Тема "молодых КВС" периодически проскакивает. Позволю, в сто первый раз высказать свою позицию, основанную и на собственном опыте, на опыте своих хороших товарищей, на опыте наблюдений.
Начну с того, что КВС-ом многодвигательного самолета теоретически можно стать после 1500 общего налета на оных - после получения второго класса. В одной известной "мало"бюджетной авиакомпании даже был период, когда и второй класс не требовался.
Чем отличается молодой пилот от немолодого?
1. Возрастом.
2. Желанием перевернуть весь мир к лучшему (максимализм)
3. Нет такого опыта попадания в разные ситуации (хорошие и нехорошие).
4. Отсутствием груза опыта прошлых типов ВС (иной раз - это преимущество!)
5. Умение схватывать все в десятки раз быстрее.
6. Обучаемость.
Я сам прошел весь этот путь - попав на Ту-154 после Ан-2, на котором и налет-то был с гулькин нос. Было понимание, что для того, чтобы стать хорошим пилотом - недостаточно кататься на правом кресле - необходимо предъявить к себе самые возможные жесткие требования. Раз мало опыта - надо покрывать его поиском знаний, которые покроют опыт.
Пилотировать самолет научиться - это несложно. Это механические навыки, у кого-то они в более высокой степени выражены, у кого-то - в менее. Очень важно - попасть к хорошему командиру - он научит.
Теперь перейдем к освоению новых типов.
Пункты 5, 6 - молодые лучше обучаемы. Практика показала, что новый тип более молодые пилоты изучают в РАЗЫ быстрее, чем более старшие коллеги. К слову, у меня была возможность сравнивать это еще на Ту-154. А когда переучивался на боинг - эти примеры посыпались, как из рога изобилия.
К слову, я сам переучивался на боинг с КВС-м, почти в два раза старше меня. Ему было очень сложно. И это даже мягко сказано. Я сам, наверное, поседел за этот месяц - вечером вроде выучим, а наутро - чистый лист...
Что происходит после переучивания на новый тип? Из личных наблюдений - большинство пилотов "в возрасте" достигают какой-то рельсы, садятся на нее - и с нее не соскакивают. Шаг влево или вправо - ступор.
При этом - совершенно не гарантировано, что эта рельса - верная и соответствует рекомендациям этого самолета. Зачастую - нет, но так научили первые инструкторы, и все - по-другому мы уже "не умеем... не хотим... отстаньте...".
С грамотной молодежью - все наоборот. Они вгрызаются в гранит документации, коей, благо, много, и с удивлением познают новое и новое, превосходя своих коллег постарше - в знаниях этого самолета, в сопутствующем.
А далее - тренажер. Опять же - утверждаю - что эта молодежь значительно лучше показывает себя на тренажере. Не теряется при чтении QRH, успевают и с ATC работать - и проводникам информацию прочитать.
Лично меня на тренажере убивали старшие товарищи раза четыре (не считая переучивания). При этом я даже "мама" не успевал сказать - то на взлете полезет сам двигатель тушить, при этом пилотируя - бах в землю. То при уходе на второй круг создает запредельную перегрузку.
Или же - не может зайти в СМУ при отключенных директорных стрелках. Хотя в молодости - на раз-два это делал. Два крэша подряд.
А мой молодой второй пилот, с кем я как то ездил на тренажер - взлетел при максимальной взлетной массе, отказ двигателя на rotate - и даже НИ НА ОДИН градус от взлетного курса не отошел!
С моим хорошим другом (моложе меня, КВС) мы постоянно что-то ищем, находим, советуемся. Ищем пути летать лучше.
А другой (почти в два раза старше) - однажды, глядя на то, как этот товарищ читает FCTM, спросил - "а что это за книга?"...
А как фраза: "CRM - это то, что в СССР еще в 70-е годы преподавали, как авиационная психология"?
Конечно, не всегда это закон - совсем не обязательно, что пилот в возрасте - обязательно показывает не лучший "перфоманс", и необязательно - вчерашний выпускник показывает мастерство высшего класса через полгода полетов.
Совсем нет!
Однако, если первого сбить с рельс - практически невозможно - он с таким трудом на них взгромоздился и противится всяческим попыткам изменить мировоззрением, то второй - чаще всего с радостью будет узнавать что-то новое, стремиться улучшать свою работу, даже если для этого придется отказаться от чего-то, к чему привык за время неправильной работы!
Самое печальное - это тот случай, когда молодой второй пилот попадает к КВС, севшему на рельсы и долгое время с ним летает. Переучивать - всегда сложнее, чем научить. Если изначально учат неправильно, и учат - "непререкаемые авторитеты" (а для молодого - все кажутся непререкаемыми, это потом прозрение приходит... и то не у всех), то потом приходится сложным порядком перестраивать устаканенное вроде сознание.
Но, как уже сказал - молодежь охотнее, в десятки раз - к улучшению своей работы.
Как итог - узнав, что мою жену и сынишку из Варны повезет мой товарищ, молодой КВС Б-737, я вздохнул спокойно. Этот - довезет (с) Ершов.