Читая полемику по поводу причин катастрофы Ан-148, прихожу к выводу, что она была предопределена. Тем, что нет достаточно серьезных исследований необходимости и достаточности автоматизации самолетных систем.
Одни утверждают: экипаж "с детства" должен уметь летать без показаний скорости. Отлично, это умение жизненно необходимо.
Другие - существувющий уровень выбора самолетной системой контроля параметров полета достаточен для того, чтобы рано или поздно зафиксировать отказ датчиков скорости. Почему автоматика подключает к этому процессу пилота? Раз он обучен лететь без этих показаний, пусть это и делает. Сразу, как только появились сомнения в правильности показаний.
А система пусть себе тестирует, сравнивает и выдает либо заключение о возможности пользоваться показаниями скорости или порядке восстановления работоспособности системы измерения, если таковое возможно.
Не знаю, у меня ли одного возникает ощущение, что взаимоотношение автоматики и пилота не гармонизированы. И возникают ситуации, когда формальное наличие помощи автоматики (и надежды на нее) приводит к отвлечению пилота от реализации тех его ресурсов, которые он мог бы задействовать для выхода из сложных ситуаций...