Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

avro,
Может это о нём ?
В связи с этим вновь встал вопрос о строительстве спортивного аэродрома. О планах размещения в левобережье уже не вспоминали, а в решениях II краевого съезда Советов было записано положение о выделении земельного участка под строительство аэродрома легкомоторной авиации в районе реки Плющиха. Ныне это участок ул.Большевистской напротив острова Кустовой.
1588175341473.png

 
Последнее редактирование:
Реклама
starik, я сомневаюсь, что "на берегу Оби в городе" в 1942 году был аэродром с ПС-41. Гидропорт был, но не с ПС-41 (это вариант СБ). Гидропорту вода нужна, ее у нас тут много.

А если аэродром с ПС-41 и был, то "на ул.Большевистской напротив острова Кустовой", у гостиницы... - сейчас там Речной вокзал, с 1970-х. В общем, интересно.
 
(кстати, Уральское управление вроде как в то время подчинялось Новосибирску? На правах Уральской авиагруппы Западно-Сибирского управления ГВФ. Или не так было?)

Посмотреть вложение 722155
Так ведь в скане написано: Петропавловская школа (подчинена Уральскому управлению).
То есть Уральское управление было "равнозначно" Западно-Сибирскому.

Известна и дата образования: 4 сентября 1942 года Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск было разделено на два самостоятельных управления ГВФ. Уральское управление Гражданского Воздушного Флота с центром в Свердловске обслуживало участок магистрали от Москвы до Омска, Западно-Сибирское управление ГВФ с базированием в Новосибирске работало на участке магистрали Омск - Красноярск.
В состав Уральского управления были переданы подразделения, ранее состоявшие в Уральской авиационной группе: 71-я, 72-я, 73-я, 74-я и 3-я учебные эскадрильи бывшего Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск, а также 14-я, 15-я и 53-я эскадрильи бывшей Новосибирской авиационной группы ГВФ. В составе управления были также организованны 3-й транспортный авиаотряд специального применения с базированием в Свердловске и 32 авиаотряд специального применения с местонахождением в Казани. Парк самолётов составляли К-5, ПС-6, ПС-40, «Сталь-3», У-2 и АНТ-9, многие из которых подлежали списанию еще в 1941 году. В состав управления вошли аэропорты: Свердловский (Уктус), Уфимский, Пермский, Казанский, Арзамасский, Янаульский, Челябинский, Магнитогорский, Чистопольский, Ижевский и Чкаловский
.
 
A_Z, Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск было в Новосибирске. И Тюменский север во время войны был за Западной Сибирью. Поэтому я спросил.

Колбасило там его...

19 мая 1934г. - Уральское Управление ГВФ

1936г. - Уральская Авиагруппа Западно-Сибирского управления ГВФ

Июль 1939г. - Уральская Авиагруппа Управления воздушных магистралей Москва-Иркутск

4 сентября 1942г. - Уральское Управление ГВФ

Сентябрь 1952г. - Свердловская и Тюменская Авиагруппы Западно-Сибирского управления ГВФ

В соответствии с приказом ГУ ГВФ №065 от 22 июля 1957г. организована Уральская отдельная авиагруппа ГВФ, выделенная из состава Западно-Сибирского ТУ ГВФ, на базе бывшей Свердловской АГ и Тюменской АГ со всеми подчинёнными ими подразделениями в составе:
120-й АТО (Свердловск)
121-й АО (Курган)
122-й АО (Пермь)
123-й АО (Свердловск)
124-й АО (Челябинск)

2 апреля 1960г. - Уральское Территориальное Управление ГВФ (Приказ начальника ГУ ГВФ №180 от 2 апреля 1960г.)

 
avro, новосибирцев колбасило не меньше.
1932г. - Сибирское управление сельхозавиации

Март 1934г. - Западно-Сибирская контора гражданской авиации

1935г. - Западно-Сибирское управление ГВФ

1 октября 1937г. - в составе Западно-Сибирского УГВФ создано управление воздушной линии Москва - Новосибирск (Приказ ГУ ГВФ №1041)

2 января 1942г. - Управление воздушной магистралью Москва–Иркутск

Сентябрь 1942г. - Западно-Сибирское управление ГВФ

Сентябрь 1952г. - Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ в составе:
112-й АТО, 113-й АОСП, 114-й и 115-й АТО, 116-й АОСП, 6-й АОВС (в январе 1953г. эти подразделения были сведены в Новосибирскую авиагруппу)
117-й, 118-й, 119-й АО
Свердловская авиагруппа (120-й АТО, 121-й, 122-й, 123-й, 124-й АО),
Тюменская авиагруппа (авиаотрядов не имела),

Август 1957г. - Свердловская АГ ЗС ТУ ГВФ преобразована в Уральскую ОАГ ГВФ, Тюменская АГ подчинена ей, Новосибирская АГ ЗС ТУ ГВФ ликвилирована (Приказ ГУ ГВФ №065 от 22 июля 1957г.)
 
A_Z, в битве названий и подчинений выигрывает Новосибирск. Названия не так важны здесь. Важно, что кем управлялось.

Авиашколы Уральского управления в годы войны создавались под руководством Новосибирска (до 1942 года). А потом просто были переподчинены. Думаю так было. Надо доки 1941 года по тем школам смотреть, если не ранее.
 
cloudy-joe, 1944-45 - это уже другое немного время. Интересно начало войны. Я давно вокруг темы обучения летного состава в Западной Сибири в военный период хожу, но пока в кучу не собрал.

___________________________________________________

Из старых советских буклетов. Ресторан в Толмачево. Разноцветные стулья.

Ресторан в Толмачево, буклет ЗС.jpg
 
Кстати, из наградных листов можно узнать некоторые подробности о работе Купинской авиашколы:
Ян Валерьевич, огромное спасибо!
Купинская школа-то была не маленькая!
Из документов следует, что в школе было минимум две авиаэскадрильи.
В первой АЭ были звенья, во второй - отряды.
И самолёты упомянуты многие кроме У-2 (По-2). Были ли они в школе или прилетали, непонятно.
Или эти просто перечисление освоенных типов представляемых к награждениям.
Ценные документы!
:agree:
 
Реклама
Вот что пишет Мехед (ЗСУ ГА) в книге советского периода про обучение во время войны.

Как минимум три фамилии названо. Но пока "привязки фамилий к местности" не нашел.

Известно, что в Татарске была учебная АЭ. Предполагаю, что это как раз от Купинской школы.

1 P1280071.JPG

2 P1280072.JPG


3 P1280069.JPG


4 P1280070.JPG
 
М.Г.Рыбалко (выше) упомянут в истории новосибирского УТО.

 
Ян Валерьевич, большое спасибо за документы!
Так по крупицам и проясняются многие детали тех лет!
:agree:
 
cloudy-joe, я нашел сейчас наградной Купало. Да, там 24 июня стоит.

Но вот что интересно. Нашелся еще один новосибирец, Обухов Василий Михайлович, 1909 г.р., который был призван одновременно с Купало и в тот же полк. У него тоже есть воспоминания и там тоже говорится про 23 июня. Причем, это воспоминания, записанные еще во время войны, если верить источнику.

Обухов 23.jpg


Жизнь и подвиг В. М. Обухова, Героя Советского Союза, воспитанника системы трудовых резервов

Но что еще интересней, Обухов - Герой Советского Союза. Наградной лист на Героя есть, а на первый его орден Красной звезды 1941 года - нет. А там должно/может быть описание первых боев.
 
Из известной советской книги Михеда про довоенный Новосибирский авиаотряд аэрофотосъемки.

У меня по нему того периода вообще ничего нет. На чем летал - (ниже указано), что снимал, где базировался (есть версия, что на аэродроме Динамо, хотя вроде бы логично - все отряды на одной базе в Северном)

Поиском по "Гувят П.П." ничего толком найти не смог.

P1280067 аэрофотоотряд 1.JPG


P1280068 аэрофотоотряд 2.JPG
 
хотя вроде бы логично - все отряды на одной базе в Северном)
Отряд базировался в Северном.Хочешь уточнить , обратись сюда История Новосибирска-Новониколаевска | Краеведческий форум Новосибирск в фотозагадках
или здесь
Музей бывшего предприятия № 8 (Новосибирского аэрогеодезического предприятия), а ныне АО «ПО «Инженерная геодезия», г.Новосибирск, ул.Челюскинцев, 50.
 
Последнее редактирование:
starik, про такой музей впервые слышу. Интересно. Но сайт у них, прямо скажем, слабый и с обновлениями 2018 года


...АО "ПО Инжгеодезия" (ранее Новосибирское аэрогеодезическое предприятие, Предприятие №8 ГУГК при СМ СССР, Всесоюзное производственное объединение "Инженерная геодезия", Производственное объединение "Инженерная геодезия"), правоприемником которого является Общество, создано 10.01.1936 года в составе Главного управления государственной съёмки и картографии НКВД СССР. Первоначальными задачами предприятию были определены создание астрономо-геодезических и нивелирных сетей высших классов на территории Сибири и Дальнего Востока, сплошные топографические съёмки в масштабе 1:100 000; на промышленно развивающиеся регионы страны 1:50 000 и 1:25 000.

ПС. И люди там такие знакомые..., прямо неожиданно.

ГУГК Бородин 2017.jpg
 
Реклама
Борис Семенов как старожил Толмачево говорит, что монголы летали на Ту-154М в Москву через Толмачево (дозаправка) года два примерно. Не слышал про таких гостей раньше. Позже они же летали через нас на Боинге 727.

Вводили монголов на тушку летчики из Иркутска.

Монголия Ту-154.jpg
 
Назад