История Ту-114

Не иначе как секстант или другой прибор для астрономической навигации.
 
2014, я эту штуку на домодедовском памятнике фотал. Вопрос тоже задавал )

Была у меня идея прописать историю Ту-114 в ДМД, но что-то не пошло. Не нашел оригинальных людей. Может кто подскажет?

Пилоты, техники, бортпроводники?

С одним пилотом, кстати, говорил. Борис Кузнецов, который потом на Ту-144 летал. Тут было. Но у него, конечно, в основном про суперсоник рассказ.
 
Авиационный перископический панорамический секстант СП-1М.
Прав ли я?
 
InterAero, Ну (если я не забыл), то верно: СП-1М из комплекта ДАК-ДБ-5.
 
Прибор, головка которого торчит над штурманской кабиной, это перископический астрокомпас, название его я не помню.
Я штурман, летал на Ту-114, правда всего один год,1975-й, до перехода на Ил-62. , до этого работал на Ан-12 в 247-м отряде.
Этим астрокомпасом, насколько я знаю, никто в мое время, не пользовался. Да он и не нужен при полетах по трассам, да еще в средних широтах. Это в Арктике, где я много лет работал, не мыслился ни один полет без использования астрокомпаса. Мне помнится, что он был как-то сочленен с автопилотом. Я несколько раз, для интереса, пытался с ним поработать, но ничего из этого не получилось. Как его предполагалось использовать - не знаю.
Мне довелось выполнять первый пассажирский рейс Дмд-Анадырь. И не через Хабаровск, как а прочитал, а напрямую. И все дальнейшие рейсы также выполнялись напрямую. С этим первым рейсом получилась такая любопытная история.
Я только что пришел в отряд, и после ввода выполнил один рейс в Хабаровск.
Как обычно вечером звоню вечером дежурному, чтобы узнать план и слышу, что завтра у меня рейс в Анадырь, и что это первый пассажирский рейс, открываем регулярные прямые полеты в Анадырь. Я малость удивился: с чего бы это меня, только что пришедшего в отряд штурмана, выполнившего только один рейс на этом самолете, и вдруг такое доверие? Утром пришел, как обычно, за два часа до вылета, заполнил бортжурнал, посмотрел погоду. Тут штурман отряда подходит: Ну, ты как, готов?
Ну а как же, готов, конечно. Смотри там, повнимательней!
Возвращаемся на другой день вечером. Заруливаем, а на стоянке весь синклит отрядный: командир, штурман, комэск, еще кто-то. Ну, как , все нормально, без замечаний, все в порядке?. Я не понял: с чего бы это так? И потом мне рассказали – в чем дело.
Отряд в течение многих лет выполнял один и тот же рейс: Домодедово –Хабаровск –Домодедово. И штурманы так привыкли к одной трассе, что любое отклонение считали чуть ли не за ЧП. А тут в Анадырь, да по новой трассе, по арктическому побережью…
Стали думать кого послать, и тут вспомнили, что есть новичок, с Ан-12 пришел, а они там по всему Союзу мотались, вот пусть он и летит. Так я попал в этот рейс.
Насчет топлива. Нет, не было у нас проблем с количеством топлива. Простите меня , я подзабыл цифры: летал на этих машинах один год, а прошло уже с тех пор тридцать пять лет. Но помню случай, когда при подходе к Анадырю, он неожиданно закрылся по погоде, мы развернулись на запасной, если не ошибаюсь – на Владивосток, это 1600 км.
Правда через минут сорок развернулись, и все таки сели в Анадыре.. Но факт тот, что навигационный запас был на два часа до запасного и еще на час.
Были на самолете два или три купе, даже с диванами для спанья, но там было все ободрано, никого там не было.
А машина была крепкая, как танк. Был такой случай. Командир вышел в туалет и, находясь там, вдруг почувствовал, что самолет падает. Врывается он в кабину, а самолет пикирует !. Что-то там случилось с автопилотом, он самапроизвольно отключился, второй не справился, машина резко опустила нос и вошла в пике. Представляете, это Ту-114 пикирует!
С большим трудом вывели из пикирования. Старались не перетянуть в опасении, что крылья отвалятся. Потеряли, как мне помнится четыре-пять тысяч метров. И самолет выдержал! Правда что то там деформировалось, повылетали несколко листов обшивки.
Но сели в Москве, в Домодедово. На аэродроме их встречала целая толпа, во главе и Туполевым. Тот, конечно, сиял! Он подошел к командиру: Молодец! Ну, о чем ты теперь мечтаешь? Не знаю, на какой ответ он рассчитывал, но, услышав: - Мечтаю переучиться на новую технику, на Ил-62, помрачнел, заорал –Мудак! Повернулся, и ушел.
Теперь о причинах списания самолетов. Я тут прочитал о многих предполагаемых причинах. Насколько я помню, основная была, конечно, треск в центропланах. Но что интересно: через несколько лет пошли разговоры о том, что на складе во Внуково обнаружили какие то плиты большого размера. Новые, в заводской смазке. Стали
 
Прошу извинить, прчему то последняя фраза не прошла: Стали разбираться, и обнаружили, что это плиты для центроплана Ту-114.. Те самые, что трещали на самолетах!! И документы, из которых следовало, что плиты эти для замены старых по налету 10000 часов!!! Об этом попросту забыли.
Может я где то не совсем точен был, много времени прошло.
 
Марк, спасибо большое!

А о каком борте история?
 
Марк, спасибо, интересный рассказ.
мы развернулись на запасной, если не ошибаюсь – на Владивосток, это 1600 км
Запасной Магадан - 1500 км, Елизово - 1700 км, так что это точно был не Владивосток
 
Марк, про причины снятия Ту-114. Взять хотя бы трещащие центропланы. Замена плит означает де-факто капремонт (чуть не весь самолёт разбирать) после 10000 часов. Для дальнемагистральника (если он используется хоть сколько-нибудь эффективно, а не стоит) это налёт за три года с небольшим. Т.е. уже экономика ни в какие ворота не лезет.
И это не единственный косяк в части экономики.
 
Да, конечно, запасной был Елизово.
Я не про конкретный борт писал. Трещали многие. Говорили о трещине на одном борту что-то порядка восьмидесяти см. Все машины долго стояли где-то на краю аэродрома, а потом их несколько месяцев разбирали, и мы видели, что их становится все меньше,
меньше…
Осталось два: один поставили на площади, а второй сожгли, вместе с построенными рядом декорациями ан съемках фильма, забыл название.
Насчет этих плит. Я не специалист, не знаю. Но об этих найденных плитах много говорили в отряде, ведь многие пришли с того отряда, с Ту-114-х. А средний налет на машину был, если память мне не изменяет, порядка 12-14 тысяч часов.
Хорошая, для своего времени, была машина!!
 
Марк, А Вы не помните бортовой номер того самолета, которого сожгли при съемках фильма Экипаж?
 
То ли ни АТРах, то ли на Фоккерах тоже меняли что то "трещавшее". ЕМНИП, лонжероны ЦПЛ. Это посерьёзнее, чем лист обшивки ("разбирать" для смены листа, кстати, не требуется , в отличие ль лонжерона).
 
Нет, к сожалению номеров самолетов я не знаю. Ни сожженного, ни того, который пикировал. А фильм, конечно - "Экипаж"
 

Так речь про плиты, а не про листы обшивки. Плита - цельная (не склёпанная из частей) силовая балка, или я что-то не понял?
 
Уже не вспомню источник информации, но ее суть в следующем:
Был рейс ТУ-114 на Кубу. В течение всего полета встречный ветер. Экипаж уже над Атлантикой понял, что топлива не хватит. Пока запрашивали, что делать, на связь вышли диспетчеры из США и предложили свои услуги по дозаправке. Наши дали добро, потому, что другого выхода не было. Сели в каком-то американском порту. Там дозаправку произвели с условием, что на Кубу они не полетят (т.к. по закону США Куба в блокаде) и остается только лететь назад в Союз. Экипажу ничего не оставалось делать, как лететь с паксами обратно.
Возможно это легенда, или фантазия. Может кто-нибудь слышал о таком случае?
 
Freddy, а известна дата, когда он совершал демонстрационный полет в Будапешт в 1959 году?