Из истории авиации Самары (Куйбышева)

Составил расписание по Курумочу на дату спутниковой съёмки 22.08.1978 г., опираясь на общее расписание рейсов из областной газеты "Волжская Коммуна". Для тех рейсов, что имеют одинаковое время вылета, в графе времени стоят подчёркивания. Исходное расписание было напечатано с точностью до пяти минут поэтому совпадающие времена удивлять не должны.

Заодно дополню сей пост недавним фото из Группы ВК памяти фотожурналиста Н.Абросимова, которое было сделано в 1990 году. На нём представлен Борис Алексеевич Комонов, возглавлявший тогдашнее ПривоУГА.

Посмотреть вложение 861860

Посмотреть вложение 861861

Посмотреть вложение 861862

Посмотреть вложение 861863

Посмотреть вложение 861864
Ну и цены!! Даже с теми зарплатами почти ни о чём. Из Самары в Балаково летал на АН2 за 4,5 р, студентом.
 
Реклама
Ну и цены!! Даже с теми зарплатами почти ни о чём. Из Самары в Балаково летал на АН2 за 4,5 р, студентом.
Да как сказать. Если представить, что тогда средняя зарплата была 150 руб. в месяц, а сейчас примерно 70 000 руб, то цена билета в то время до Москвы (22 рубля) составляла примерно 15% от среднего заработка, сейчас это (при зарплате 70 000) примерно 10 500 рублей. Теперь смотрим цену билетов Самара - Москва, например на 23.06.2025. Диапазон цен в эту дату от 3 754 рублей (Победа) до 8 683 рублей (Аэрофлот).

Или возьмём направление на Сочи цена билета тогда 33 рубля (22% от среднего заработка), соответственно сейчас это примерно 15 400 рублей. Смотрим цены на билеты Самара-Сочи на 23.06.2025 - от 3 700 рублей (Победа) до 9 023 руб. (Уральские авиалинии)
 
Последнее редактирование:
Несколько дней посвятил анализу газеты "Волжская Коммуна" за 1980 год. Электронный архив данного года имеет качество исходных файлов в более худшем виде по сравнению с 60-ми годами, ранее также просмотренными. Сейчас начну крепить соответствующие файлы.

30.01.1980 - анонс рейса Куйбышев - Уфа на Ту-154.
10.02 - материал ко Дню Аэрофлота.
14.03 - объявление о дополнительных авиарейсах.
25.03 - тысячный рейс на Сочи.
01.04 - конкурс авиадиспетчеров.
23.05 - летние авиановости.
08.07 - в Смышляевке.
05.08 - встреча куйбышевских олимпийцев в Курумоче.

ВКа-1980-01-30-анонс авиарейса в Уфу на Ту-154.jpg


ВКа-1980-02-10-ко Дню Аэрофлота.jpg


ВКа-1980-03-14-объявл. о доп. авиарейсах.jpg


ВКа-1980-03-25-1000-й авиарейс до Сочи.jpg


ВКа-1980-04-01-конкурс авиадисп..jpg


ВКа-1980-05-23-летние авиановости.jpg


ВКа-1980-07-08-фото из аэр. Смышл..jpg


ВКа-1980-08-05-встреча олимп. в Курум..jpg
 
Кстати, в тот год в Тольятти в очередной раз приезжал товарищ Суслов, традиционно избиравшийся от этого города в Верховный Совет. Обычно он пользовался ЖД, но в обозреваемом году объявился в Курумоче.

20.02.1980 - прибытие Суслова.
22.10 - закрытие городского аэровокзала на ремонт.
30.10 - объявление о дополнительных авиарейсах.
31.10 - завершение ремонта аэровокзала.
06.12 - в 1980 году "Аэрофлот" множество (раз 20) писал о наличии свободных мест на те или иные направления; образец подобного анонса прилагается.
24.12 - объявление о дополнительных авиарейсах.

ВКа-1980-02-20-прибытие Суслова.jpg


ВКа-1980-10-22-объявл. о рем. аэровокзала.jpg


ВКа-1980-10-30-объявл. о доп. авиарейсах.jpg


ВКа-1980-10-31-объявл. о восстан. аэровокзала.jpg


ВКа-1980-12-06-объявл. Аэрофлота о своб. местах.jpg


ВКа-1980-12-24-объявл. о доп. авиарейсах.jpg
 
А по ночам у нас существует традиция скачивания новых спутниковых снимков. На сей раз празднуем День Аэрофлота ибо съёмочной датой стало 9 февраля 1975 года. Хотя зимой количество рейсов сокращается, на территории аэропорта нашлось 24 борта, а ещё один обнаружился на подлёте.

Спутник-1975-02-09_01-Курумоч-панорама.jpg


Спутник-1975-02-09_02-Курумоч-подлёт.jpg


Спутник-1975-02-09_03-Курумоч-подлёт.jpg


Спутник-1975-02-09_04-Курумоч.jpg


Спутник-1975-02-09_05-Курумоч.jpg


Спутник-1975-02-09_06-Курумоч.jpg


Спутник-1975-02-09_07-Курумоч.jpg
 
Скринов набралось немало поэтому они равномерно распределены по двум соседним постам. В среду я мастерил расписание рейсов на дату 09.02.1975 г., но его лучше показать в четверг дабы не запутаться во всех наших файлах.

Спутник-1975-02-09_08-Курумоч.jpg


Спутник-1975-02-09_09-Курумоч.jpg


Спутник-1975-02-09_10-Курумоч.jpg


Спутник-1975-02-09_11-Курумоч.jpg


Спутник-1975-02-09_12-Курумоч.jpg


Спутник-1975-02-09_13-Курумоч.jpg


Спутник-1975-02-09_14-Курумоч.jpg
 
31.10 - завершение ремонта аэровокзала.
Посмотрел сейчас панорамный снимок в яндекс картах - по адресу Самара, Спортивная, 14 расположена какая-то хрущёба с магазином, ломбардом, стоматологической клиникой и парикмахерской на 1 этаже. А где собственно гораэровокзал там располагался?
 
Посмотрел сейчас панорамный снимок в яндекс картах - по адресу Самара, Спортивная, 14 расположена какая-то хрущёба с магазином, ломбардом, стоматологической клиникой и парикмахерской на 1 этаже. А где собственно гораэровокзал там располагался?

Занимал весь первый этаж, видимо. С трудом отыскал фото этого объекта. В конце 60-х помещение гораэровокзала реконструировалось усилиями треста "Куйбышевремстрой", у которого была собственная многотиражная газета под названием "Голос строителя". Вот материалы из "Волжской Зари" (номер от 04.07.1969 г.) и из "Голоса строителя" (номер от 08.02.1971 г.), причём вторая заметка ошибочно приписана к улице Красноармейской.

ВЗя-1969-07-04-затяг. реконстр. аэровокзала.jpg


Голос Строителя-1971-8 февраля-3.jpg
 
Сейчас попробую расписать по маркам и по номерам те 25 бортов, которые были обнаружены на спутниковом снимке аэропорта Курумоч от 09.02.1975 г. Зимой видно хуже по сравнению с летом. Версия такова:

№№ 1, 7, 9, 10, 12, 13 - Ан-24;
№№ 2, 3, 4 - Ан-10;
№№ 5, 8 - Ил-14;
№ 6 - Ли-2;
№ 11 - Як-40;
№ 14 - Ил-18;
№№ 15, 16, 17, 20 - Ан-12;
№ 18 - Ту-134;
№№ 19, 21, 22, 25 - Ту-124;
№№ 23, 24 - Ту-154.

Для даты 09.02.1975 г. предшествующей спутниковой съёмкой Курумоча является 09.07.1974 г., а последующей - 10.06.1975 г. На снимке от 09.07.1974 г. были видны четыре Ан-10, выделенные красными контурами. На снимке от 10.06.1975 г. их осталось только два. Здесь же выделены Ли-2 и нечто типа Як-40, который находился на месте нынешнего высотного общежития с адресом в посёлке Берёза, Аэропортовское шоссе, 3.

В эту же пору один из куйбышевских Ан-10 переехал из аэропорта в областной центр, где обустраивался детский парк имени Гагарина. Отставной самолёт должен был стать кинотеатром "Антошка". В промежутке между двумя датами из 1975 года (9 февраля и 10 июня) он и появился на территории парка вблизи Московского шоссе. В газете Приволжского УГА "Крылья Родины" фото из парка были размещены в номерах от 14.01.1976 г. и от 11.08.1976 г.

Спутник-1974-09-07-Курумоч.jpg


Спутник-1975-06-10-Курумоч.jpg


Спутник-1975-02-09-парк Гагарина.jpg


Спутник-1975-06-10-парк Гагарина.jpg


КрыРод-1976-01-14.jpg


КрыРод-1976-08-11.jpg
 
Последнее редактирование:
Теперь попробую проанализировать расписание авиарейсов на воскресный день 9 февраля 1975 года, которое было опубликовано в номере "Волжской Коммуны" от 31.05.1974 г. Зимой рейсов меньше - в нашем случае их набралось 86. Приблизительное время спутниковой съёмки - около полудня по местному времени (около 11-00 по Москве). Изначально какие-либо Ту-154 расписанием не предусматривались, но в "Волжской Коммуне" от 07.11.1974 г. была опубликована заметка о том, что куйбышевские авиаторы получили свой первый Ту-154. Учитывая, что эту модель делали в Куйбышеве же, дополним сей факт возгласом "Давно пора!"

Последующие газетные сообщения о Ту-154 датируются уже январём 1975 года. В "Волжской Коммуне" 11.01.1975 г. было сообщение о рейсе 5415 до Ленинграда, ранее обслуживавшемся Ту-134, а 26.01.1975 г. уведомили и о переводе с Ил-18 на Ту-154 ташкентского рейса. В ближайшей перспективе Ту-154 должны были выйти на летнее сочинское направление и на трансконтинентальную трассу Новосибирск - Иркутск - Хабаровск.

Если Ту-154 обнаружилось сразу два, то самолёты Ил-18 и Як-40 в аэропорту присутствуют по одному. Судя по расписанию, это рейсы соответственно до Караганды/Алма-Аты и до Саратова/Элисты.

ВКа-1974-05-31-авиараспис..jpg


Курумоч-1975-02-09-расписание-01.jpg


Курумоч-1975-02-09-расписание-02.jpg


Курумоч-1975-02-09-расписание-03.jpg


Курумоч-1975-02-09-расписание-04.jpg


ВКа-1974-11-07-первый Ту-154 в Курумоче.jpg


ВКа-1975-01-11-рейсы в Питер на Ту-154.jpg


ВКа-1975-01-26-рейсы в Ташкент на Ту-154.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Изучал "Волжскую Коммуну" за 1981 год. Качество файлов ничуть не лучше файлов из предыдущего 1980 года. С мая по ноябрь шестнадцать раз печатались информационные объявления о новых или о дополнительных рейсах. Не знаю даже, стоит ли их сюда тащить ...

Из двенадцати месяцев 1981 года года авиаизвестия присутствовали в десяти, обделив собой январь и октябрь. В феврале публиковались материалы из Смышляевки (07.02), от ПривоУГА ко Дню Аэрофлота (08.02) и про АСУ в Курумоче (27.02). В марте нашлись объявление о грузоперевозках пассажирскими самолётами (т.е. не для Ан-12?; датировано 05.03), о кассах "Аэрофлота" (20.03) и о наградах авиаторов по региону (29.03). В апреле описывался ленинский субботник в окрестностях аэропорта Курумоч (19.04). В мае проанонсировали открытие авиакассы при новеньком, пяти месяцев от роду, центральном автовокзале (13.05), затем дали списки всех касс (21.05) и традиционно описали перспективы летней навигации (24.05). Жаль, что от публикации расписания авиарейсов в обозреваемом году решились воздержаться ...

ВКа-1981-02-07-репортаж из Смышл. ко Дню Аэроф..jpg


ВКа-1981-02-08-ПривоУГА ко Дню Аэроф..jpg


ВКа-1981-02-27-командно-дисп. пункт Курум..jpg


ВКа-1981-03-05-объявл. о груз. авиаперевозках.jpg


ВКа-1981-03-20-объявл. о кассах Аэрофлота.jpg


ВКа-1981-03-29-награды авиаторам.jpg


ВКа-1981-04-19-субботник в аэр. Курум..jpg


ВКа-1981-05-13-анонс авиакассы в ЦАВ.jpg


ВКа-1981-05-21-адреса касс Аэрофлота.jpg


ВКа-1981-05-24-к летней авианавигации.jpg
 
Газетные материалы второго полугодия 1981 года таковы:

15.07 - репортаж с ЛИС авиазавода в преддверии Дня Воздушного Флота СССР;
18.09 - фото с АТБ Курумоча;
21.11 - работа ГАИ с привлечением вертолётов;
25.12 - ещё один репортаж с ЛИС авиазавода.

ВКа-1981-08-15-ЛИС авиазавода.jpg


ВКа-1981-09-18-фото с АТБ Курумоча.jpg


ВКа-1981-11-21-ГАИ на вертолётах.jpg


ВКа-1981-12-25-репортаж с ЛИС авиазавода.jpg
 
Продолжим изучать наш 1981 год. Сегодня был в СОУНБ и перефоткал авиационную часть расписания из синенькой книжечки "всеобщих" расписаний, которые ежегодно выпускались в куйбышевском издательстве "Транспорт". Иногда, кстати, у нас печатали подобные расписания для Ульяновска или Уфы.

С точки зрения американских спутниковых съёмок Куйбышева/Самары именно 1981 год оказался "неблагодарным" - он единственный на отрезке 1961-1984 г.г., по которому нет рассекреченных снимков Куйбышева или Курумоча. В съёмочную полосу того года регион однажды попадал, но сугубо по северным своим районам.

DSC09062.JPG


DSC09063.JPG


DSC09064.JPG


DSC09065.JPG


DSC09066.JPG


DSC09067.JPG


DSC09068.JPG


DSC09069.JPG


DSC09070.JPG


DSC09071.JPG
 
Предварительно хотелось попытать счастья в ознакомлении с расписанием в газетном формате, но в "Волжской Заре" (просмотрел 2-й квартал 1981 года) его тоже не нашлось. Говорю "тоже" поскольку прежде изучил "Волжскую Коммуну" за весь тот год. Впрочем, в "Зорьке" нашлись два материала - рекламный (номер от 13.05.1981) и традиционно-летний (номер от 30.05.1981). Сюда же прикреплю обложку расписаний на 1981 год. Поскольку эти книжечки немало лет кряду выпускались с одинаковыми обложками, в СОУНБ на них вручную подписывают год.

И ещё один эпизод, относящийся к тому году. В Новокуйбышевске проживал фотограф Константин (Камил) Байгузин, ныне покойный, который внёс немалый вклад в фотолетопись своего города. В своё время я помог ему добыть спутниковый снимок 1965 года, на котором были запечатлены Куйбышев и Новокуйбышевск. В качестве ответной услуги он скинул мне фотоснимок Куйбышева (Кировский и Промышленный районы; в частности, в кадре виден стадион "Металлург"), который был сделан им летом 1981 года с борта самолёта, летевшего из Курумоча в южном направлении.

ВЗя-1981-05-13-реклама Аэрофлота.JPG


ВЗя-1981-05-30-к летней авианавигации.JPG


DSC09061.JPG


Куйбышев-1981-Металлург.jpg
 
Как я уже писал, в 1981 году в "Волжской Коммуне" часто публиковалась информация о новых или о дополнительных авиарейсах. Сейчас я постараюсь выложить заметки с такими рейсами, которые не были упомянуты в изначальном расписании на 1981 год.

ВК - 20.05.1981 - информация о дополнительном рейсе до Сочи по дате 25.05 на Ту-134 (вылет в 08-20, здесь и далее - моск. вр.);

ВК - 22.05.1981 - информация о дополнительном рейсе до Сочи по дате 29.05 на Ту-154 (вылет в 16-50);

здесь же попалась гораздо более крупная (в информационном плане) "рыба" - открытие с 01.06 новой авиалинии по казахстанскому направлению Актюбинск - Кзыл-Орда - Чимкент на Ан-24 (вылет по пнд-ср-пт-сб в 24-00); в тексте расписания этих городов нет;

ВК - 27.05.1981 - информация о введении с 03.06 дополнительного рейса до Сочи на Ту-154 (вылет в 09-50);

ВК - 29.05.1981 - информация о дополнительном рейсе до Сочи по дате 08.06 на Ту-154 (вылет в 10-15); это понедельник тогда как по изначальному расписанию первый понедельничный рейс должен был состояться по дате 15.06);

ВК - 24.06.1981 - информация об изменении с 10.07 время вылета рейсов 5359/5360, связанных с Анапой - для рейса 5359 "туда" время вылета изменили с 17-30 на 06-30, а для рейса 5360 "оттуда" время вылета изменили с 24-00 на 10-30;

ВК - 26.06.1981 - информация о дополнительном рейсе Новосибирск - Иркутск - Хабаровск по дате 29.06 (вылет в 18-00).

Итак, шесть сообщений-поправок в рамках первого полугодия, вернее даже мая-июня.

ВКа-1981-05-20-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-05-22-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-05-27-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-05-29-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-06-24-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-06-26-объявл. о летних рейсах.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Во втором полугодии 1981 года в "Волжской Коммуне" нашлось девять объявлений о дополнительных рейсах. Не все из них, правда, понятны на 100 процентов ...

ВК - 02.07.1981 - информация о дополнительном рейсе до Ленинграда в период с 08.07 по 04.09 на Ту-154 (вылет в 16-20 по ср.-пт.-вс);

ВК - 03.07.1981 - информация о дополнительном рейсе до Харькова в период с 10.07 по 09.09 на Ту-134 (вылет в 05-55); ранее существовал рейс 5397/5398 до Харькова-Львова, но на период действия дополнительного харьковского рейса у рейса 5397/5398 убрали промежуточную посадку в Харькове; при этом вылет рейса 5398 из Львова перенесли с 12-30 на 11-00; а вообще-то для Ту-134 прямой маршрут Куйбышев - Львов не слишком ли великоват?

ВК - 09.07.1981 - информация о дополнительном рейсе Новосибирск - Иркутск - Хабаровск по датам 16, 17, 18.07 (вылет в 15-30);

ВК - 11.07.1981 - информация о дополнительном рейсе до Симферополя по дате 17.07 на Ту-154 (вылет в 15-50);

здесь же опубликована информация о том, что для рейсов до Анапы по датам 15, 17, 22, 24, 29, 31.07 самолёт Ту-134 будет заменён на более вместительный Ту-154 (вылет в 17-30); при этом как-то забыли о том, что в июне месяце рейсы до Анапы были перенесены с вечера на утро;

ВК - 14.07.1981 - полагаю, здесь как раз была исправлена ошибка - для рейсов до Анапы по датам 15, 17, 22, 24, 29, 31.07 указано утреннее время вылета 06-35;

ВК - 22.07.1981 - информация о куче дополнительных рейсов на Ту-134 до:

Москвы (Домодедово?) по датам 24, 28, 31.07 (вылет в 06-35);
Свердловска по датам 25.07 (вылет в 06-35) и 28, 29.07 (вылет в 18-50);
Днепропетровска по дате 29.07 (вылет в 06-35);
Симферополя по дате 30.07 (вылет в 06-35);
Нижневартовска по датам 30, 31.07 (вылет в 18-50);
Еревана по дате 25.07 (вылет в 08-50) - кстати, не удивлюсь если тут не описка и не вылет в 18-50 на самом деле);

ВК - 14.08.1981 - информация о ранее не заявленном рейсе до Минска по датам 15, 18, 20, 22, 25, 27, 29.08 на Ту-134 (вылет в 18-15);

ВК - 13.11.1981 - информация о дополнительных рейсах до Баку по дате 17.11 на Ту-134 (вылет в 08-50) и до Ташкента по дате 18.11 на Ту-134 (вылет в 22-50); в расписании ташкентский рейс, указанный для Ту-154, есть так что причина публикации мне не совсем ясна - либо указанный рейс был летним либо на 18.11 решили выделить Ту-134 вместо предусмотренного Ту-154;

ВК - 28.11.1981 - информация о новых рейсах до Днепропетровска на Ту-134 (вылет в 09-20 по средам и пятницам) и до Ташкента на Ту-154 (вылет в 22-50 ежедневно); судя по всему, ташкентский рейс изначально планировался на летнее время года, но оказался целесообразен и в зиму.

Пожалуй, с 1981 годом у нас всё.

ВКа-1981-07-02-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-07-03-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-07-09-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-07-11-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-07-14-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-07-22-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-08-14-объявл. о летних рейсах.jpg


ВКа-1981-11-13-объявл. о доп. авиарейсах.jpg


ВКа-1981-11-28-объявл. о доп. авиарейсах.jpg
 
Сегодня был в СОУНБ и перефоткал авиационную часть расписания из синенькой книжечки "всеобщих" расписаний, которые ежегодно выпускались в куйбышевском издательстве "Транспорт"
Странно - в расписании рейс 3123 на Ту-134 в Сочи (из Кирова) есть, а обратного 3124 на Ту-134 в Киров (из Сочей) нет. Или он обратно не совершал промежуточную посадку в Курумоче?
И ещё одна очепятка в расписании - рейс щ-189 на Ан-24 в Краснодар был из Кирова, а не из Киева, как написано в расписании.
 
Реклама
Сегодня изучал в СОУНБ подшивку городской тольяттинской газеты "За Коммунизм" за 1965 год. В номере от 20 июня попалась заметка о путешествии одного из тольяттинских классов в Москву. [Там умудрились даже урвать остродефицитные билеты в Лужники на отборочный матч футбольного Мундиаля-1966.] В качестве транспорта была избрана авиация. Поскольку в 1965 году в Куйбышеве выпускалось междугороднее расписание по всем видам транспорта, было интересно сверить с ним заметку.

Поначалу мне (на правах лица, кое-что компилировавшего из расписаний Курумоча 70-х годов) бросилось в глаза Шереметьево вместо привычного Домодедово. Потом я вспомнил, что позднее в той же тольяттинской газете того же года прошла информация об открытии нового аэропорта Домодедово. В расписании же 1965 года, куда я лазил для получения информации об утреннем рейсе Куйбышев - Москва на Ан-10, вообще указано, что рейс 448 до середины августа стартует в 08-40 (по Москве) и следует в Шереметьево, а с 16 августа его переводят в Домодедово и переставляют на 08-10.

И ещё один "мой" нюанс. По 60-м годам у нас пока что нет спутниковых снимков аэропорта Курумоч, а их тогдашняя оптика была послабее относительно самого раннего из имеющихся сейчас на руках Курумочей по дате 11.09.1971 г. Школьники обратили внимание на Ту-104 и на Ан-10. Возможно, их как самых крупных удастся развидеть и опознать и нам - в случае, если мы доберёмся до спутникового Курумоча 60-х ?

ЗаКом-1965-06-20.jpg
 
Назад