Катастрофа Boeing 787-8 (VT-ANB) Air India в Ахмадабаде 12.06.2025

Реклама
У разных АК по разному, но в большенстве европейских PM (pilot monitoring) до V1 ложет руку поверх PF на руды и только по достижению скорости V1 её убирает. далее наблюдает за параметрами а также убирает шасси и закрылки. Что не отменяет возможности PF выключить двигатели после VR.
Вы можете назвать авиакомпании в которых так делается?
Мне не довелось даже слышать о таких процедурах.
Для начала цитата от Боинга:

"Rejected Takeoff
The Captain has the sole responsibility for the decision to reject the
takeoff. The decision must be made in time to start the rejected takeoff
maneuver by V1. If the decision is to reject the takeoff, the Captain must
clearly announce “REJECT,” immediately start the rejected takeoff
maneuver, and assume control of the airplane. If the First Officer is making
the takeoff, the First Officer must maintain control of the airplane until the
Captain makes a positive input to the controls."

Исходя из этого требования на РУДах до V1 только одна рука - командира.
 
Одной рукой придерживал штурвал, второй выключил двигатели. Это невозможный сценарий?
Вы когда нибудь видели взлёт сидя за спиной пилотов? Нет, не возможно. На этом этапе только две руки и внимание на PFD. Иначе самолёт бы повёл себя иначе.
 
Кстати, тут подумалось, что суицид наверно стоит исключить - в индуистской культуре это вредит карме, перерождениям и прочему. Если только 2П не был атеистом :)
Хотя кто его знает.
 
Вы когда нибудь видели взлёт сидя за спиной пилотов? Нет, не возможно. На этом этапе только две руки и внимание на PFD. Иначе самолёт бы повёл себя иначе.
Извините, но вы ошибаетесь.
Никакой сложности нет одну руку убрать со штурвала и выполнить манипуляции со свичами. Даже взгляд от приборов отрывать не нужно - эти свичи пилоты не глядя найти могут
 
Извините, но вы ошибаетесь.
Никакой сложности нет одну руку убрать со штурвала и выполнить манипуляции со свичами.
На посадке да, пилотируют одной рукой, но никогда не видел что бы PF до LNAV VNAV убирал руки. Может не внимательно смотрел
 
Т.е. вы сделали вывод что только командир мог выключить двигатели так как 2П пилотировал?
да, поэтому. Полагал, что на этом этапе полета (сразу после отрыва) пилотирующий держится за штурвал обеими руками. Ошибался? Надо б посмотреть разных видео из кабины 787...
 
давайте все-таки "кладет", ладно?
Прям действительно вот так -- рука одного на руке другого на РУДах? :oops:
Но в нашем случае речь уже после Vr и даже V2, и тут-то мне казалось, пилотирующему надо "рулить" вовсю, и поскольку на 787 штурвал, а не сайдстик -- то обеими, нет? Самый ответственный момент же, неспокойный воздух у земли и все такое...
Да, вы правы, кто меня осёк. Не многие АК имеют такую практику ложить руку поверх FP до V1 но такое имеет место быть, просто не распространённо. Это для того чтобы RTO инициировать когда что-то идёт не так. И такая практика имеется.

А по тому кто мог отключить - ОБА могли и нет никаких проблем в этом. У pilotin flight левая рука на рудах, чуть ниже и выключаешь. У pilot monitoring вообще все руки свободны и мог в любой момент дёрнуть краны, т.к. PM ведёт пилотирование и всё внимание уж никак не на центральной консоли.
 
Реклама
Печальная ситуация в том что как показала симуляция - выключение двигателей сразу после отрыва = встреча с землёй и ничто уже борт не спасёт. Кто дёрнул краны - это знал. Спасёт только моментальное переведение переключателей в режим RUN, когда турбины не остановились и буквально подхватят поток и начнут раскрутку - пауза в 5 секунд между отключением и восстановлением всегда меня приводила в землю.
 
Кстати, тут подумалось, что суицид наверно стоит исключить - в индуистской культуре это вредит карме, перерождениям и прочему. Если только 2П не был атеистом :)
Хотя кто его знает.
У христиан также суицид не приветствуется.
Но случаи суицида случаются не только с атеистами.
 
На посадке да, пилотируют одной рукой, но никогда не видел что бы PF до LNAV VNAV убирал руки. Может не внимательно смотрел
да, поэтому. Полагал, что на этом этапе полета (сразу после отрыва) пилотирующий держится за штурвал обеими руками. Ошибался? Надо б посмотреть разных видео из кабины 787...

Немного проясню что я хочу сказать.

Здесь были выводы - раз второй пилот был пилотирующий и держал обе руки на штурвале на взлете то выключить двигатель мог только командир.
Я с таким заключением не согласен.
Все верно вы пишете что пилотирующий держит обе руки на штурвале на взлете.
Но вдруг у него возникнет желание выключить двигатели - никакого труда для него это не составит.

Т.е. 50/50 кто выключил.
 
Тогда глас с небес в кокпите затыкаться не будет, если на каждое переключение орать. А делать его специфически на fuel cutoff это дурость, никто их без надобности трогать не будет. А если будет - см. Air India.
Делать его не на каждое действие конечно, а на действие в явно неподходящий момент, такое как fuel cutoff на взлёте. Уж на современной умной технике такое реализовать элементарно.
 
Там более того, я конечно прошу прощения что не на 787 делал симуляцию ( но не думаю что разница большая ) Если я после отрыва без APU выключаю двигатели на более чем 5 секунд, то обороты успевают упасть до idle и не могут запуститься от набегающего потока, просто обороты не растут, скорость маленькая GG прилетели Если ровно следовать таймингу то как раз первый двигатель начинает разгоняться, а вот правый ( который был включён на 3 секунды позже ) уже не выходит на обороты, однин хрен встреча с землёй неизбежна. А что касается с APU да - быстрее - но не спасает. У бобика началась раскрутка APU c секвенцией перезапуска двигателя, ну сколько она длиться? секунд 30? забыли и выкинули. Никак времени не было на всё это.
 
Последнее редактирование:
Dmikras, посмотрел сейчас с десяток видосиков взлетов 787 из кабины, во всех после V1 у пилотирующего обе руки на штурвале по крайней мере до после "пизитив рейт" и "гиар ап", а на самом деле еще чуть дольше, пока чем-то не щелкает на доске (уже после автопилота). В одном видео (Вирджин) любопытно: пилотирует правый, но РУДы до V1 держит КВС.
Это конечно не значит, что правый при большом желании не мог бы снять левую руку со штурвала и заняться этими свитчами... Но ни в одном видео не видел, чтоб кто-то отпускал штурвал уже через 3 секунды после отрыва (согласно отчету) -- все на этом этапе держатся и "подруливают" двумя... А там ж еще жара, воздух неспокойный... Ну и ИМХО все же на них нужно отвлекаться взглядом -- нащупать конечно можно, но это не РУДы...
 
В данном случае левый двигатель начал набирать обороты.
Да, в симуляции ровно так и было, исправил первоначальное сообщение, но даже 1й не вышел на сколько нибудь адекватную тягу. Не успевает. Второй вообще не поднимался, просто в ноль.
 
Реклама
@Rainman, следите пож. за тем, что пишете. Мат на форуме недопустим.
Dmikras, посмотрел сейчас с десяток видосиков взлетов 787 из кабины, во всех после V1 у пилотирующего обе руки на штурвале по крайней мере до после "пизитив рейт" и "гиар ап", а на самом деле еще чуть дольше, пока чем-то не щелкает на доске (уже после автопилота). В одном видео (Вирджин) любопытно: пилотирует правый, но РУДы до V1 держит КВС.
Это конечно не значит, что правый при большом желании не мог бы снять левую руку со штурвала и заняться этими свитчами... Но ни в одном видео не видел, чтоб кто-то отпускал штурвал уже через 3 секунды после отрыва (согласно отчету) -- все на этом этапе держатся и "подруливают" двумя... А там ж еще жара, воздух неспокойный... Ну и ИМХО все же на них нужно отвлекаться взглядом -- нащупать конечно можно, но это не РУДы...
Щёлкнуть свитчами на CUTOFF мог любой из пилотов. И на этом пожалуй давайте остановимся. Пока нет расшифровки и кто именно что там сказал. Главное что если про... вспышку, и тормазить более чем 5 секунд - ты гарантированно валишься в землю. Ибо нет времени на перезапуск и раскрутку N1 не помогает - проверенно.
 
Последнее редактирование модератором:
Назад