История авиации Таджикистана

Аэропорт Рушан, Горно-Бадахшанская автономная область. Лето 1991 года
Рушан или Гарм 1991 1 .jpg
 
Реклама
"Зибель" Си-204

...На линиях "Аэрофлота" эти машины появились немного позже, чем у полярников. ГВФ они заинтересовали в первую очередь на предмет возможности эксплуатации на Памире. Там продолжали летать на Хорог давно устаревшие П-5 (разоруженные Р-5). Самолетам было уже около десяти лет, выпуск стоявших на них моторов М-17Ф тоже давно прекратили. Другие имевшиеся у ГВФ машины либо не могли сесть на тамошних площадках, либо не обладали достаточным потолком для полетов в горах. Первоначально хотели заменить П-5 на немецкие трофейные самолеты "Юнкерс" W34. В качестве альтернативы этому одномоторному "юнкерсу" для полетов в горах рассматривался Си-204.

Для пробной эксплуатации один Си-204 одолжили у ГУСМП. К концу августа 1945-го его перегнали в Сталинабад, но полеты в Хорог задержались из-за отказа одного двигателя. Мотор срочно доставили самолетом и рейсы начались. После месяца успешной эксплуатации в высокогорье этот "Зибель" вернули в Полярную авиацию, а начальник ГУ ГВФ Астахов попросил у ВВС выделить 20 трофейных Си-204. Всего же, по оценкам управления, для линий в горных районах требовалось не менее 50 таких машин.

К концу 1945-го в ГВФ поступил первый "собственный" Си-204. Его отправили в Таджикистан, но по дороге самолет совершил вынужденную посадку в Актюбинске. Месяцем позже в Таджикистане находились уже два "Зибеля" и еще один гнал туда же экипаж из 10-й гвардейской транспортной дивизии. Чуть позже дислокацию Си-204 изменили: один попал в Узбекистан, один - в Армению и один остался в Таджикистане. В последнем работал и еще один самолет, вновь взятый взаймы у ГУСМП. Во второй половине 1946-го "Зибель" появился и в Азербайджане. В мае того же года ВВС предложили отдать семь самолетов, находившихся в Чехословакии и требовавших ремонта. Ремонт вел завод в Праге, которые их и строил при немцах. Оплачивал работы из своего валютного фонда ГВФ.

 
"Зибель" Си-204

...На линиях "Аэрофлота" эти машины появились немного позже, чем у полярников. ГВФ они заинтересовали в первую очередь на предмет возможности эксплуатации на Памире. Там продолжали летать на Хорог давно устаревшие П-5 (разоруженные Р-5). Самолетам было уже около десяти лет, выпуск стоявших на них моторов М-17Ф тоже давно прекратили. Другие имевшиеся у ГВФ машины либо не могли сесть на тамошних площадках, либо не обладали достаточным потолком для полетов в горах. Первоначально хотели заменить П-5 на немецкие трофейные самолеты "Юнкерс" W34. В качестве альтернативы этому одномоторному "юнкерсу" для полетов в горах рассматривался Си-204.

Для пробной эксплуатации один Си-204 одолжили у ГУСМП. К концу августа 1945-го его перегнали в Сталинабад, но полеты в Хорог задержались из-за отказа одного двигателя. Мотор срочно доставили самолетом и рейсы начались. После месяца успешной эксплуатации в высокогорье этот "Зибель" вернули в Полярную авиацию, а начальник ГУ ГВФ Астахов попросил у ВВС выделить 20 трофейных Си-204. Всего же, по оценкам управления, для линий в горных районах требовалось не менее 50 таких машин.

К концу 1945-го в ГВФ поступил первый "собственный" Си-204. Его отправили в Таджикистан, но по дороге самолет совершил вынужденную посадку в Актюбинске. Месяцем позже в Таджикистане находились уже два "Зибеля" и еще один гнал туда же экипаж из 10-й гвардейской транспортной дивизии. Чуть позже дислокацию Си-204 изменили: один попал в Узбекистан, один - в Армению и один остался в Таджикистане. В последнем работал и еще один самолет, вновь взятый взаймы у ГУСМП. Во второй половине 1946-го "Зибель" появился и в Азербайджане. В мае того же года ВВС предложили отдать семь самолетов, находившихся в Чехословакии и требовавших ремонта. Ремонт вел завод в Праге, которые их и строил при немцах. Оплачивал работы из своего валютного фонда ГВФ.

Да, они применялись на линии Душанбе -Хорог и других. На фото (из коллекции А.Овсянникова) Siebel Si 204D в районе а/п Калаи-Хумб или Ванч.
i (56).jpg
 
ER-1973, мне один летчик-ветеран давно как рассказывал, как он из Германии перегонял Зибель в Москву, через Минск. К слову про Си.
 
ER-1973, мне один летчик-ветеран давно как рассказывал, как он из Германии перегонял Зибель в Москву, через Минск. К слову про Си.
Судя по всему нехватка запчастей и не самые лучшие ГСМ привели к выводу данного типа из эксплуатации. В 1947 Si-204 ещё летали на таджикских маршрутах Катастрофа Siebel Si-204 Таджикского управления ГВФ в горах Туркестанского хребта (борт СССР-Л540), 30 октября 1947 года. // AirDisaster.ru - авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России - факты, история, статистика
 
Реклама
Вновь два Яка. Всё тот же аэропорт Мургаб, самый высокогорный в СССР - 3657 над уровнем моря. Рейс, насколько помню Ш-87, Душанбе - Хорог - Мургаб, по вторникам и пятницам.
i (77).jpg
Фото Г.Ратушенко
 
А можно дать ссылку на точку на карте, откуда сделан кадр?
Либо объяснить словами: восточный или западный край аэродрома.
В Душанбе для размещения военных бортов всегда использовался данный участок, рядом с техническими стоянками цеха№1. Справа от меня стоянки 23 ОВП (пограничников), восточный край аэродрома
 
Последнее редактирование:
В Душанбе для размещения военных бортов всегда использовался данный участок, рядом с техническими стоянками цеха№1. Справа от меня стоянки 23 ОВП (пограничников), восточный край аэродрома
Я, к сожалению, не знаю, где на этом аэродроме находится цеха№1 и стоянки 23 ОВП. "Справа" от Вас, т.е. если попытаться посмотреть вправо относительно направления съемки, то вроде как, это будет направление на северо-запад. А вертолетные стоянки, как я понимаю, должны быть сзади снимающего.
Можете уточнить, с этой площадки производилась съемка, или с этой части перрона, которая ближе к терминалу?
Ну и правильно ли я понимаю, что направление съемки- примерно юго-запад (точнее, градусов 240-260)?
 
Последнее редактирование:
Я, к сожалению, не знаю, где на этом аэродроме находится цеха№1 и стоянки 23 ОВП. "Справа" от Вас, т.е. если попытаться посмотреть вправо относительно направления съемки, то вроде как, это будет направление на северо-запад. А вертолетные стоянки, как я понимаю, должны быть сзади снимающего.
Можете уточнить, с этой площадки производилась съемка, или с этой части перрона, которая ближе к терминалу?
Ну и правильно ли я понимаю, что направление съемки- примерно юго-запад (точнее, градусов 240-260)?
Прошу прощения, немного напутал - времени всё-таки много прошло с тех пор. Вертолётные стоянки 23 ОВП (пограничники в/ч 9809, обозначил их зелёной стрелкой на схеме), действительно за моей спиной. А точку съёмки показал красной стрелкой.
2020-07-10_12-13-52.jpg
 
Реклама
Назад