История Ту-114

InterAero, Попробуйте сами догадаться, вот несколько подсказок:
1. Прибор явно служит целям навигации.
2. Расположен над рабочим местом штурмана.
3. Самолет может летать вне трасс и в большой дальности от радиотехнических средств навигации.
4. Может помочь в определении местонахождения самолета.
5. Прибор явно "оптического происхождения".
6. Применялся в основном на бомбардировщиках (преимущественно дальних) и на транспортниках.
Не иначе как секстант или другой прибор для астрономической навигации.
 
Реклама
2014, я эту штуку на домодедовском памятнике фотал. Вопрос тоже задавал )

Была у меня идея прописать историю Ту-114 в ДМД, но что-то не пошло. Не нашел оригинальных людей. Может кто подскажет?

Пилоты, техники, бортпроводники?

С одним пилотом, кстати, говорил. Борис Кузнецов, который потом на Ту-144 летал. Тут было. Но у него, конечно, в основном про суперсоник рассказ.
 
Авиационный перископический панорамический секстант СП-1М.
Прав ли я?
 
Прибор, головка которого торчит над штурманской кабиной, это перископический астрокомпас, название его я не помню.
Я штурман, летал на Ту-114, правда всего один год,1975-й, до перехода на Ил-62. , до этого работал на Ан-12 в 247-м отряде.
Этим астрокомпасом, насколько я знаю, никто в мое время, не пользовался. Да он и не нужен при полетах по трассам, да еще в средних широтах. Это в Арктике, где я много лет работал, не мыслился ни один полет без использования астрокомпаса. Мне помнится, что он был как-то сочленен с автопилотом. Я несколько раз, для интереса, пытался с ним поработать, но ничего из этого не получилось. Как его предполагалось использовать - не знаю.
Мне довелось выполнять первый пассажирский рейс Дмд-Анадырь. И не через Хабаровск, как а прочитал, а напрямую. И все дальнейшие рейсы также выполнялись напрямую. С этим первым рейсом получилась такая любопытная история.
Я только что пришел в отряд, и после ввода выполнил один рейс в Хабаровск.
Как обычно вечером звоню вечером дежурному, чтобы узнать план и слышу, что завтра у меня рейс в Анадырь, и что это первый пассажирский рейс, открываем регулярные прямые полеты в Анадырь. Я малость удивился: с чего бы это меня, только что пришедшего в отряд штурмана, выполнившего только один рейс на этом самолете, и вдруг такое доверие? Утром пришел, как обычно, за два часа до вылета, заполнил бортжурнал, посмотрел погоду. Тут штурман отряда подходит: Ну, ты как, готов?
Ну а как же, готов, конечно. Смотри там, повнимательней!
Возвращаемся на другой день вечером. Заруливаем, а на стоянке весь синклит отрядный: командир, штурман, комэск, еще кто-то. Ну, как , все нормально, без замечаний, все в порядке?. Я не понял: с чего бы это так? И потом мне рассказали – в чем дело.
Отряд в течение многих лет выполнял один и тот же рейс: Домодедово –Хабаровск –Домодедово. И штурманы так привыкли к одной трассе, что любое отклонение считали чуть ли не за ЧП. А тут в Анадырь, да по новой трассе, по арктическому побережью…
Стали думать кого послать, и тут вспомнили, что есть новичок, с Ан-12 пришел, а они там по всему Союзу мотались, вот пусть он и летит. Так я попал в этот рейс.
Насчет топлива. Нет, не было у нас проблем с количеством топлива. Простите меня , я подзабыл цифры: летал на этих машинах один год, а прошло уже с тех пор тридцать пять лет. Но помню случай, когда при подходе к Анадырю, он неожиданно закрылся по погоде, мы развернулись на запасной, если не ошибаюсь – на Владивосток, это 1600 км.
Правда через минут сорок развернулись, и все таки сели в Анадыре.. Но факт тот, что навигационный запас был на два часа до запасного и еще на час.
Были на самолете два или три купе, даже с диванами для спанья, но там было все ободрано, никого там не было.
А машина была крепкая, как танк. Был такой случай. Командир вышел в туалет и, находясь там, вдруг почувствовал, что самолет падает. Врывается он в кабину, а самолет пикирует !. Что-то там случилось с автопилотом, он самапроизвольно отключился, второй не справился, машина резко опустила нос и вошла в пике. Представляете, это Ту-114 пикирует!
С большим трудом вывели из пикирования. Старались не перетянуть в опасении, что крылья отвалятся. Потеряли, как мне помнится четыре-пять тысяч метров. И самолет выдержал! Правда что то там деформировалось, повылетали несколко листов обшивки.
Но сели в Москве, в Домодедово. На аэродроме их встречала целая толпа, во главе и Туполевым. Тот, конечно, сиял! Он подошел к командиру: Молодец! Ну, о чем ты теперь мечтаешь? Не знаю, на какой ответ он рассчитывал, но, услышав: - Мечтаю переучиться на новую технику, на Ил-62, помрачнел, заорал –Мудак! Повернулся, и ушел.
Теперь о причинах списания самолетов. Я тут прочитал о многих предполагаемых причинах. Насколько я помню, основная была, конечно, треск в центропланах. Но что интересно: через несколько лет пошли разговоры о том, что на складе во Внуково обнаружили какие то плиты большого размера. Новые, в заводской смазке. Стали
 
Прошу извинить, прчему то последняя фраза не прошла: Стали разбираться, и обнаружили, что это плиты для центроплана Ту-114.. Те самые, что трещали на самолетах!! И документы, из которых следовало, что плиты эти для замены старых по налету 10000 часов!!! Об этом попросту забыли.
Может я где то не совсем точен был, много времени прошло.
 
Марк, спасибо, интересный рассказ.
мы развернулись на запасной, если не ошибаюсь – на Владивосток, это 1600 км
Запасной Магадан - 1500 км, Елизово - 1700 км, так что это точно был не Владивосток
 
Реклама
Марк, про причины снятия Ту-114. Взять хотя бы трещащие центропланы. Замена плит означает де-факто капремонт (чуть не весь самолёт разбирать) после 10000 часов. Для дальнемагистральника (если он используется хоть сколько-нибудь эффективно, а не стоит) это налёт за три года с небольшим. Т.е. уже экономика ни в какие ворота не лезет.
И это не единственный косяк в части экономики.
 
Да, конечно, запасной был Елизово.
Я не про конкретный борт писал. Трещали многие. Говорили о трещине на одном борту что-то порядка восьмидесяти см. Все машины долго стояли где-то на краю аэродрома, а потом их несколько месяцев разбирали, и мы видели, что их становится все меньше,
меньше…
Осталось два: один поставили на площади, а второй сожгли, вместе с построенными рядом декорациями ан съемках фильма, забыл название.
Насчет этих плит. Я не специалист, не знаю. Но об этих найденных плитах много говорили в отряде, ведь многие пришли с того отряда, с Ту-114-х. А средний налет на машину был, если память мне не изменяет, порядка 12-14 тысяч часов.
Хорошая, для своего времени, была машина!!
 
Марк, А Вы не помните бортовой номер того самолета, которого сожгли при съемках фильма Экипаж?
 
Замена плит означает де-факто капремонт (чуть не весь самолёт разбирать) после 10000 часов. Для дальнемагистральника (если он используется хоть сколько-нибудь эффективно, а не стоит) это налёт за три года с небольшим.
То ли ни АТРах, то ли на Фоккерах тоже меняли что то "трещавшее". ЕМНИП, лонжероны ЦПЛ. Это посерьёзнее, чем лист обшивки ("разбирать" для смены листа, кстати, не требуется ;) , в отличие ль лонжерона).
 
Нет, к сожалению номеров самолетов я не знаю. Ни сожженного, ни того, который пикировал. А фильм, конечно - "Экипаж"
 
То ли ни АТРах, то ли на Фоккерах тоже меняли что то "трещавшее". ЕМНИП, лонжероны ЦПЛ. Это посерьёзнее, чем лист обшивки ("разбирать" для смены листа, кстати, не требуется ;) , в отличие ль лонжерона).

Так речь про плиты, а не про листы обшивки. Плита - цельная (не склёпанная из частей) силовая балка, или я что-то не понял?
 
Уже не вспомню источник информации, но ее суть в следующем:
Был рейс ТУ-114 на Кубу. В течение всего полета встречный ветер. Экипаж уже над Атлантикой понял, что топлива не хватит. Пока запрашивали, что делать, на связь вышли диспетчеры из США и предложили свои услуги по дозаправке. Наши дали добро, потому, что другого выхода не было. Сели в каком-то американском порту. Там дозаправку произвели с условием, что на Кубу они не полетят (т.к. по закону США Куба в блокаде) и остается только лететь назад в Союз. Экипажу ничего не оставалось делать, как лететь с паксами обратно.
Возможно это легенда, или фантазия. Может кто-нибудь слышал о таком случае?
 
Фотографии из а/п Будапешта (1959 г.), на которых можно увидеть "удлинитель трапов" для Ту-114. У передней двери - трап для Ту-104 "НПТ-104":
http://forum.index.hu/Article/viewArticle?a=95751236&t=9004563

BIG_0006848634.jpg


BIG_0006848637.jpg


BIG_0006848606.jpg


BIG_0006848624.jpg


BIG_0006848618.jpg


BIG_0006848612.jpg
 
Реклама
Freddy, а известна дата, когда он совершал демонстрационный полет в Будапешт в 1959 году?
 
Назад