По официальным данным, еще в 1996 г. было признано, что строительство международного терминала с самого начала велось с нарушением строительного законодательства. На август 1996-го полного проекта у "ТрансСибАвиа" так и не было. Даже урезанный вариант на тот момент не прошел экспертизы. Это, по мнению специалистов по архитектурному надзору, постоянно приводило к браку в строительстве. Кстати, только на одну кровлю, которой не один раз покрывали крышу терминала, "ТрансСибАвиа" затратила колоссально неоправданные средства. Когда международный терминал все же сдали в эксплуатацию в 1998 г., третья кровля не на шутку потекла. Внутри здания был практически полностью испорчен "армстронговский" навесной потолок. Пришли в негодность полы и мебель в зале VIP. Ущерб составил около 200 тыс. новых рублей. Уже после сдачи терминала в эксплуатацию начались обрушения фасадных финских стекол. Собственник международного терминала к тому времени - аэропорт "Толмачево" постоянно был вынужден нести убытки из-за появившихся недостатков.
Думаю, что наиболее крупный конфликт, затронувший деловые интересы «Сибаэропроекта», связан с новосибирским аэропортом «Толмачево», хотя нам, да и многим, было изначально понятно, что мы имеем к «происшествию» лишь косвенное отношение. В свое время мы выполнили проектные работы по сооружению здесь терминала международных перевозок при местном аэровокзале. Проект был принят и экспертизами, и заказчиком. Возникшие замечания устранили. А когда началась его реализация, произошла замена генерального подрядчика по ведению строительных работ. Вскоре у него возникла, скажу помягче, серьезная размолвка с руководством аэропорта. В таких ситуациях обычно начинают искать еще кого-то, третьего, чтобы сделать его виноватым. К таковым, понятно,
отнесли нас, так как мы проектировали здание и, как было подчеркнуто, «допустили целый ряд существенных дефектов»…
-- Извините, прерву вас. Я был в здании международного сектора «Толмачево». И внешне, и внутренне оно производит самое благоприятное впечатление. Удобное, светлое, современное оборудование, современный дизайн… Особенно мне запомнился потолок в главном зале, который имитирует звездное небо.
-- Более того, это здание долго называли одним из самых комфортных и приспособленных в Сибири для международных перевозок практически по всем современным нормам. Но, как я уже сказал, в период строительства пришел новый генподрядчик, привел своих людей. Вскоре выяснилось, что они имели свои, так сказать, внутренние цели и задачи. Прилагая усилия для их осуществления, они начали находить в нашей работе «многочисленные дефекты и ошибки, допущенные при проектировании». На основании этого отправили большое письмо в Госстрой России, утверждая в нем, что здание вот-вот упадет. Одновременно в новосибирских газетах стали появляться публикации о том, как опасно даже накоротке заходить в этот пассажирский павильон, поскольку он может неожиданно рухнуть. Затеянная кампания была очень солидно обставлена. Месяца три ушло на разгребание этого «мусора». Даже зам. начальника Главгосэкспертизы России Юрий Евгеньевич Мельников прилетал в Новосибирск. Сотрудники ФСБ подключились к разгадке истоков возникшего конфликта, депутатские расследования начались… Профессиональные интересы «Сибаэропроекта» в этом никчемном споре защищали самый уважаемый в Красноярске конструктор-строитель Борис Петрович Запятой, светлая ему память, а также профессор архитектурно-строительной академии Юрий Николаевич Захаров.
Отвлекусь, скажу несколько слов о таком замечательном человеке, каким был Борис Петрович. Его с полным на то основанием относили, бесспорно, к лучшим в Красноярске специалистам по проектированию сложных и надежных строительных конструкций. Он отдал 40 лет жизни этому делу. Работал главным конструктором в «Промстройниипроекте». Его постоянно приглашали для консультаций на сооружаемые как в городе, так и в городах края самые сложные объекты. Такие, к примеру, как стадион и Дворец спорта на острове Отдыха, концертно-танцевальный зал и на целый ряд других. Если на документе стояла подпись Бориса Петровича, все знали -- это надежно. Он щедро делился своими богатейшими навыками и знаниями и со мной, и со многими ведущими специалистами нашего института. Борис Петрович очень помог нам и в обеспечении надежности того уникального здания управления «Пурнефтегаза», которое по нашему проекту сооружалось в городе Губкинский Тюменской области. Он, наконец, мастерски расставил все по своим местам, когда по нашей просьбе приехал в «Толмачево», где возник искусственно рожденный конфликт.
В конце концов все обвинения здесь были сняты, а все придирки к нам оказались несостоятельными. И с июля 1997 года сооруженное по нашему проекту здание международного терминала в новосибирском аэропорту находится в постоянной эксплуатации.