История авиации Таджикистана

Похоже использовали для съёмок фильма Ан-24Т МГА СССР в такой окраске.
Сомнительно, что даже для съёмок документального фильма пригоняли откуда-то самолёт. Своих Ан-24Т в авиапредприятиях Душанбе, Ленинабада не было. Да и странная у борта 46700 история эксплуатации была. Такое впечатление, что он, также как и 46713 в авиации погранвойск летал, а в начале 90-х в Бодайбо уже попал
 
Очень часто нет сведений по эксплуатации летательных аппаратов в силовых ведомствах СССР до передачи в гражданские авиапредприятия.
 
Разное было в истории таджикской авиации. После распада Советского Союза в получившем независимость Таджикистане обострились внутренние противоречия. В результате различные отряды начали делить власть. Всё это привело к началу полномасштабной гражданской войны осенью 1992 года.
Изначально боевые действия велись на территории Курган-Тюбинской области, затем отряды боевиков пошли к Душанбе. В результате движение на дорогах оказалось фактически парализованным и очень небезопасным. В первой половине сентября 1992 года оказался блокированным Нурек. Примерно 20-25 сентября неожиданно в город прибыл вертолёт с грузом муки. На обратном пути КВС пообещал забрать пассажиров до Душанбе. Слух молниеносно распространился среди населения - в результате на вертолётной площадке собралось человек 50, если не больше. Всем казалось, что в столице будет проще и лучше. Люди ещё не знали, что граница с Узбекистаном перекрыта, поезда и автотранспорт не ездят. Самолёты продолжали летать только до Москвы. К тому же правил бал человек с автоматом.
Когда вертолёт коснулся земли - началось невообразимое... Каждый стремился занять своё место в салоне. В ход пошла грубая сила, бортмеханик пытался урезонить людей - да куда там. В общем примерно 30 человек попали внутрь и вертолёт полетел в Душанбе. По дороге начался сбор наличных средств "за проезд". Один из пассажиров неожиданно вспомнил, что все деньги и документы оставил дома. Пришлось совершить незапланированную посадку в 7 километрах от Нурека и высадить бедолагу.
Отец рассказывал (это он успел отснять происходящее) что на вертолётной площадке остались валяться сумки, вещи. Народ постепенно разошёлся по домам. Следующий вертолёт прилетит на эту площадку нескоро - в 1994 году.
 
Вертолёт Ми-4 б/н СССР-01845, вертолётная площадка у метеостанции Алтын-Мазар, Таджикская ССР, середина 70-х
 
Последнее редактирование:
9 февраля - день Аэрофлота. С праздником всех, кто обеспечивал бесперебойные авиационные перевозки даже в самых сложных метеоусловиях! Всех авиаработников а также причастных!
 
Нурек, старая вертолётная площадка, примерно 1976-77 годы. История вертолёта б/н СССР-25640 оказалась трагичной: этот Ми-8, принадлежавший Таджикскому Управлению ГА потерпел катастрофу 23 августа 1985 года в районе Таджикабада. Спастись не удалось никому - 7 человек погибло. Подробности происшествия http://www.airdisaster.ru/database.php?id=393. Пройдут годы и номер 25640 будет переназначен вертолёту Ми-8АМТ авиакомпании "Ютэйр". 3 августа 2018 года при выполнении взлёта с посадочной площадки Ванкор потерпел крушение вертолёт Ми-8АМТ RA-25640. Погибли все находившиеся на борту - 18 человек. Такое невероятное совпадение...
 
...В Таджикистане на Ан-2 дефолиантами мы обрабатывали хлопковые поля. Это когда летишь над Гиссарской долиной и впереди все зеленое, а позади – бело-желтое. От химии зелень с хлопчатника осыпается и остаются одни лишь хлопковые коробочки, которые тут же собирают комбайнами. Температура двигателя Ан-2 – 200 градусов, наружная – 40, рабочая высота – 5 метров над полем. Если ты хлопок на колесе привезешь, таджики тебя считают асом. Там за нашими самолетами в очереди стояли. Один Ан-2 на три колхоза. Кто первый больше хлопка сдал – тот Герой Социалистического Труда. Вот и мотался от зари до зари. В жаре, простите, в одних трусах, на голове шапочка, чтобы лицо потом не заливало, сверху – гарнитура. Зато как нас гостеприимные таджики домой провожали! Фрукты мы оттуда мешками увозили.

С Днем гражданской авиации! Истории барнаульских летчиков
 
Не совсем история, а сегодняшний день аэропорта Душанбе, 23 апреля 2021 года. Стоянка законсервированной авиатехники. Когда-то здесь размещались стоянки Ан-2 и Ми-8.

 
Опять же не совсем история, а наши дни. 22 июля 2021 года проводились учения силовых структур РТ под названием "МАРЗ 2021". В переводе с таджикского значит "Граница 2021" (не путать с Московским или Минским АРЗ ). Соответственно, при этом была задействована таджикская авиация. Посмотрел ролик, посвящённый этим событиям, и с удивлением обнаружил, что самолёты в прошлом Ленинабадского ОАО, ещё в строю. Замечены Ан-26Б-100 с б/н 26205 и Ту-134А-3 б/н 65788. Полёты выполнялись с а/д Айни, он же Гиссар.
 
Печальное известие. 4 августа 2021 года при поиске группы альпинистов произошла катастрофа вертолёта Ми-8МТ авиации ПВ РТ. Погиб командир вертолёта Сергей Тютин (ранее работавший в вертолётной эскадрилье Таджикского УГА) . Из того что на данный момент известно - зацепили склон горы. Катастрофа произошла в районе кишлака Пойи мазор Ванчского района ГБАО. Удар пришёлся на левый борт...

 
Последнее редактирование:
30 августа 1960 года парк пассажирских самолетов Таджикского управления гражданской авиации пополнился самолетами L-200 Морава, чехословацкого производства. Самолёт использовался на местных линиях республики (центральные и южные области Таджикистана), в качестве «воздушного такси». L-200 были выведены из эксплуатации в Таджикской ССР в 70-х годах. Одной из причин вывода из эксплуатации были участившиеся случаи захвата этих самолётов при перевозках пассажиров в приграничных районах СССР.

Душанбе и душанбинцы 60-х годов. Самолет-шпион | Новости Таджикистана ASIA-Plus

Правда L-200 был в Таджикистане?

Про захваты этого типа ВС не слышал.
 
Последнее редактирование:
L-200 были довольно в большом количестве в Душанбе. Обычно работали они на линиях Душанбе - Куляб и Душанбе - Курган-Тюбе. Насколько знаю - в конце 60-х самолёты данного типа вывели из эксплуатации