Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

avro,
Может это о нём ?
В связи с этим вновь встал вопрос о строительстве спортивного аэродрома. О планах размещения в левобережье уже не вспоминали, а в решениях II краевого съезда Советов было записано положение о выделении земельного участка под строительство аэродрома легкомоторной авиации в районе реки Плющиха. Ныне это участок ул.Большевистской напротив острова Кустовой.

 
Последнее редактирование:
starik, я сомневаюсь, что "на берегу Оби в городе" в 1942 году был аэродром с ПС-41. Гидропорт был, но не с ПС-41 (это вариант СБ). Гидропорту вода нужна, ее у нас тут много.

А если аэродром с ПС-41 и был, то "на ул.Большевистской напротив острова Кустовой", у гостиницы... - сейчас там Речной вокзал, с 1970-х. В общем, интересно.
 
Так ведь в скане написано: Петропавловская школа (подчинена Уральскому управлению).
То есть Уральское управление было "равнозначно" Западно-Сибирскому.

Известна и дата образования: 4 сентября 1942 года Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск было разделено на два самостоятельных управления ГВФ. Уральское управление Гражданского Воздушного Флота с центром в Свердловске обслуживало участок магистрали от Москвы до Омска, Западно-Сибирское управление ГВФ с базированием в Новосибирске работало на участке магистрали Омск - Красноярск.
В состав Уральского управления были переданы подразделения, ранее состоявшие в Уральской авиационной группе: 71-я, 72-я, 73-я, 74-я и 3-я учебные эскадрильи бывшего Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск, а также 14-я, 15-я и 53-я эскадрильи бывшей Новосибирской авиационной группы ГВФ. В составе управления были также организованны 3-й транспортный авиаотряд специального применения с базированием в Свердловске и 32 авиаотряд специального применения с местонахождением в Казани. Парк самолётов составляли К-5, ПС-6, ПС-40, «Сталь-3», У-2 и АНТ-9, многие из которых подлежали списанию еще в 1941 году. В состав управления вошли аэропорты: Свердловский (Уктус), Уфимский, Пермский, Казанский, Арзамасский, Янаульский, Челябинский, Магнитогорский, Чистопольский, Ижевский и Чкаловский
.
 
A_Z, Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск было в Новосибирске. И Тюменский север во время войны был за Западной Сибирью. Поэтому я спросил.

Колбасило там его...

19 мая 1934г. - Уральское Управление ГВФ

1936г. - Уральская Авиагруппа Западно-Сибирского управления ГВФ

Июль 1939г. - Уральская Авиагруппа Управления воздушных магистралей Москва-Иркутск

4 сентября 1942г. - Уральское Управление ГВФ

Сентябрь 1952г. - Свердловская и Тюменская Авиагруппы Западно-Сибирского управления ГВФ

В соответствии с приказом ГУ ГВФ №065 от 22 июля 1957г. организована Уральская отдельная авиагруппа ГВФ, выделенная из состава Западно-Сибирского ТУ ГВФ, на базе бывшей Свердловской АГ и Тюменской АГ со всеми подчинёнными ими подразделениями в составе:
120-й АТО (Свердловск)
121-й АО (Курган)
122-й АО (Пермь)
123-й АО (Свердловск)
124-й АО (Челябинск)

2 апреля 1960г. - Уральское Территориальное Управление ГВФ (Приказ начальника ГУ ГВФ №180 от 2 апреля 1960г.)

 
avro, новосибирцев колбасило не меньше.
1932г. - Сибирское управление сельхозавиации

Март 1934г. - Западно-Сибирская контора гражданской авиации

1935г. - Западно-Сибирское управление ГВФ

1 октября 1937г. - в составе Западно-Сибирского УГВФ создано управление воздушной линии Москва - Новосибирск (Приказ ГУ ГВФ №1041)

2 января 1942г. - Управление воздушной магистралью Москва–Иркутск

Сентябрь 1942г. - Западно-Сибирское управление ГВФ

Сентябрь 1952г. - Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ в составе:
112-й АТО, 113-й АОСП, 114-й и 115-й АТО, 116-й АОСП, 6-й АОВС (в январе 1953г. эти подразделения были сведены в Новосибирскую авиагруппу)
117-й, 118-й, 119-й АО
Свердловская авиагруппа (120-й АТО, 121-й, 122-й, 123-й, 124-й АО),
Тюменская авиагруппа (авиаотрядов не имела),

Август 1957г. - Свердловская АГ ЗС ТУ ГВФ преобразована в Уральскую ОАГ ГВФ, Тюменская АГ подчинена ей, Новосибирская АГ ЗС ТУ ГВФ ликвилирована (Приказ ГУ ГВФ №065 от 22 июля 1957г.)
 
A_Z, в битве названий и подчинений выигрывает Новосибирск. Названия не так важны здесь. Важно, что кем управлялось.

Авиашколы Уральского управления в годы войны создавались под руководством Новосибирска (до 1942 года). А потом просто были переподчинены. Думаю так было. Надо доки 1941 года по тем школам смотреть, если не ранее.
 
cloudy-joe, 1944-45 - это уже другое немного время. Интересно начало войны. Я давно вокруг темы обучения летного состава в Западной Сибири в военный период хожу, но пока в кучу не собрал.

___________________________________________________

Из старых советских буклетов. Ресторан в Толмачево. Разноцветные стулья.

 
Ян Валерьевич, огромное спасибо!
Купинская школа-то была не маленькая!
Из документов следует, что в школе было минимум две авиаэскадрильи.
В первой АЭ были звенья, во второй - отряды.
И самолёты упомянуты многие кроме У-2 (По-2). Были ли они в школе или прилетали, непонятно.
Или эти просто перечисление освоенных типов представляемых к награждениям.
Ценные документы!
 
Вот что пишет Мехед (ЗСУ ГА) в книге советского периода про обучение во время войны.

Как минимум три фамилии названо. Но пока "привязки фамилий к местности" не нашел.

Известно, что в Татарске была учебная АЭ. Предполагаю, что это как раз от Купинской школы.






 
М.Г.Рыбалко (выше) упомянут в истории новосибирского УТО.

 
Ян Валерьевич, большое спасибо за документы!
Так по крупицам и проясняются многие детали тех лет!
 
cloudy-joe, я нашел сейчас наградной Купало. Да, там 24 июня стоит.

Но вот что интересно. Нашелся еще один новосибирец, Обухов Василий Михайлович, 1909 г.р., который был призван одновременно с Купало и в тот же полк. У него тоже есть воспоминания и там тоже говорится про 23 июня. Причем, это воспоминания, записанные еще во время войны, если верить источнику.



Жизнь и подвиг В. М. Обухова, Героя Советского Союза, воспитанника системы трудовых резервов

Но что еще интересней, Обухов - Герой Советского Союза. Наградной лист на Героя есть, а на первый его орден Красной звезды 1941 года - нет. А там должно/может быть описание первых боев.
 
Из известной советской книги Михеда про довоенный Новосибирский авиаотряд аэрофотосъемки.

У меня по нему того периода вообще ничего нет. На чем летал - (ниже указано), что снимал, где базировался (есть версия, что на аэродроме Динамо, хотя вроде бы логично - все отряды на одной базе в Северном)

Поиском по "Гувят П.П." ничего толком найти не смог.



 
хотя вроде бы логично - все отряды на одной базе в Северном)
Отряд базировался в Северном.Хочешь уточнить , обратись сюда История Новосибирска-Новониколаевска | Краеведческий форум Новосибирск в фотозагадках
или здесь
Музей бывшего предприятия № 8 (Новосибирского аэрогеодезического предприятия), а ныне АО «ПО «Инженерная геодезия», г.Новосибирск, ул.Челюскинцев, 50.
 
Последнее редактирование:
starik, про такой музей впервые слышу. Интересно. Но сайт у них, прямо скажем, слабый и с обновлениями 2018 года


...АО "ПО Инжгеодезия" (ранее Новосибирское аэрогеодезическое предприятие, Предприятие №8 ГУГК при СМ СССР, Всесоюзное производственное объединение "Инженерная геодезия", Производственное объединение "Инженерная геодезия"), правоприемником которого является Общество, создано 10.01.1936 года в составе Главного управления государственной съёмки и картографии НКВД СССР. Первоначальными задачами предприятию были определены создание астрономо-геодезических и нивелирных сетей высших классов на территории Сибири и Дальнего Востока, сплошные топографические съёмки в масштабе 1:100 000; на промышленно развивающиеся регионы страны 1:50 000 и 1:25 000.

ПС. И люди там такие знакомые..., прямо неожиданно.

 
Борис Семенов как старожил Толмачево говорит, что монголы летали на Ту-154М в Москву через Толмачево (дозаправка) года два примерно. Не слышал про таких гостей раньше. Позже они же летали через нас на Боинге 727.

Вводили монголов на тушку летчики из Иркутска.