статья на тему
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) на днях обнародовал официальный отчет о результатах расследования катастрофы самолета Boeing 737-505 VP-BKO авиакомпании «Аэрофлот-Норд», произошедшей 14 сентября 2008 года в районе аэропорта Большое Савино (Пермь). После изучения доклада МАК становится понятно: страшная катастрофа стала закономерным итогом наплевательского отношения к обеспечению безопасности полетов в компании «Аэрофлот-Норд», которой принадлежал самолет и его экипаж.
Напомним, что самолет Boeing 737-505 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (генеральный директор – Владимир Коротяев) вылетел из столичного аэропорта «Шереметьево». Связь с пилотами пропала при посадке, затем авиалайнер рухнул на землю. Падение произошло фактически в черте города Пермь, в его юго-западной части, в Индустриальном районе с населением более 160 тыс. человек. Все 88 пассажиров рокового рейса № 821 погибли (в том числе и члены экипажа), среди них 7 детей. Самолет упал на незастроенную местность, повредив участок Транссиба. От гораздо больших жертв и разрушений город спасло только чудо.
С самого начала расследования в качестве основной версии в крушении Boeing 737-505 компании «Аэрофлот-Норд» в Перми рассматривался человеческий фактор. Эксперты технической комиссии пришли к предварительному выводу о том, что неисправность в системе автоматического поддержания скорости лайнера не способствовала развитию аварийной ситуации. Предположение об отказе двигателей самолета тоже было опровергнуто. Таким образом, доминирующим в расследовании стало предположение об ошибке пилотов.
Как отметили сразу после авиакатастрофы в авиакомпании «Аэрофлот-Норд», экипаж борта № 821 имел большой опыт полетов. Командир корабля Родион Медведев имел свыше 3900 часов общего налета, на Boeing 737 – 1190 часов. Общий налет часов у второго пилота Рустэма Аллабердина составлял свыше 8900, из них на Boeing 737 – всего 236. Руководство компании, правда, давая комментарии по факту катастрофы, скромно умолчало, что пилоты большую часть часов налетали на давно устаревших ТУ-134 и АН-2 (так сказано на сайте МАК, в прессе ранее сообщалось об АН-24), подчеркнув при этом: все члены экипажа прошли необходимую переподготовку для полетов на самолетах типа Boeing 737. Но выводы авторитетных экспертов МАК свидетельствуют об обратном.
«С момента времени 23:09:03 и до конца полета самолетом управлял КВС (командир воздушного судна – «Росбалт»). Резкие, несоразмерные движения штурвалом по крену, то в одну то в другую сторону, при полном отсутствии контроля и управления по тангажу говорят о том, что КВС потерял пространственное положение из-за неправильной трактовки крена на авиагоризонте… Второй пилот, видя такие действия командира, пытался остановить его… Однако КВС уже был не в состоянии адекватно оценивать ситуацию. В 23:09:14 он совершает критическую ошибку — резко отклоняет штурвал влево, практически до упора...».
Почему же пилоты не смогли нормально произвести посадку? Ответы на этот вопрос находим в официальном отчете МАК: «Оба пилота не имели опыта работы в составе двухчленного экипажа на воздушных судах, оснащенных современным электронным оборудованием. Также оба пилота не имели навыков полета на ВС (воздушых судах) с разнесенными двигателями, когда разница в тяге создает значительный разворачивающий момент. Специальную подготовку по программе вывода самолета из сложных пространственных положений никто из пилотов не проходил.
При переучивании КВС на тип Boeing 737 был выявлен ряд недостатков:
- переучивание проводилось в центре, не имевшем на тот момент одобрения авиационных властей России;
- после переучивания, перед прохождением программы ввода в строй, КВС в течение 4-х месяцев продолжал полеты на прежнем типе Ту-134, который имеет принципиальные отличия от Boeing 737 в части типа приборного оборудования, а также по составу экипажа и технологии его работы;
- при перерыве после переучивания более 90 дней обязательная тренировка на тренажере не проводилась…».
Следовательно, в авиакатастрофе виновны не только пилоты, а и те, кто вообще разрешил им летать, то есть руководство авиакомпании «Аэрофлот-Норд»:
«При выдаче членам экипажа разрешений на допуск к полетам на Boeing 737 квалификационные комиссии к выполнению своих обязанностей относились формально, проверку доказательной документации в полном объеме не осуществляли. Указанные недостатки в подготовке членов экипажа свидетельствуют о низком уровне организации летной работы в авиакомпании…
Комплектование экипажа было выполнено без учета уровня профессиональной подготовки КВС и второго пилота. К командиру ВС, имеющему малый опыт работы в этой должности, в состав двухчленного экипажа был назначен второй пилот, имеющий малый опыт работы на данном типе ВС, причем оба ранее выполняли полеты только в составе многочленного экипажа. По мнению независимых экспертов-психологов, при комплектовании экипажа также не были учтены психологические особенности личностей пилотов…».
И самое убийственное: пилотов в «Аэрофлот-Норд», похоже, эксплуатируют, как рабов на галерах. Что, вероятно, и привело к трагедии в небе над Пермью. «…За последние три дня КВС выполнял 7-ой полет, из которых 3, включая аварийный, проходили в ночное время. В период времени 11-12 сентября КВС выполнил 4 полета со значительными нарушениями установленной продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Таким образом, накопившаяся усталость могла оказать негативное влияние на психо-эмоциональное состояние и действия КВС.
По результатам судебно-медицинской экспертизы, установлен факт наличия этилового алкоголя в организме КВС перед смертью. В течение, по крайней мере, последних 30 минут полета уровень психоэмоционального напряжения КВС на 40-70% превышал нормальный рабочий уровень. Наиболее вероятными причинами явилось наличие алкоголя в его организме и/или накопленная усталость, а скорее всего, комбинация этих факторов...».
Расследование МАК — это уже не просто тревожный звонок, это сирена, не услышит которую только глухой. Так сейчас над Россией продолжают летать десятки самолетов с неумелыми, уставшими или пьяными пилотами, с отложенными неисправностями? Ведь никто до сих пор в авиакомпании «Аэрофлот-Норд» не понес заслуженного наказания за случившееся.
Кстати, МАК виновных в этой ужасающей катастрофе не называет, не в его компетенции. Он лишь описывает, что произошло и по какой причине. А вот параллельное расследование, которое сейчас ведет прокуратура, как раз и даст имена и фамилии тех, из-за кого погибли люди. Ведь из текста расследования МАК совершенно очевидно: на земле виноватых осталось больше, чем погибших членов экипажа борта № 821.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) на днях обнародовал официальный отчет о результатах расследования катастрофы самолета Boeing 737-505 VP-BKO авиакомпании «Аэрофлот-Норд», произошедшей 14 сентября 2008 года в районе аэропорта Большое Савино (Пермь). После изучения доклада МАК становится понятно: страшная катастрофа стала закономерным итогом наплевательского отношения к обеспечению безопасности полетов в компании «Аэрофлот-Норд», которой принадлежал самолет и его экипаж.
Напомним, что самолет Boeing 737-505 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (генеральный директор – Владимир Коротяев) вылетел из столичного аэропорта «Шереметьево». Связь с пилотами пропала при посадке, затем авиалайнер рухнул на землю. Падение произошло фактически в черте города Пермь, в его юго-западной части, в Индустриальном районе с населением более 160 тыс. человек. Все 88 пассажиров рокового рейса № 821 погибли (в том числе и члены экипажа), среди них 7 детей. Самолет упал на незастроенную местность, повредив участок Транссиба. От гораздо больших жертв и разрушений город спасло только чудо.
С самого начала расследования в качестве основной версии в крушении Boeing 737-505 компании «Аэрофлот-Норд» в Перми рассматривался человеческий фактор. Эксперты технической комиссии пришли к предварительному выводу о том, что неисправность в системе автоматического поддержания скорости лайнера не способствовала развитию аварийной ситуации. Предположение об отказе двигателей самолета тоже было опровергнуто. Таким образом, доминирующим в расследовании стало предположение об ошибке пилотов.
Как отметили сразу после авиакатастрофы в авиакомпании «Аэрофлот-Норд», экипаж борта № 821 имел большой опыт полетов. Командир корабля Родион Медведев имел свыше 3900 часов общего налета, на Boeing 737 – 1190 часов. Общий налет часов у второго пилота Рустэма Аллабердина составлял свыше 8900, из них на Boeing 737 – всего 236. Руководство компании, правда, давая комментарии по факту катастрофы, скромно умолчало, что пилоты большую часть часов налетали на давно устаревших ТУ-134 и АН-2 (так сказано на сайте МАК, в прессе ранее сообщалось об АН-24), подчеркнув при этом: все члены экипажа прошли необходимую переподготовку для полетов на самолетах типа Boeing 737. Но выводы авторитетных экспертов МАК свидетельствуют об обратном.
«С момента времени 23:09:03 и до конца полета самолетом управлял КВС (командир воздушного судна – «Росбалт»). Резкие, несоразмерные движения штурвалом по крену, то в одну то в другую сторону, при полном отсутствии контроля и управления по тангажу говорят о том, что КВС потерял пространственное положение из-за неправильной трактовки крена на авиагоризонте… Второй пилот, видя такие действия командира, пытался остановить его… Однако КВС уже был не в состоянии адекватно оценивать ситуацию. В 23:09:14 он совершает критическую ошибку — резко отклоняет штурвал влево, практически до упора...».
Почему же пилоты не смогли нормально произвести посадку? Ответы на этот вопрос находим в официальном отчете МАК: «Оба пилота не имели опыта работы в составе двухчленного экипажа на воздушных судах, оснащенных современным электронным оборудованием. Также оба пилота не имели навыков полета на ВС (воздушых судах) с разнесенными двигателями, когда разница в тяге создает значительный разворачивающий момент. Специальную подготовку по программе вывода самолета из сложных пространственных положений никто из пилотов не проходил.
При переучивании КВС на тип Boeing 737 был выявлен ряд недостатков:
- переучивание проводилось в центре, не имевшем на тот момент одобрения авиационных властей России;
- после переучивания, перед прохождением программы ввода в строй, КВС в течение 4-х месяцев продолжал полеты на прежнем типе Ту-134, который имеет принципиальные отличия от Boeing 737 в части типа приборного оборудования, а также по составу экипажа и технологии его работы;
- при перерыве после переучивания более 90 дней обязательная тренировка на тренажере не проводилась…».
Следовательно, в авиакатастрофе виновны не только пилоты, а и те, кто вообще разрешил им летать, то есть руководство авиакомпании «Аэрофлот-Норд»:
«При выдаче членам экипажа разрешений на допуск к полетам на Boeing 737 квалификационные комиссии к выполнению своих обязанностей относились формально, проверку доказательной документации в полном объеме не осуществляли. Указанные недостатки в подготовке членов экипажа свидетельствуют о низком уровне организации летной работы в авиакомпании…
Комплектование экипажа было выполнено без учета уровня профессиональной подготовки КВС и второго пилота. К командиру ВС, имеющему малый опыт работы в этой должности, в состав двухчленного экипажа был назначен второй пилот, имеющий малый опыт работы на данном типе ВС, причем оба ранее выполняли полеты только в составе многочленного экипажа. По мнению независимых экспертов-психологов, при комплектовании экипажа также не были учтены психологические особенности личностей пилотов…».
И самое убийственное: пилотов в «Аэрофлот-Норд», похоже, эксплуатируют, как рабов на галерах. Что, вероятно, и привело к трагедии в небе над Пермью. «…За последние три дня КВС выполнял 7-ой полет, из которых 3, включая аварийный, проходили в ночное время. В период времени 11-12 сентября КВС выполнил 4 полета со значительными нарушениями установленной продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Таким образом, накопившаяся усталость могла оказать негативное влияние на психо-эмоциональное состояние и действия КВС.
По результатам судебно-медицинской экспертизы, установлен факт наличия этилового алкоголя в организме КВС перед смертью. В течение, по крайней мере, последних 30 минут полета уровень психоэмоционального напряжения КВС на 40-70% превышал нормальный рабочий уровень. Наиболее вероятными причинами явилось наличие алкоголя в его организме и/или накопленная усталость, а скорее всего, комбинация этих факторов...».
Расследование МАК — это уже не просто тревожный звонок, это сирена, не услышит которую только глухой. Так сейчас над Россией продолжают летать десятки самолетов с неумелыми, уставшими или пьяными пилотами, с отложенными неисправностями? Ведь никто до сих пор в авиакомпании «Аэрофлот-Норд» не понес заслуженного наказания за случившееся.
Кстати, МАК виновных в этой ужасающей катастрофе не называет, не в его компетенции. Он лишь описывает, что произошло и по какой причине. А вот параллельное расследование, которое сейчас ведет прокуратура, как раз и даст имена и фамилии тех, из-за кого погибли люди. Ведь из текста расследования МАК совершенно очевидно: на земле виноватых осталось больше, чем погибших членов экипажа борта № 821.