Из истории авиации Самары (Куйбышева)

Ну и цены!! Даже с теми зарплатами почти ни о чём. Из Самары в Балаково летал на АН2 за 4,5 р, студентом.
 
Да как сказать. Если представить, что тогда средняя зарплата была 150 руб. в месяц, а сейчас примерно 70 000 руб, то цена билета в то время до Москвы (22 рубля) составляла примерно 15% от среднего заработка, сейчас это (при зарплате 70 000) примерно 10 500 рублей. Теперь смотрим цену билетов Самара - Москва, например на 23.06.2025. Диапазон цен в эту дату от 3 754 рублей (Победа) до 8 683 рублей (Аэрофлот).

Или возьмём направление на Сочи цена билета тогда 33 рубля (22% от среднего заработка), соответственно сейчас это примерно 15 400 рублей. Смотрим цены на билеты Самара-Сочи на 23.06.2025 - от 3 700 рублей (Победа) до 9 023 руб. (Уральские авиалинии)
 
Последнее редактирование:
Несколько дней посвятил анализу газеты "Волжская Коммуна" за 1980 год. Электронный архив данного года имеет качество исходных файлов в более худшем виде по сравнению с 60-ми годами, ранее также просмотренными. Сейчас начну крепить соответствующие файлы.

30.01.1980 - анонс рейса Куйбышев - Уфа на Ту-154.
10.02 - материал ко Дню Аэрофлота.
14.03 - объявление о дополнительных авиарейсах.
25.03 - тысячный рейс на Сочи.
01.04 - конкурс авиадиспетчеров.
23.05 - летние авиановости.
08.07 - в Смышляевке.
05.08 - встреча куйбышевских олимпийцев в Курумоче.















 
Кстати, в тот год в Тольятти в очередной раз приезжал товарищ Суслов, традиционно избиравшийся от этого города в Верховный Совет. Обычно он пользовался ЖД, но в обозреваемом году объявился в Курумоче.

20.02.1980 - прибытие Суслова.
22.10 - закрытие городского аэровокзала на ремонт.
30.10 - объявление о дополнительных авиарейсах.
31.10 - завершение ремонта аэровокзала.
06.12 - в 1980 году "Аэрофлот" множество (раз 20) писал о наличии свободных мест на те или иные направления; образец подобного анонса прилагается.
24.12 - объявление о дополнительных авиарейсах.











 
А по ночам у нас существует традиция скачивания новых спутниковых снимков. На сей раз празднуем День Аэрофлота ибо съёмочной датой стало 9 февраля 1975 года. Хотя зимой количество рейсов сокращается, на территории аэропорта нашлось 24 борта, а ещё один обнаружился на подлёте.













 
Скринов набралось немало поэтому они равномерно распределены по двум соседним постам. В среду я мастерил расписание рейсов на дату 09.02.1975 г., но его лучше показать в четверг дабы не запутаться во всех наших файлах.













 
31.10 - завершение ремонта аэровокзала.
Посмотрел сейчас панорамный снимок в яндекс картах - по адресу Самара, Спортивная, 14 расположена какая-то хрущёба с магазином, ломбардом, стоматологической клиникой и парикмахерской на 1 этаже. А где собственно гораэровокзал там располагался?
 

Занимал весь первый этаж, видимо. С трудом отыскал фото этого объекта. В конце 60-х помещение гораэровокзала реконструировалось усилиями треста "Куйбышевремстрой", у которого была собственная многотиражная газета под названием "Голос строителя". Вот материалы из "Волжской Зари" (номер от 04.07.1969 г.) и из "Голоса строителя" (номер от 08.02.1971 г.), причём вторая заметка ошибочно приписана к улице Красноармейской.



 
Сейчас попробую расписать по маркам и по номерам те 25 бортов, которые были обнаружены на спутниковом снимке аэропорта Курумоч от 09.02.1975 г. Зимой видно хуже по сравнению с летом. Версия такова:

№№ 1, 7, 9, 10, 12, 13 - Ан-24;
№№ 2, 3, 4 - Ан-10;
№№ 5, 8 - Ил-14;
№ 6 - Ли-2;
№ 11 - Як-40;
№ 14 - Ил-18;
№№ 15, 16, 17, 20 - Ан-12;
№ 18 - Ту-134;
№№ 19, 21, 22, 25 - Ту-124;
№№ 23, 24 - Ту-154.

Для даты 09.02.1975 г. предшествующей спутниковой съёмкой Курумоча является 09.07.1974 г., а последующей - 10.06.1975 г. На снимке от 09.07.1974 г. были видны четыре Ан-10, выделенные красными контурами. На снимке от 10.06.1975 г. их осталось только два. Здесь же выделены Ли-2 и нечто типа Як-40, который находился на месте нынешнего высотного общежития с адресом в посёлке Берёза, Аэропортовское шоссе, 3.

В эту же пору один из куйбышевских Ан-10 переехал из аэропорта в областной центр, где обустраивался детский парк имени Гагарина. Отставной самолёт должен был стать кинотеатром "Антошка". В промежутке между двумя датами из 1975 года (9 февраля и 10 июня) он и появился на территории парка вблизи Московского шоссе. В газете Приволжского УГА "Крылья Родины" фото из парка были размещены в номерах от 14.01.1976 г. и от 11.08.1976 г.











 
Последнее редактирование:
Теперь попробую проанализировать расписание авиарейсов на воскресный день 9 февраля 1975 года, которое было опубликовано в номере "Волжской Коммуны" от 31.05.1974 г. Зимой рейсов меньше - в нашем случае их набралось 86. Приблизительное время спутниковой съёмки - около полудня по местному времени (около 11-00 по Москве). Изначально какие-либо Ту-154 расписанием не предусматривались, но в "Волжской Коммуне" от 07.11.1974 г. была опубликована заметка о том, что куйбышевские авиаторы получили свой первый Ту-154. Учитывая, что эту модель делали в Куйбышеве же, дополним сей факт возгласом "Давно пора!"

Последующие газетные сообщения о Ту-154 датируются уже январём 1975 года. В "Волжской Коммуне" 11.01.1975 г. было сообщение о рейсе 5415 до Ленинграда, ранее обслуживавшемся Ту-134, а 26.01.1975 г. уведомили и о переводе с Ил-18 на Ту-154 ташкентского рейса. В ближайшей перспективе Ту-154 должны были выйти на летнее сочинское направление и на трансконтинентальную трассу Новосибирск - Иркутск - Хабаровск.

Если Ту-154 обнаружилось сразу два, то самолёты Ил-18 и Як-40 в аэропорту присутствуют по одному. Судя по расписанию, это рейсы соответственно до Караганды/Алма-Аты и до Саратова/Элисты.















 
Последнее редактирование:
Изучал "Волжскую Коммуну" за 1981 год. Качество файлов ничуть не лучше файлов из предыдущего 1980 года. С мая по ноябрь шестнадцать раз печатались информационные объявления о новых или о дополнительных рейсах. Не знаю даже, стоит ли их сюда тащить ...

Из двенадцати месяцев 1981 года года авиаизвестия присутствовали в десяти, обделив собой январь и октябрь. В феврале публиковались материалы из Смышляевки (07.02), от ПривоУГА ко Дню Аэрофлота (08.02) и про АСУ в Курумоче (27.02). В марте нашлись объявление о грузоперевозках пассажирскими самолётами (т.е. не для Ан-12?; датировано 05.03), о кассах "Аэрофлота" (20.03) и о наградах авиаторов по региону (29.03). В апреле описывался ленинский субботник в окрестностях аэропорта Курумоч (19.04). В мае проанонсировали открытие авиакассы при новеньком, пяти месяцев от роду, центральном автовокзале (13.05), затем дали списки всех касс (21.05) и традиционно описали перспективы летней навигации (24.05). Жаль, что от публикации расписания авиарейсов в обозреваемом году решились воздержаться ...



















 
Реакции: avro
Газетные материалы второго полугодия 1981 года таковы:

15.07 - репортаж с ЛИС авиазавода в преддверии Дня Воздушного Флота СССР;
18.09 - фото с АТБ Курумоча;
21.11 - работа ГАИ с привлечением вертолётов;
25.12 - ещё один репортаж с ЛИС авиазавода.







 
Продолжим изучать наш 1981 год. Сегодня был в СОУНБ и перефоткал авиационную часть расписания из синенькой книжечки "всеобщих" расписаний, которые ежегодно выпускались в куйбышевском издательстве "Транспорт". Иногда, кстати, у нас печатали подобные расписания для Ульяновска или Уфы.

С точки зрения американских спутниковых съёмок Куйбышева/Самары именно 1981 год оказался "неблагодарным" - он единственный на отрезке 1961-1984 г.г., по которому нет рассекреченных снимков Куйбышева или Курумоча. В съёмочную полосу того года регион однажды попадал, но сугубо по северным своим районам.



















 
Предварительно хотелось попытать счастья в ознакомлении с расписанием в газетном формате, но в "Волжской Заре" (просмотрел 2-й квартал 1981 года) его тоже не нашлось. Говорю "тоже" поскольку прежде изучил "Волжскую Коммуну" за весь тот год. Впрочем, в "Зорьке" нашлись два материала - рекламный (номер от 13.05.1981) и традиционно-летний (номер от 30.05.1981). Сюда же прикреплю обложку расписаний на 1981 год. Поскольку эти книжечки немало лет кряду выпускались с одинаковыми обложками, в СОУНБ на них вручную подписывают год.

И ещё один эпизод, относящийся к тому году. В Новокуйбышевске проживал фотограф Константин (Камил) Байгузин, ныне покойный, который внёс немалый вклад в фотолетопись своего города. В своё время я помог ему добыть спутниковый снимок 1965 года, на котором были запечатлены Куйбышев и Новокуйбышевск. В качестве ответной услуги он скинул мне фотоснимок Куйбышева (Кировский и Промышленный районы; в частности, в кадре виден стадион "Металлург"), который был сделан им летом 1981 года с борта самолёта, летевшего из Курумоча в южном направлении.







 
Как я уже писал, в 1981 году в "Волжской Коммуне" часто публиковалась информация о новых или о дополнительных авиарейсах. Сейчас я постараюсь выложить заметки с такими рейсами, которые не были упомянуты в изначальном расписании на 1981 год.

ВК - 20.05.1981 - информация о дополнительном рейсе до Сочи по дате 25.05 на Ту-134 (вылет в 08-20, здесь и далее - моск. вр.);

ВК - 22.05.1981 - информация о дополнительном рейсе до Сочи по дате 29.05 на Ту-154 (вылет в 16-50);

здесь же попалась гораздо более крупная (в информационном плане) "рыба" - открытие с 01.06 новой авиалинии по казахстанскому направлению Актюбинск - Кзыл-Орда - Чимкент на Ан-24 (вылет по пнд-ср-пт-сб в 24-00); в тексте расписания этих городов нет;

ВК - 27.05.1981 - информация о введении с 03.06 дополнительного рейса до Сочи на Ту-154 (вылет в 09-50);

ВК - 29.05.1981 - информация о дополнительном рейсе до Сочи по дате 08.06 на Ту-154 (вылет в 10-15); это понедельник тогда как по изначальному расписанию первый понедельничный рейс должен был состояться по дате 15.06);

ВК - 24.06.1981 - информация об изменении с 10.07 время вылета рейсов 5359/5360, связанных с Анапой - для рейса 5359 "туда" время вылета изменили с 17-30 на 06-30, а для рейса 5360 "оттуда" время вылета изменили с 24-00 на 10-30;

ВК - 26.06.1981 - информация о дополнительном рейсе Новосибирск - Иркутск - Хабаровск по дате 29.06 (вылет в 18-00).

Итак, шесть сообщений-поправок в рамках первого полугодия, вернее даже мая-июня.











 
Последнее редактирование модератором:
Во втором полугодии 1981 года в "Волжской Коммуне" нашлось девять объявлений о дополнительных рейсах. Не все из них, правда, понятны на 100 процентов ...

ВК - 02.07.1981 - информация о дополнительном рейсе до Ленинграда в период с 08.07 по 04.09 на Ту-154 (вылет в 16-20 по ср.-пт.-вс);

ВК - 03.07.1981 - информация о дополнительном рейсе до Харькова в период с 10.07 по 09.09 на Ту-134 (вылет в 05-55); ранее существовал рейс 5397/5398 до Харькова-Львова, но на период действия дополнительного харьковского рейса у рейса 5397/5398 убрали промежуточную посадку в Харькове; при этом вылет рейса 5398 из Львова перенесли с 12-30 на 11-00; а вообще-то для Ту-134 прямой маршрут Куйбышев - Львов не слишком ли великоват?

ВК - 09.07.1981 - информация о дополнительном рейсе Новосибирск - Иркутск - Хабаровск по датам 16, 17, 18.07 (вылет в 15-30);

ВК - 11.07.1981 - информация о дополнительном рейсе до Симферополя по дате 17.07 на Ту-154 (вылет в 15-50);

здесь же опубликована информация о том, что для рейсов до Анапы по датам 15, 17, 22, 24, 29, 31.07 самолёт Ту-134 будет заменён на более вместительный Ту-154 (вылет в 17-30); при этом как-то забыли о том, что в июне месяце рейсы до Анапы были перенесены с вечера на утро;

ВК - 14.07.1981 - полагаю, здесь как раз была исправлена ошибка - для рейсов до Анапы по датам 15, 17, 22, 24, 29, 31.07 указано утреннее время вылета 06-35;

ВК - 22.07.1981 - информация о куче дополнительных рейсов на Ту-134 до:

Москвы (Домодедово?) по датам 24, 28, 31.07 (вылет в 06-35);
Свердловска по датам 25.07 (вылет в 06-35) и 28, 29.07 (вылет в 18-50);
Днепропетровска по дате 29.07 (вылет в 06-35);
Симферополя по дате 30.07 (вылет в 06-35);
Нижневартовска по датам 30, 31.07 (вылет в 18-50);
Еревана по дате 25.07 (вылет в 08-50) - кстати, не удивлюсь если тут не описка и не вылет в 18-50 на самом деле);

ВК - 14.08.1981 - информация о ранее не заявленном рейсе до Минска по датам 15, 18, 20, 22, 25, 27, 29.08 на Ту-134 (вылет в 18-15);

ВК - 13.11.1981 - информация о дополнительных рейсах до Баку по дате 17.11 на Ту-134 (вылет в 08-50) и до Ташкента по дате 18.11 на Ту-134 (вылет в 22-50); в расписании ташкентский рейс, указанный для Ту-154, есть так что причина публикации мне не совсем ясна - либо указанный рейс был летним либо на 18.11 решили выделить Ту-134 вместо предусмотренного Ту-154;

ВК - 28.11.1981 - информация о новых рейсах до Днепропетровска на Ту-134 (вылет в 09-20 по средам и пятницам) и до Ташкента на Ту-154 (вылет в 22-50 ежедневно); судя по всему, ташкентский рейс изначально планировался на летнее время года, но оказался целесообразен и в зиму.

Пожалуй, с 1981 годом у нас всё.

















 
Странно - в расписании рейс 3123 на Ту-134 в Сочи (из Кирова) есть, а обратного 3124 на Ту-134 в Киров (из Сочей) нет. Или он обратно не совершал промежуточную посадку в Курумоче?
И ещё одна очепятка в расписании - рейс щ-189 на Ан-24 в Краснодар был из Кирова, а не из Киева, как написано в расписании.
 
Сегодня изучал в СОУНБ подшивку городской тольяттинской газеты "За Коммунизм" за 1965 год. В номере от 20 июня попалась заметка о путешествии одного из тольяттинских классов в Москву. [Там умудрились даже урвать остродефицитные билеты в Лужники на отборочный матч футбольного Мундиаля-1966.] В качестве транспорта была избрана авиация. Поскольку в 1965 году в Куйбышеве выпускалось междугороднее расписание по всем видам транспорта, было интересно сверить с ним заметку.

Поначалу мне (на правах лица, кое-что компилировавшего из расписаний Курумоча 70-х годов) бросилось в глаза Шереметьево вместо привычного Домодедово. Потом я вспомнил, что позднее в той же тольяттинской газете того же года прошла информация об открытии нового аэропорта Домодедово. В расписании же 1965 года, куда я лазил для получения информации об утреннем рейсе Куйбышев - Москва на Ан-10, вообще указано, что рейс 448 до середины августа стартует в 08-40 (по Москве) и следует в Шереметьево, а с 16 августа его переводят в Домодедово и переставляют на 08-10.

И ещё один "мой" нюанс. По 60-м годам у нас пока что нет спутниковых снимков аэропорта Курумоч, а их тогдашняя оптика была послабее относительно самого раннего из имеющихся сейчас на руках Курумочей по дате 11.09.1971 г. Школьники обратили внимание на Ту-104 и на Ан-10. Возможно, их как самых крупных удастся развидеть и опознать и нам - в случае, если мы доберёмся до спутникового Курумоча 60-х ?