Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

    A_Z

    Старожил
    А военный аэродром для 849 полка построили, наверное, в связи с событиями конца 50-х начала 60-х годов, которые завершились сбитием Пауэрса 1 мая 1960 года.
    Как то ну очень таинственно вы выражаетесь. В чём состояли эти "события"?
     

    cloudy-joe

    Старожил
    А военный аэродром для 849 полка построили, наверное, в связи с событиями конца 50-х начала 60-х годов, которые завершились сбитием Пауэрса 1 мая 1960 года.
    Иначе с чего бы срочно строить и перебазировать авиационный полк ПВО в Купино!
    А потом этот аэродром и для китайских событий пригодился.
    Из воспоминаний С.М. Крамаренко:
    Министерство гражданской авиации, неоднократно требовавшее перевода самолетов Су-9 из Толмачева, в конце концов добилось своего. Министерство обороны приказало перебазировать полк Су-9 на 300 км на юго-запад, на Купинский аэродром. Город Купино располагался в трехстах километрах от Новосибирска, возле огромного озера Чаны. Кругом степи — прекрасное место для полетов! Раньше там находился школьный аэродром, но длина его взлетной полосы была всего 2 км. Для самолетов МиГ-17 аэродром подходил, но для Су-9 полоса была коротковата. Несмотря на это, заместитель командующего армией приказал посадить на этот аэродром самолеты Су-9. Выполнение этого приказания означало разбить несколько этих прекрасных, но строгих на посадке самолетов. Ведь лишь несколько самых опытных летчиков могли садиться на такую слишком короткую для сверхзвуковых истребителей посадочную полосу.
    Полосу начали удлинять, но работы еще шли, а полку уже подошло время перебазироваться. Вызванный командир полка наотрез отказался сажать на короткую взлетно-посадочную полосу свои самолеты. Дело дошло до взаимных оскорблений. Я поддержал командира полка и попросил командира дивизии обратиться к командующему армией с просьбой отсрочить перебазирование полка на аэродром Купино до окончания всех работ. Командующий армией согласился и приказал срочно ускорить удлинение взлетной полосы на 500 метров, а пока полку перелететь в Семипалатинск и продолжать летную подготовку там. Тем не менее наши «грехи» не были забыты: командира полка по какой-то причине сняли, а мне отказали в поступлении в Академию Генерального штаба...
     

    Олег74

    Прохладносибирск
    А военный аэродром для 849 полка построили, наверное, в связи с событиями
    Дмитрий Борисович,географически он расположен на равном удалении от стратегически важных,на тот момент,некоторых н.п. страны.
     

    Gav_kot

    Старожил
    Как то ну очень таинственно вы выражаетесь. В чём состояли эти "события"?
    Что же здесь таинственного? Информации о том периоде не просто много, а очень много.
    Ракетные, ядерные, космические программы чего стоят!
    И массовые попытки противника узнать о них.
    Вот и нужно иметь средства для пресечения этих попыток.
    Отсюда и 14 ОА ПВО, и 38 корпус ПВО с его 849 ИАП и десятью бригадами и полками ПВО. На этой ветке ведь эти данные есть!
     

    Gav_kot

    Старожил
    Ян Валерьевич, отличная информация!
    Много проясняет.
    Правда отсюда не видно, только ли требование МГА к МО СССР заставило перебазировать многострадальный 849 полк в Купино?
    И всё же почему Купино?
    Не только ведь школьный грунтовой аэродром пересилил другие доводы?
    Наверное и расстояния определяли это выбор.
    :agree:

    Дмитрий Борисович,географически он расположен на равном удалении от стратегически важных,на тот момент,некоторых н.п. страны.
    Олег, конечно! Чем-то руководствовались штабы и командование, когда выбрали Купино?
    Если вбухали потом несметные средства в аэродром и городок, значит это место подходило для решения задач ПВО?
    Это-то и интересно.

    Но главное - что за парашютисты были в Купино, которых постоянно видели и чей чехол в 1957 году подобрали дети?
     

    A_Z

    Старожил
    Вот и нужно иметь средства для пресечения этих попыток.
    Отсюда и 14 ОА ПВО, и 38 корпус ПВО с его 849 ИАП и десятью бригадами и полками ПВО. На этой ветке ведь эти данные есть!
    Видите ли, "иметь средства для пресечения этих попыток" - это всего лишь лозунг.
    Вот что конкретно из объектов "ракетных, ядерных, космических программ" мог прикрыть 849-й полк со своим базированием хоть в Новосибирске, хоть в Купино?
    Особенно в Купино - при дальностьи Су-9, не позволяющей даже над Новосибирском кого-либо перехватить.
     

    Gav_kot

    Старожил
    Вот что конкретно из объектов "ракетных, ядерных, космических программ" мог прикрыть 849-й полк со своим базированием хоть в Новосибирске, хоть в Купино?
    Особенно в Купино - при дальностьи Су-9, не позволяющей даже над Новосибирском кого-либо перехватить.
    Если это прояснит, что же за парашютисты в Купино прыгали в 1957 году, то могу поговорить и на эту тему.
    А если нет, то я продолжу поиски на свой вопрос.
     

    avro

    Модератор
    Пара комментариев к тексту по ссылке:

    "...большой авиационный завод, выпускавший в войну истребители Лавочкина" - завод им. Чкалова в 1940-х выпускал истребители Яковлева. Не выпускал Ла вообще, но как добавили ниже, выпускал ЛаГГи, на начальном этапе.

    "Аэродром Толмачево был гражданским аэропортом, и совместные полеты стремительных истребителей «Су» и тихоходных пассажирских «Ильюшиных» и «Туполевых» представляли собой..." - изначально Толмачево был военным аэродромом, с довоенных годов. С 1957 года (или на пару лет раньше, когда было принято решение о базироовке там самолетов ГВФ) он стал аэродромом совместного базирования. И до сих пор им остается.

    Про "тихоходные Туполевы" комментариев нет.

    Один из примеров современного "совместного базирования":

    Ил-86ВКП Обь Балаева.jpg
     
    Последнее редактирование:

    Gav_kot

    Старожил
    Пара комментариев к тексту по ссылке:
    avro, спасибо!
    Много раз слышал и убеждался, что воспоминания дают лишь направление для поиска.
    Как и в этом случае.
    Но тем ценнее воспоминания ветерана, ведь они передали ощущения человека! А их в документах нет.

    По воспоминаниям С.М. Крамаренко у меня тоже возникли вопросы, на которые и хочется получить ответы.
    Например, упоминается школьный аэродром.
    Где он был? Там, где позднее построили аэродром для 849 полка? Или тот гражданский и был школьным?
    Если так, то этот школьный был аэродромом совместного базирования?
    И была ли у него металлическая полоса? Или Су-9 решили сажать на грунт?
     

    avro

    Модератор
    Gav_kot, у меня есть короткая история купинского полка. Надо как-нибудь описать.

    "Школа" - это учебная эскадрилья или более крупное учебное подразделение времен Великой Отечественной. Их тогда много было. В Татарске и Карасуке, в в том числе. Подчинялись они ЗСУ ГВФ, как я предполагаю. Есть книги по учебным подразделениям в Сибири во время войны. В сети вроде тоже были (один из авторов - Ростов из Барнаула).
     

    Gav_kot

    Старожил
    @Gav_kot, у меня есть короткая история купинского полка. Надо как-нибудь описать.
    avro, если получится и не очень трудно, то сделайте пожалуйста описание!
    Хотя сама история полка в моём случае и не совсем важна. Разве только в самом начальном периоде перебазирования в Купино.
    Может быть она поможет ответить на вопрос о парашютистах.
    Почему-то думаю, что там было какое-то отделение ДОСААФ. Или учебная площадка (аэродром) одного из училищ.
    Потому что достоверно парашютистов там видели с 1953-54 годов и по 1961 год включительно.
     

    avro

    Модератор
    Gav_kot, вот что получилось по полку:

     

    Gav_kot

    Старожил
    @av_kot, вот что получилось по полку:
    avro, присоединяюсь к оценке Олега74!
    Большое спасибо!
    Материал очень интересный и для меня неожиданный. Не предполагал, что аэровокзал был белокаменный, и рейсы в Омск и Павлодар!
    Сохранил в свой архив, для изучения и осмысления!
    :agree:

    P.S. Ил-28 в Купино упомянут. Значит в Купинской школе и они были, не только Ан-2.
    Про Ан-2 пишу потому, что по воспоминаниям одного из тех детей, что в 1957 году чехол от парашюта нашли, с самолёта прыгали человек по 10.
    Парашюты были в основном белые, но и цветные были, круглые.
     
    Последнее редактирование:

    avro

    Модератор
    История медсанчасти аэропорта «Новосибирск Северный»

    Первым медицинским учреждением городского аэропорта «Новосибирск Северный» была амбулатория, которая размещалась в 2-х комнатах барака № 1 на стройучастке. Коллектив амбулатории состоял из начальника, зубного врача, фельдшера, санитарки. Стартовый медпункт находился в здании старого аэровокзала, в котором принимал фельдшер. В последующем амбулатория размещалась в подвале дома № 5 (1940 г.), в помещении профилактория (1941 г.), в доме № 7, где занимала 3 квартиры.

    С 1957 г. медсанчасть находилась в настоящем здании. Уже в то время работали кабинеты: терапевтический, хирургический, гинекологический, ЛОР, педиатрический, невропатолога, зубной и рентгенологический. С 1944 г. открыт стационар на 10 коек. В 1952 году организован кабинет авиамедицины, который в 1954 г. преобразован в лабораторию авиамедицины (ЛАМ). Медсанчасть имела 17 кабинетов. В нее входило 3 медпункта и лаборатория. В 1971 г. начал функционировать кабинет лечебной физкультуры


    Фото 1960-х и 70-х.

    Медсанчасть Новосибирск Северный. 1960-е годы..jpg


    Медсанчасть Новосибирск Северный. 1970-е годы.jpg
     

    avro

    Модератор
    A_Z, ЛаГГи были. Но Лавочкин у меня ассоциируется с Ла. Поправлю свои слова выше.
     

    avro

    Модератор
    Много текста и фото про Чкаловский завод времен Великой Отечественной