И как всегда в первых рядах комментаторов господин Толбоев.
Происшествие с «Аэробусом», пропавшим с экранов радаров в Атлантическом океане, «Вестям» комментирует по телефону летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев
— Магомед Омарович, здравствуйте! Сообщается, что причиной возможной катастрофы было попадание в самолет молнии.
— Есть разрядники, которые выводят 10 тысяч вольт мгновенно. Могут попасть в корпус, а могут попасть в жизненно важный орган самолет. Тут никто не застрахован. Это природа.
— Скажите, а при каких условиях эта система защиты может дать сбой?
— Эта статическая система, удар молнии сразу растекается по крыльям, по хвосту. Там есть отводы молнии. Мы проводили испытания — пролет через кучевые облака, огромные, на высоте 12-13 километров. Мы проходили все это. Ребята погибали, летчики-испытатели. В любом случае мощность вывода практически позволят самолету выжить. Но, может быть, слишком огромная молния. Это же стихия.
— Были сообщения, что в самолете произошло короткое замыкание. Оно могло произойти по причинам, не зависящим от внешних обстоятельств, от грозы и так далее? И уже молния попала в ненужный момент, совпала с этим замыканием?
— Дело не в этом. Дело в том, что электромеханические приборы, которые управляют самолетом, защищены абсолютно от молнии. Есть электронная система управления – дисплеи и так далее. Вот эти новые самолеты, они очень подвержены этому. Любой удар электромагнитный, любой всплеск электромагнитных волн, повышение электрических ампер смогут мгновенно вывести из строя всю систему. Эта слабость новых систем управления самолетом – электроника.
— То есть это именно уязвимость новейших разработок и последних машин, да?
— Да. В любом случае, если война, ядерная война, — любой взрыв ядерной бомбы может вывести из строя, кроме наших русских электромеханических. А вот эта электроника, то, что они натворили и то, что они хотят, — конечно, она облегчает пилотирование, облегчает существование экипажа, но защищена она минимально. Вот так же, как у вас: замкнет где-то свет – и выключается телевизор, холодильник. Точно так же и в самолете.
— Скажите, каковы шансы на выживание в случае падения с такой высоты и в таких условиях?
— Шанса нет. Если выключается электронная система пилотирования, то никаких шансов у экипажа нет. Они просто могут закрыть глаза и ждать смерти. Больше у них ничего нет. А вот у электромеханических – да. Ты там можешь бороться, шевелить штурвалом, увеличивать тягу – что-то делать. Все в твоих руках. Но электронная система — она очень слаба перед стихией.
— На каких самолетах сейчас стоит электромеханическая система, а на каких — электронная? Вы сказали, что наши самолеты в этом смысле имеют преимущество?
— Наши самолеты имеют преимущество перед всеми. Это то же самое, что «Жигули» – слабый двигатель, но можно открыть капот и все починить. А «Мерседес» попробуй почини. Ты никак не починишь. Надо ехать в сервис. Поэтому это выбор государства, как идти. Это уже один из показателей. Если на самом деле они попали в турбулентность, где грозовая деятельность, мощные электромагнитные молнии – это уже все, тут ничего не сделаешь. Единственное – закрой глаза и погибай
http://news.mail.ru/incident/2628578/