Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

Про Томск 1980-х и базовые Ту-154

После возвращения в барнаульский авиаотряд из Ульяновска выяснилось, что предложение превысило спрос на пилотов, и тех из нас, у кого были задолженности по отпускам, отправили их догуливать, в том числе и меня. Лишь 13 мая 1985 года в моей трудовой книжке появилась запись "переведён вторым пилотом с-та Ту-154", правда востребованности не добавила и она, поэтому, когда начальство вдруг озвучило предложение двоим добровольцам-пилотам пройти ввод в строй в Томском объединённом лётном отряде и там же поработать во время летней навигации, два шага вперёд из строя жаждущих поработать в "эмиграции" сделали я и Саша Богатырёв. Хочется добрым словом вспомнить Сокова Юрия Александровича – незадолго до этого он был назначен командиром лётного отряда в Томске и с удовольствием откликнулся на просьбу нашего командования взять на работу двух земляков-барнаульцев. А чтобы мы по мере возможности могли прилетать домой к семьям, нам с Александром выписали годовые бесплатные служебные билеты.

 
Реклама
Рекомендую послушать одного из руководителей Госархива Новосибирской области (ГАНО) про новый сборик исторических документов по авиации Новосибирска. В данном случае период Великой Отечественной. Рассказчик хорош!

Говорит, что на Чкаловском заводе сделали несколько И-180. Не слышал раньше.

 
Про Ту-144 в Толмачево.
 
Как Ан-2 с пассажирами падал в Новосибирске на сосны. История командира Ту-154 и иномарок АК "Сибирь". От Карасука и Сузуна до Джидды и Бали.

 
Последнее редактирование:
Салон в буклете НАРЗа 2001 года. Тип определить не смог. Ми-8? Очень крупные иллюминаторы.

P1630311 900 2001 год.JPG
 
От друзей-одесситов получил вот такое сообщение:
В течении лета 1978 или 1979 года три одесских экипажа выполняли рейсы Западно – Сибирского УГА на самолётах Ту-104 Новосибирского ОАО с аэропорта «Толмачёво» по причине нехватки Новосибирских экипажей данного типа, так как были переучены уже на новый самолёт Ту-154.
avro , у тебя есть возможность уточнить детали?
 
День Воздушного флота в Новосибирске-Северном


ПС. Про Ан-2 СССР-96268 на фото из RP: после списания самолёт был установлен в Историко-краеведческом музее имени Н.Я.Савченко г.Татарска (Новосибирская обл.)

IMG_1317.JPG


IMG_1371.JPG


IMG_1385.JPG


IMG_1419.JPG


IMG_1436 900.JPG
 
Реклама
По данным Кемеровского регионального отделения ООД «Поисковое движение России», опознавательный знак самолета «Дуглас А-20 Бостон», найденного на территории заповедника «Кузнецкий Алатау», — Ф-216. Эта буква Ф – опознавательный знак именно самолетов аэрофотосъемки. В Новосибирске существовал авиаотряд главного управления геодезии и картографии, который работал именно на «Бостонах». Отрядов аэрофотосъемки еще с 1930-х годов было несколько, но использовали они другие самолеты: По-2, Р-5, Г-1 и МП-1. «Бостоны» в них появились с 1945-го. Потому, скорее всего, эта потеря – послевоенная...
 
Разбирают гостиницу начала 1960-х.

5 IMG_2238.JPG


 
Стакан шампанского за 1 р. 25 коп: что ели и пили в Толмачёво 60 лет назад.

Здание первого аэровокзала в аэропорту Толмачево приняли в эксплуатацию 60 лет тому назад - 21 ноября 1963 года. А в 1970 году наш аэропорт стал частью воздушной трассы Токио-Париж-Лондон [в качестве запасного, и ведь реально садились иномарки, неоднократно - avro]. Здесь бывали официальные иностранные делегации и мировые звезды.Трехэтажное здание с красным козырьком и крупными буквами «АЭРОПОРТ» на фасаде построили по проекту архитекторов Окуневой и Воловика. Первые 50 пассажиров отправились на Ту-104 рейсом «Новосибирск-Москва» с промежуточной посадкой в Свердловске еще 12 июля 1957 года. Этот день считается днем рождения аэропорта.

Как именно пассажиры проходили регистрацию на рейсы и процедуру досмотра без аэровокзала, трудно сказать, но с той поры аэропорт работал в регулярном режиме.Аэровокзал с пропускной способностью тысяча пассажиров в час качественно поменял уровень сервиса. В новом красивом здании сразу же открылся и первый ресторан для пассажиров. Судя по материалам архива города Обь, среди работников ресторана значились не только официантки и буфетчицы, но и сервизницы, котломойки, лоточницы и коренщицы.

Работники архива установили, что сервизница доставляла в самолет бортовую посуду, котломойка мыла котлы, а коренщица … чистила овощи. Правительственные и иностранные делегации начали обслуживать по полному разряду в Толмачево с 1962 года. Тогда работали буфеты «Люкс» и «Интурист». Правда, проверка 1965 года установила, что в буфете отсутствуют икра, балык, крабы и фрукты. Также в аэровокзале работала «Бульонная», ресторан, кафе «Десертное» и кафе «Ветерок». Тут же находились цех бортового питания и кондитерский цех. В «Бульонную» трижды в день подвозили горячий бульон из кухни ресторана, при этом отпуск винно-водочных изделий в буфеты, гостиницы и кафе аэровокзала запретили с 1 июля 1972 года.

Из архивных документов известно, что еще в 1965 году пассажиры Толмачево имели возможность выпить 250-граммовый граненый стакан шампанского за 1 рубль 25 копеек. Водка в 1964 году стоила в аэропорту 3 рубля 66 копеек, а кубинский ром 2 рубля 75 копеек. За какой объем указаны цены, в документах не уточняется. Закусить можно было заливным языком или потрошками, отварной щукой или осетриной. Бутерброд с копченой колбасой стоил 14 копеек, а стакан черного кофе всего восемь копеек.

 
при этом отпуск винно-водочных изделий в буфеты, гостиницы и кафе аэровокзала запретили с 1 июля 1972 года

Интересно, что было причиной (у меня ни одной идеи нет, если это не на неделю запрет был под какой-нибудь госвизит). И когда разрешили снова.
 
Про музей "Галерея времени", недалеко отбывшего городского аэропорта. Авиация в нем - не самая большая часть. Но есть. И тут указано не всё.

В 2021 году фонды парка музеев пополнились вертолётом «Ми-8», в истории
полётов которого есть Северный полюс и легендарным самолетом «Як-40» - ярчайшими
представителями советской авиапромышленности. Сделано это было по инициативе
руководства парка музеев «Галерея времени» и при поддержке транспортной компании
«Энергия» и её руководителя Кучумова А.А.
У посетителей парка музеев есть уникальная возможность почувствовать себя
пилотом настоящего истребителя «Альбатрос L-39» или вертолёта «Ми-2», пройти
курс лётного мастерства у настоящего инструктора. В планах развития парка музеев
– открытие осенью 2022 года целого выставочного павильона, посвященного авиакосмической тематике, а также тематической выставки «Святыни Сибири».

Стр. 75-80

 
Сопровождение возвращения челюскинцев самолетами, 1934 год:

"...Раннее утро 16 июня. Экспресс прибывает в Новосибирск в 6 часов 35 минут. Паровоз украшен цветами и портретами героев. Надо сказать, что на всём протяжении пути поезд сопровождали самолёты, передавая его от одного пункта к другому. На площади маленький грузовичок заменяет трибуну. В ожидании замер почётный караул. Всюду слышатся крики «Ура!», аплодисменты.

...Перед делегатами выступили заместитель начальника экспедиции Бобров, капитан «Челюскина» Воронин, герои Советского Союза лётчики С. А. Леваневский, И. В. Доронин, М. И. Водопьянов, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнёв, В. С. Молоков.

...Экспресс отправился дальше в 9:30 утра. Его, как всегда, сопровождала эскадрилья самолётов. Поезд вёл до Барабинска лучший машинист станции Новосибирск коммунист Грицко. Тогда же в память о встрече с челюскинцами Новосибирский горсовет и переименовал улицу Межениновскую, прилегающую к Вокзальной площади, в улицу Челюскинцев. Далее торжественные встречи, митинги были организованы на станциях Чик, Чулымская и других.

...19 июня челюскинцы прибыли в Москву. Там их ждала не менее горячая встреча..."

К 90-летию события, текст от известного новосибирского архивиста.

ПС. Интересно, как самолеты летали. Новосибирск - Чик, Чик - Чулымская...? Садились ли на время встречи... В другом источнике встречал, что от станции Тайга (ныне Томская область) летели до Новосибирска (с посадкой или без - не указано). Тогда это бы единый субъект страны.
 
Назад