Расследование завершено Катастрофа самолета Боинг 737MAX Ethiopian Airlines 10.03.2019 - обсуждение

Поясните кстати пож.
Как снять прявившиеся дополнительные усилия к штурвалу (модуль EFS – elevator feel shift). Так и не понял из статьи 737MAX, MCAS и рекомендации Боинга. Все ли идеально?.
Или понял неправильно:(Действия заключаются в отключении электромотора привода стабилизатора – переключением выключателей STAB TRIM CUTOUT* в положение CUTOUT – "отключено")
Получается, чтобы отключить модуль ефээс, достаточно выключить стаб трим?
 
Реклама
Там не также. Denokan в теме про Lion Air приводил схему. Два тумблера с одинаковым функционалом - основной и резервный. Что кстати удивительно, было бы логично все автоматические вещи одним тумблером выключать, а полностью электрическое управление другим.
а можно ссылочку для ленивых, пожалуйста:girl:
 
Почитайте мои размышления на эту тему, если есть время:

737MAX, MCAS и рекомендации Боинга. Все ли идеально?
Другими словами, лучшая рекомендация - это отключение мотора стабилизатора ввести как штатную процедуру на взлете, во избежание АП и дальше крутить колеса вручную?
 
...и дальше крутить колеса вручную?

Для перемещения стабилизатора на 1 юнит по шкале (1 градус перекладки) требуется примерно 15 оборотов колеса ручного управления. Дохлая затея - пытаться им убрать запредельное отклонение стабилизатора, да ещё и на огромной скорости. Это может быть попросту невозможным физически, о чем написано в FCTM.

То есть, в некоторых "упущенных" случаях выполнить эту процедуру физически невозможно?
 
Другими словами, лучшая рекомендация - это отключение мотора стабилизатора ввести как штатную процедуру на взлете,
Тогда можно словить запредельный уа, о чем боинг открытым текстом пишет...впрочем сейчас индикацию рассогласования датчиков уа хотят ввести обязательной опцией на Максе, уже полегче будет...
 
И еще один вопрос пилотам - он уже выше был, но ответа не было (или я просмотрел - тогда извиняюсь).
Какова вероятность, что колесо станут крутить не в ту сторону? Там же очень медленно стаб перекладывается, сразу и не заметишь, что не в ту сторону крутишь...

Нулевая. Наверняка как и везде - колесико крутим _на себя_ - нос поднимаем. Я как-то не встречал противоположного (кроме противоположной ИНДИКАЦИИ на муни, но во первых чисто индикации а во вторых Муню какие то мазохисты от эргономики проектировали, похоже).
 
Зависит от воздушных нагрузок на поверхность стабилизатора. Которые в свою очередь логично зависят от скорости полета и начального положения стабилизатора. Вот, что пишет Библия:

FCTM
Excessive airloads on the stabilizer may require effort by both pilots to correct the
mis-trim. In extreme cases it may be necessary to aerodynamically relieve the
airloads to allow manual trimming. Accelerate or decelerate towards the in-trim
speed while attempting to trim manually.

Это понятно, но я посчитал крайний вариант, при котором центр приложения аэродинамических сил к стабилизатору совпадает с осью вращения (а это значит что силы не будут мешать его поворачивать), и получилось, что даже тогда силы которые создает чисто руль высоты (а тогда он балансирует момент создаваемый передней центровкой) - под пару тонн на плече под метр. Что и дало пресловутые _2 тонны на 5 сантиметров_. Если же стабилизатор не совсем сбалансирован по моменту, то тогда силы будут еще и от скорости зависеть. А _разгрузить_ совет конечно хороший, только это ведь означает _начать опускать нос_ а он небось и так уже в пикировании.

Тогда можно словить запредельный уа
Ну словят, и что? Самолет притормозит и начнет опускать нос, сам, все что нужно это шарик держать. Это не настолько страшно, насколько попадание в невыводимое пикирование.
 
Другими словами, лучшая рекомендация - это отключение мотора стабилизатора ввести как штатную процедуру на взлете, во избежание АП и дальше крутить колеса вручную?

Придется звать самого сильного стюарда, чтобы он колесико крутил. :) :)
 
Придется звать самого сильного стюарда, чтобы он колесико крутил.
Смешного, конечно, в этом мало, но по сути именно так - нужно уволить того самого "третьего пилота в кабине", которого по блату туда посадил "Боинг" и нанять более лояльного и безопасного, который не будет саботировать и исподтишка строить козни.
 
Последнее редактирование:
Ну словят, и что? Самолет притормозит и начнет опускать нос, сам, все что нужно это шарик держать. Это не настолько страшно, насколько попадание в невыводимое пикирование.
Ну не зря же боинг мкас поставил против подхвата, может будет чего опасаться.
 
Реклама
Получается, чтобы отключить модуль ефээс, достаточно выключить стаб трим?
Вопрос уже не первый раз звучит, самому тоже интересно, но ответа ни от кого так и не видел, знает ли это кто-то вообще?
 
Другими словами, лучшая рекомендация - это отключение мотора стабилизатора ввести как штатную процедуру на взлете, во избежание АП и дальше крутить колеса вручную?
C точки рассуждения мужей в Росавиации, возможно, что да. А еще лучше - не взлетать.
 
Поясните кстати пож.
Как снять прявившиеся дополнительные усилия к штурвалу (модуль EFS – elevator feel shift). Так и не понял из статьи 737MAX, MCAS и рекомендации Боинга. Все ли идеально?.
Или понял неправильно:(Действия заключаются в отключении электромотора привода стабилизатора – переключением выключателей STAB TRIM CUTOUT* в положение CUTOUT – "отключено")
Получается, чтобы отключить модуль ефээс, достаточно выключить стаб трим?
Триммированием самолета с помощью стабилизатора. Да и не такие уж там силы страшные, чтобы не выровнять самолет при посадке.
 
C точки рассуждения мужей в Росавиации, возможно, что да. А еще лучше - не взлетать.
Ну, взлетать то все равно некоторым придется, хотя бы для технического перелета при возвращении на базу или к месту ремонта и модернизации и тогда лучше лететь со стабилизатором, управляемым с помощью вращения колес вручную, так будет безопаснее?
 
Ну, взлетать то все равно некоторым придется, хотя бы для технического перелета при возвращении на базу или к месту ремонта и модернизации и тогда лучше лететь со стабилизатором, управляемым с помощью вращения колес вручную, так будет безопаснее?
Нет. Вы неправы. Надо все самолеты запретить, и тогда будет 100% безопасность.
 
Если сделать по схеме велотренажера, то и скорость перекладки вырастет и усилие упадет:)
Тогда уже у паксов по салону. И предупреждение - не будете крутить по командам - полный рот земли.
Я немного занимаюсь по своей работе системами авторегулирования. Читаю последние 10 страниц - крипенько...
#автоудаление
 
Тогда уже у паксов по салону. И предупреждение - не будете крутить по командам - полный рот земли.
Я немного занимаюсь по своей работе системами авторегулирования. Читаю последние 10 страниц - крипенько...
#автоудаление
У меня, как у чайника, вообще прочитанное вызывает лёгкий ступор. Я вспоминаю сколько копий было сломано и какие субстанции метались в конструкторов ан-148, у которых пилоты самолёт разложили, не включив подогрев ппд. Потом читаю как те же эфиопы разложили свой ng, неправильно выставив триммер - и мне начинает казаться, что технологии на ослике вообще по сравнению с боингом космические. Потому что ругая индикацию антонова (наверно справедливо), я вижу, что самолёт совершенно другого класса, который должен быть гораздо более продвинут, выдаёт индикацию ровно так же сбивающую пилотов (безусловно при этом правильную). И честно недоумеваю и хочу где-то увидеть дискуссию пилотов А320 и 737 - почему с арбузом то таких проблем нет? И эксплуатируется теми же руками, и летает по тем же законам физики, но не сыплется же с такой частотой! Там система что, выдаёт таки правильную индикацию проблем? На память приходит по тем же канонам разложенный армянский борт в Сочи, но честно (может от незнания матчасти) больше ничего. Значит ли это, что одни получают более вменяемую индикацию и решают проблему, а вторые с вытаращенными глазами тянут штурвал, просто парируя беспрестанно появляющиеся сообщения системы о критическом значении скорости, угла атаки и крена? Понимаю, что наверно глупый вопрос для профессионалов, но хочется его задать очень
 
Реклама
И честно недоумеваю и хочу где-то увидеть дискуссию пилотов А320 и 737 - почему с арбузом то таких проблем нет? И эксплуатируется теми же руками, и летает по тем же законам физики, но не сыплется же с такой частотой!
В публичном пространстве такая дискуссия действующих пилотов не возможна по причинам:
1. Производители самолетов против
2. Профессиональная этика пилотов не поощряет таких дискуссий
3. Пассажиры должны меньше знать тех.тонкости и спокойно летать
 
Назад