Расследование завершено Катастрофа самолета Boeing 737-505 VP-BKO в районе аэропорта Большое Савино, Пермь 13.09.2008

статья на тему

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) на днях обнародовал официальный отчет о результатах расследования катастрофы самолета Boeing 737-505 VP-BKO авиакомпании «Аэрофлот-Норд», произошедшей 14 сентября 2008 года в районе аэропорта Большое Савино (Пермь). После изучения доклада МАК становится понятно: страшная катастрофа стала закономерным итогом наплевательского отношения к обеспечению безопасности полетов в компании «Аэрофлот-Норд», которой принадлежал самолет и его экипаж.

Напомним, что самолет Boeing 737-505 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (генеральный директор – Владимир Коротяев) вылетел из столичного аэропорта «Шереметьево». Связь с пилотами пропала при посадке, затем авиалайнер рухнул на землю. Падение произошло фактически в черте города Пермь, в его юго-западной части, в Индустриальном районе с населением более 160 тыс. человек. Все 88 пассажиров рокового рейса № 821 погибли (в том числе и члены экипажа), среди них 7 детей. Самолет упал на незастроенную местность, повредив участок Транссиба. От гораздо больших жертв и разрушений город спасло только чудо.

С самого начала расследования в качестве основной версии в крушении Boeing 737-505 компании «Аэрофлот-Норд» в Перми рассматривался человеческий фактор. Эксперты технической комиссии пришли к предварительному выводу о том, что неисправность в системе автоматического поддержания скорости лайнера не способствовала развитию аварийной ситуации. Предположение об отказе двигателей самолета тоже было опровергнуто. Таким образом, доминирующим в расследовании стало предположение об ошибке пилотов.

Как отметили сразу после авиакатастрофы в авиакомпании «Аэрофлот-Норд», экипаж борта № 821 имел большой опыт полетов. Командир корабля Родион Медведев имел свыше 3900 часов общего налета, на Boeing 737 – 1190 часов. Общий налет часов у второго пилота Рустэма Аллабердина составлял свыше 8900, из них на Boeing 737 – всего 236. Руководство компании, правда, давая комментарии по факту катастрофы, скромно умолчало, что пилоты большую часть часов налетали на давно устаревших ТУ-134 и АН-2 (так сказано на сайте МАК, в прессе ранее сообщалось об АН-24), подчеркнув при этом: все члены экипажа прошли необходимую переподготовку для полетов на самолетах типа Boeing 737. Но выводы авторитетных экспертов МАК свидетельствуют об обратном.

«С момента времени 23:09:03 и до конца полета самолетом управлял КВС (командир воздушного судна – «Росбалт»). Резкие, несоразмерные движения штурвалом по крену, то в одну то в другую сторону, при полном отсутствии контроля и управления по тангажу говорят о том, что КВС потерял пространственное положение из-за неправильной трактовки крена на авиагоризонте… Второй пилот, видя такие действия командира, пытался остановить его… Однако КВС уже был не в состоянии адекватно оценивать ситуацию. В 23:09:14 он совершает критическую ошибку — резко отклоняет штурвал влево, практически до упора...».

Почему же пилоты не смогли нормально произвести посадку? Ответы на этот вопрос находим в официальном отчете МАК: «Оба пилота не имели опыта работы в составе двухчленного экипажа на воздушных судах, оснащенных современным электронным оборудованием. Также оба пилота не имели навыков полета на ВС (воздушых судах) с разнесенными двигателями, когда разница в тяге создает значительный разворачивающий момент. Специальную подготовку по программе вывода самолета из сложных пространственных положений никто из пилотов не проходил.

При переучивании КВС на тип Boeing 737 был выявлен ряд недостатков:

- переучивание проводилось в центре, не имевшем на тот момент одобрения авиационных властей России;

- после переучивания, перед прохождением программы ввода в строй, КВС в течение 4-х месяцев продолжал полеты на прежнем типе Ту-134, который имеет принципиальные отличия от Boeing 737 в части типа приборного оборудования, а также по составу экипажа и технологии его работы;

- при перерыве после переучивания более 90 дней обязательная тренировка на тренажере не проводилась…».

Следовательно, в авиакатастрофе виновны не только пилоты, а и те, кто вообще разрешил им летать, то есть руководство авиакомпании «Аэрофлот-Норд»:

«При выдаче членам экипажа разрешений на допуск к полетам на Boeing 737 квалификационные комиссии к выполнению своих обязанностей относились формально, проверку доказательной документации в полном объеме не осуществляли. Указанные недостатки в подготовке членов экипажа свидетельствуют о низком уровне организации летной работы в авиакомпании…

Комплектование экипажа было выполнено без учета уровня профессиональной подготовки КВС и второго пилота. К командиру ВС, имеющему малый опыт работы в этой должности, в состав двухчленного экипажа был назначен второй пилот, имеющий малый опыт работы на данном типе ВС, причем оба ранее выполняли полеты только в составе многочленного экипажа. По мнению независимых экспертов-психологов, при комплектовании экипажа также не были учтены психологические особенности личностей пилотов…».

И самое убийственное: пилотов в «Аэрофлот-Норд», похоже, эксплуатируют, как рабов на галерах. Что, вероятно, и привело к трагедии в небе над Пермью. «…За последние три дня КВС выполнял 7-ой полет, из которых 3, включая аварийный, проходили в ночное время. В период времени 11-12 сентября КВС выполнил 4 полета со значительными нарушениями установленной продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Таким образом, накопившаяся усталость могла оказать негативное влияние на психо-эмоциональное состояние и действия КВС.

По результатам судебно-медицинской экспертизы, установлен факт наличия этилового алкоголя в организме КВС перед смертью. В течение, по крайней мере, последних 30 минут полета уровень психоэмоционального напряжения КВС на 40-70% превышал нормальный рабочий уровень. Наиболее вероятными причинами явилось наличие алкоголя в его организме и/или накопленная усталость, а скорее всего, комбинация этих факторов...».

Расследование МАК — это уже не просто тревожный звонок, это сирена, не услышит которую только глухой. Так сейчас над Россией продолжают летать десятки самолетов с неумелыми, уставшими или пьяными пилотами, с отложенными неисправностями? Ведь никто до сих пор в авиакомпании «Аэрофлот-Норд» не понес заслуженного наказания за случившееся.

Кстати, МАК виновных в этой ужасающей катастрофе не называет, не в его компетенции. Он лишь описывает, что произошло и по какой причине. А вот параллельное расследование, которое сейчас ведет прокуратура, как раз и даст имена и фамилии тех, из-за кого погибли люди. Ведь из текста расследования МАК совершенно очевидно: на земле виноватых осталось больше, чем погибших членов экипажа борта № 821.
 
Реклама
ADV, если бы не подписывал никаких документов с обязательствами по неразглашению иль не давал обещаний людям, от которых ее получил, то да. Остальные ж переговоры и модели лежат, значит их кто-то выложил на общее обозрение. А эта катастрофа ничем не отличаеца от всех остальных...кроме шумихи, которой вокруг нее подняли. Забавно, но понаписали 130 страниц всякой ереси до отчета и 2 страницы после...:) вот он, менталитет российского человека. Как все разжевали, перестало быть интересно...терь не придумаешь версий про НЛО и камикадзе, захват пилотов и отказ двигателей...и особенно не скажешь, что эти герои смогли увести самолет от города...зато смогли сделать бочку. Жесть
 
Забавно, но понаписали 130 страниц всякой ереси до отчета и 2 страницы после... вот он, менталитет российского человека.
Зря Вы так - одной из причин строительства разного рода догадок - это отсутствие четкой и ясной информации, помноженное на недоверия официальным источникам.
Уверен что на форуме большенство из тех кто сейчас предпочитает не строить теорий сразу после катастрофы, прошли через строительство и отстаивание таких теорий, а так же испытали чуство дискомфорта после опубликования (или в процессе поступлени) реальной информации по катастрофе. Так что не судите строго... Кроме того ветка посвящена катастрофе, а не обсуждению исключительно итогов расследования. Не все версии сводились к НЛО и терористам, далеко не все...
Вот Вы написали что не должжно было быть такого пилота с лева какой был в этот день. На мой взгляд это и есть основной вывод комисии. И дело не только в личности, и не в том пил он или не пил, а в том что система позволяет находиться за штурвалом наряду с профи ультра-си и людям не соответствующим просто уровню подготовки на этом типе.

Сразу оговорюсь - выводы о некомпетентности экипажа сделал МАК.
 
Последнее редактирование:
ADV, если бы не подписывал никаких документов с обязательствами по неразглашению иль не давал обещаний людям, от которых ее получил, то да.

Вот видите, все люди разные ...
Я вот прежде чем выложить переговоры с диспами на radioscanner.ru долго думал, стоит это делать или нет ... И лишь понимая, что они есть уже впринципе у большого кол-ва людей выложил, так как кто нибудь бы все равно сделал бы тоже самое ... И то потом долго думал, правильно ли сделал ...

А вот CVR я уж точно никогда не выложу, пусть другие это делают.

P.s у меня нет CVR
 
Родственники троих погибших в результате авиакатастрофы в Перми подают в суд на компанию Boeing и владевший разбившимся самолетом американский банк Wells Fargo. Об этом 14 июня сообщает агентство "Интерфакс".

Иск от имени троих потерпевших - жителей Москвы, Перми и Китая - будет подан в Савеловский суд Москвы 15 июня. "Мы основывались на рекомендации Минтранса США, который оценивает стоимость жизни человека в 3 миллиона долларов, в связи с чем просим возместить 9 миллионов долларов", - рассказал журналистам адвокат потерпевших Игорь Трунов. Адвокат добавил, что считает владельцев "Боинга" ответственными за его плохое техническое состояние.

Первый иск к лицам, которых пострадавшие считают ответственными за авиакатастрофу в Перми, был подан в Савеловский суд 1 октября 2008 года. Истицей выступала мать погибшей пассажирки, потребовавшая от компании "Аэрофлот-Норд" возмещения морального ущерба в размере 7,7 миллиона рублей (для сравнения, сумма в 3 миллиона долларов эквивалентна примерно 92 миллионам рублей). Информации о ходе этого судебного процесса в СМИ пока нет.

Еще один пострадавший в октябре подал иск в суд Чикаго. По данным РИА Новости, россиянин, потерявший в пермской катастрофе сына, надеется отсудить 10 миллионов долларов у Федерального авиационного агентства США. Летчик разбившегося "Боинга" проходил подготовку в США, а значит, данное ведомство несет ответственность за уровень его квалификации. Американские юристы считают победу россиянина в суде весьма вероятной, но предупреждают, что на ее достижение могут уйти годы.

Boeing-737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд" разбился 14 сентября 2008 года. Самолет, выполнявший рейс Москва-Пермь, рухнул на город. По счастливой случайности жертв на земле удалось избежать, но все 88 человек, находившиеся на борту, погибли. Межгосударственный авиационный комитет назвал причиной авиакатастрофы человеческий фактор.
http://lenta.ru/news/2009/06/14/suit/
 
Очередной проходимец загрузил убитых горем родственников
 
Более того - непонятно зачем претензии в Савеловский суд. Если уж судиться с американской компанией, то в Штатах, где можно реально большую компенсацию отсудить...
 
X-Pilot,
Не знаю,являяетесь-ли вы действующим пилотом или аватарка у вас "по приколу",но прочитав ваши хамовато-надменные посты был удивлён.Вроде как всё уже было сказано и всё вроде понятно.

Профессионализм это конечно здорово,но думаю,вы помните,что никто не застрахован?

А то стиль общения сродни суждения,типа: "Я в бизнесе,мне до фонаря.О землю только эконом грохнется!":rolleyes:
 
Да. Никто не застрахован. Никто не застрахован от стихии, от матчасти.

Но быть профессионалами - пилоты обязаны. И это ужас и позор нашей современной авиации, что в кабинах не всегда сидят профи.
 
Реклама
lopunder, мне кажется, здесь вина авиакомпании: она направила КВС на обучение в организацию, которая на тот момент не была сертифицирована российскими авиавластями.
 
Учебные организации сертифицируются авиавластями: в этом случае FAA (орган гос-ва, на территории которого расположена организация) и Росавиацией (орган страны эксплуатанта). Строго говоря, Росавиация не сертифицирует зарубежную организацию, а "одобряет" ее, внося в список организаций, куда российские а/к могут отправлять своих пилотов на обучение/переучивание.
 
Зря Вы так - одной из причин строительства разного рода догадок - это отсутствие четкой и ясной информации, помноженное на недоверия официальным источникам.
Уверен что на форуме большенство из тех кто сейчас предпочитает не строить теорий сразу после катастрофы, прошли через строительство и отстаивание таких теорий, а так же испытали чуство дискомфорта после опубликования (или в процессе поступлени) реальной информации по катастрофе. Так что не судите строго... Кроме того ветка посвящена катастрофе, а не обсуждению исключительно итогов расследования. Не все версии сводились к НЛО и терористам, далеко не все...
Вот Вы написали что не должжно было быть такого пилота с лева какой был в этот день. На мой взгляд это и есть основной вывод комисии. И дело не только в личности, и не в том пил он или не пил, а в том что система позволяет находиться за штурвалом наряду с профи ультра-си и людям не соответствующим просто уровню подготовки на этом типе.

Дык я полностью с Вами согласен...потому что терь есть ДОКУМЕНТ, изданный КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ ЭКПЕРТАМИ в области расследования катастроф и инцидентов, в котором разжевали все до соплей даже для далеких от авиации людей...коих здесь после этой катасрофы собралось немало и каждые наровил высказать, а кто и навязать свою версию произошедшего. Терь все молчат, тк настаивать на других версиях уже стало бессмыслено.

ADV, по сути Вы правы...инет стал слишком публичным местом, где можно нарваца не только на грубость и недопонимание, но и на сурьезные проблемы, сделав что-то сгоряча. Хотя всегда есть расклад выложить анонимно, тогда шансов "попасть" будет меньше...каждый решает сам за себя и отвечает за последствия.
 
Mr.Explosion, не очень понял Ваших претензий в свой адрес и как они связаны в тем, являюсь ли я действующим пилотом или нет?
А насчет "страховок" - их Господь Бог выписывает тем, кто в него верит...остальным остаеца лишь уповать на случай, чтобы в кабине не оказался еще один "Медведев"...боюсь, что и эта фамилия скоро станет нарицательной, как и "Карагодин". И поверьте, в моем тоне нет ничего надменного, есть только разочарование в родной стране и системе ценностей, которую в ней построили глупые и алчные люди.
 
"Аэрофлот-Норду" запрещено выполнять международные перевозки

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) приняло решение с 15 июня 2009г. внести ограничения в сертификат эксплуатанта авиакомпании "Аэрофлот-Норд".

Это решение принято на основании данных окончательного отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по катастрофе самолета Boeing 737-500 VP-BKO ЗАО "Аэрофлот-Норд", происшедшей 14 сентября 2008г. в районе пермского аэропорта Большое Савино.

В частности, вводится запрет на выполнение авиакомпанией чартерных международных воздушных перевозок и эксплуатирование воздушных судов с отложенными неисправностями (MEL) из базовых аэропортов.

Авиакомпании "Аэрофлот-Норд" предписано в срок до 1 сентября 2009г. устранить все недостатки, выявленные в ходе инспекционной проверки Росавиации. Также в срок до 1 июля "Аэрофлот-Норду" необходимо предоставить в Росавиацию план по финансовому оздоровлению авиакомпании и разработать мероприятия, направленные на повышение ее финансовой устойчивости.

Если авиакомпания до 1 сентября 2009г. не устранит указанные недостатки, сертификат эксплуатанта авиаперевозчика будет аннулирован.

На основании окончательного отчета и предложений МАК в Росавиации сформирован план мероприятий, который рассмотрен и утвержден на межведомственной комиссии по безопасности полетов.

Федеральным агентством воздушного транспорта совместно с ведущими авиакомпаниями страны разработаны "Типовые программы подготовки пилотов сухопутных многодвигательных самолетов с многочленным составом летного экипажа в гражданской авиации РФ".

http://top.rbc.ru/retail/15/06/2009/309865.shtml
 
Чёт не понял. К международным перевозкам предъявляются более жёсткие требования, чем к внутренним?
 
nsv,
"Я ж теперь не просто летчик, я ведь летчик заграничный...
А все знают поголовно: он обычных стоит двух".
(с) Д. Смирнов.
 
К международным перевозкам предъявляются более жёсткие требования, чем к внутренним?
Да. При полётах в РФ соблюдаются Российские правила и нормы, а при международных полётах - правила и нормы иностранного государства, со всеми установленными RVSM, RNAV и прочими делами. Это требует более объёмной подготовки к полётам и наличия особого допуска к международным полётам. Кроме того, языковые сложности. Кроме того, несколько иные правила предполётной подготовки - например, вместо медконтроля КВС полномочен сам определять "медицинскую готовность" лётного и кабинного экипажа к полёту. Ну и ещё много чего, пилоты может подскажут.
 
Topper,
Ясно. Но какое к этому отношение имеет причина подвигшая на это заявление ? Имею ввиду,что пилоты выполняющие международные рейсы проходят дополнительную подготовку и экзаменацию ?
 
Последнее редактирование:
Реклама
Как раз о плохом английском очень много говорилось в отчете МАК.

Может, это не основная причина, но повод.
 
Назад