться даже отдаленно схожими по масштабу планами и финансированием...
Нам бы их проблемы.....
А ведь я им говорил, что нехер деньги тратить на унылую миссию вокруг Юпитера!
 
Последнее редактирование:
Кстати, недавно (во многом, основываясь на тех самых данных с «Магеллана») удалось составить карту вулканов Венеры:

20230401-venus-volcanoes-map.jpeg


Одновременно обнаружились признаки того, что некоторые из этих вулканов сохраняют свою активность и по сей день.
 
14 апреля 2023 года в 15:14 Европейское космическое агентство запустило автоматическую межпланетную станцию Jupiter Icy Moons Explorer (JUICE) на борту тяжёлой ракеты Ariane V с космодрома Куру во Французской Гвиане. Космический аппарат предназначен для изучения спутников Юпитера: Ганимеда, Европы и Каллисто. Старт состоялся в назначенное время.


станция отделилась.
 
Последнее редактирование:
14 апреля 2023 года в 15:14 Европейское космическое агентство запустило автоматическую межпланетную станцию Jupiter Icy Moons Explorer (JUICE) на борту тяжёлой ракеты Ariane V с космодрома Куру во Французской Гвиане. Космический аппарат предназначен для изучения спутников Юпитера: Ганимеда, Европы и Каллисто. Старт состоялся в назначенное время.


станция отделилась.

Пока диктор произнесёт все свои нечитаемые буквы французской фонетики, станция уже к Юпитеру подлетит!
 
Первый разбор телеметрии с лунного посадочного аппарата HAKUTO-R показал, что миссия была куда дальше от успешной посадки на Луну, чем это казалось при просмотре трансляции. Экранные данные о высоте / скорости, очевидно, были симуляцией, основанных на неких данных о скорости / высоте аппарата, зафиксированных на начальных этапах прилунения. В действительности, у HAKUTO-R еще на большой высоте закончилось топливо и перед потерей связи зонд просто падал на Луну на протяжении примерно полутора минут. Что послужило причиной этому, пока не известно, но имеется версия, по которой альтиметр начал выдавать неверные данные по высоте аппарата над лунной поверхностью, и логика системы управления оказалась к этому не готова.

Хреновые вести пришли и с борта европейской миссии JUICE – пока не удается полностью раскрыть антенну RIME (научный радар для исследования подповерхностных структур спутников Юпитера). 16-метровую «трубу» удалось пока раздвинуть пока примерно на треть. Дальше будут трясти аппарат с помощью двигателей ориентации, подставлять его бока солнечному свету (вдруг оно нагреется, расширится и откроется). Вроде бы, есть надежды на успех (ну и если что, это далеко не единственный прибор на зонде).
 
Первый разбор телеметрии с лунного посадочного аппарата HAKUTO-R показал, что миссия была куда дальше от успешной посадки на Луну, чем это казалось при просмотре трансляции. Экранные данные о высоте / скорости, очевидно, были симуляцией, основанных на неких данных о скорости / высоте аппарата, зафиксированных на начальных этапах прилунения. В действительности, у HAKUTO-R еще на большой высоте закончилось топливо и перед потерей связи зонд просто падал на Луну на протяжении примерно полутора минут. Что послужило причиной этому, пока не известно, но имеется версия, по которой альтиметр начал выдавать неверные данные по высоте аппарата над лунной поверхностью, и логика системы управления оказалась к этому не готова.

Хреновые вести пришли и с борта европейской миссии JUICE – пока не удается полностью раскрыть антенну RIME (научный радар для исследования подповерхностных структур спутников Юпитера). 16-метровую «трубу» удалось пока раздвинуть пока примерно на треть. Дальше будут трясти аппарат с помощью двигателей ориентации, подставлять его бока солнечному свету (вдруг оно нагреется, расширится и откроется). Вроде бы, есть надежды на успех (ну и если что, это далеко не единственный прибор на зонде).
Переживаю за Юсю.
Очень интересная миссия!
А Поршем об осину ударить -- то бывает. Курс молодого бойца , или как это у самураев называется? ;)
 
пресс-релиз европейцев после аварии в первом запуске Ariane-5 в далеком 1996-м... который я сейчас сходу не могу найти (найду – напишу)
Нашел. Оффтоп, конечно, но запощу здесь.

Итак, реальность: Ariane-5 взрывается в первом запуске на 37 секунде после старта из-за ошибки в программе управления полетом ракеты. Полезная нагрузка (4 научных аппарата Cluster для исследования магнитосферы Земли) оказывается уничтожена, что влечет за собой убытки $370 млн.


.

Тот самый знаменитый пресс-релиз:

Первый запуск Ariane-5 не привел к валидации новой европейской ракеты. The first Ariane-5 flight did not result in validation of Europe's new launcher

Состоялись первые летные испытания совершенно новой ракеты-носителя, которые стали продолжением наземных испытаний ее компонентов, проведенных в предыдущие несколько лет.
Принципиально новая ракета Ariane-5 использует двигатели в десять раз более мощные чем те, что использовались на ее предшественнице Ariane-4, а электронная система управления полетом – в сотню раз производительнее предыдущей. Новая ракета была подвергнута огромному количеству наземных проверок и испытаний. Однако абсолютных гарантий не бывает. Характеристики ракеты-носителя могут быть окончательно подтверждены только при выполнении ее запуска.
Второй испытательный запуск, согласно утвержденной программе, произойдет через несколько месяцев. Перед этим предстоит выяснить все причины, приведшие к нынешней неудаче, и внести корректировки, необходимые для успешного прохождения второго тестового пуска. Комиссия будет созвана в течение нескольких дней. В течение месяца ей предстоит подготовить независимый отчет, раскрывающий причины инцидента и содержащий рекомендации для следующего запуска Ariane-5, которые позволили бы предотвратить повторение подобных инцидентов.
Программа Ariane-5 – серьезный вызов для космической отрасли Европы. Навыки и знания специалистов, ответственных за ее реализацию, вкупе с настойчивостью и солидарностью наших политиков и руководителей индустрии, делают нас уверенными в будущем Ariane-5.
 
Реклама
Нашел. Оффтоп, конечно, но запощу здесь.

Итак, реальность: Ariane-5 взрывается в первом запуске на 37 секунде после старта из-за ошибки в программе управления полетом ракеты. Полезная нагрузка (4 научных аппарата Cluster для исследования магнитосферы Земли) оказывается уничтожена, что влечет за собой убытки $370 млн.


.

Тот самый знаменитый пресс-релиз:

Крутой пресс-релиз!
Но до "бывший самолёт Трансаэро" не дотягивает....
 
20230303-eels.jpg


Если вас впечатляет приведенная выше картинка, то все что вам нужно этим пятничным вечером – это посмотреть видео про проект робозмеи для исследования глубин Энцелада. Отличное выступление в Калтехе:


EELS (сокращение от Exobiology Extant Life Surveyor — «Экзобиологический обнаружитель жизни») — это самоходный автономный робот, который был вдохновлен желанием искать признаки жизни в океане, скрывающемся под ледяной коркой спутника Сатурна Энцелада, в том числе с возможностью спускаться по узким жерлам на поверхности, из которых извергаются гейзеры.
Команда проекта приступила к созданию первого прототипа в 2019 году и с тех пор постоянно вносит изменения. С прошлого года они ежемесячно проводят полевые испытания и совершенствуют как аппаратное, так и программное обеспечение, позволяющее EELS работать автономно. В своем нынешнем виде, получившем название EELS 1.0, робот весит около 100 кг и имеет длину 4 м.
Робот был испытан в песчаной, снежной и ледяной среде, от Mars Yard в JPL до «игровой площадки для роботов», созданной на горнолыжном курорте в заснеженных горах Южной Калифорнии, и даже на местном крытом катке.
 
EELS (сокращение от Exobiology Extant Life Surveyor — «Экзобиологический обнаружитель жизни») — это самоходный автономный робот, который был вдохновлен желанием искать признаки жизни в океане, скрывающемся под ледяной коркой спутника Сатурна Энцелада, в том числе с возможностью спускаться по узким жерлам на поверхности, из которых извергаются гейзеры.
Команда проекта приступила к созданию первого прототипа в 2019 году и с тех пор постоянно вносит изменения. С прошлого года они ежемесячно проводят полевые испытания и совершенствуют как аппаратное, так и программное обеспечение, позволяющее EELS работать автономно. В своем нынешнем виде, получившем название EELS 1.0, робот весит около 100 кг и имеет длину 4 м.
Робот был испытан в песчаной, снежной и ледяной среде, от Mars Yard в JPL до «игровой площадки для роботов», созданной на горнолыжном курорте в заснеженных горах Южной Калифорнии, и даже на местном крытом катке.

этот гельминт застрянет в первой же расщелине
 
Хреновые вести пришли и с борта европейской миссии JUICE – пока не удается полностью раскрыть антенну RIME (научный радар для исследования подповерхностных структур спутников Юпитера). 16-метровую «трубу» удалось пока раздвинуть пока примерно на треть. Дальше будут трясти аппарат с помощью двигателей ориентации, подставлять его бока солнечному свету (вдруг оно нагреется, расширится и откроется). Вроде бы, есть надежды на успех (ну и если что, это далеко не единственный прибор на зонде).
Антенну RIME удалось полностью успешно раскрыть :giggle:

 
Реклама
Это обычный диполь длинной половину длины волны.
то есть это одна точка приёма и излучения с широкой диаграммой направленности.
Как они будут строить карту толщины льда, если отражённый сигнал будет приходить со всех сторон .
Как строить карту без ФАР?
 
Назад