Добрый вечер коллега, как я понял речь идет о нашем Пулково , где сменилось три поколения Ту-134. Начиная от коротких машин и заканчивая прибалтийским наследием. Я работал на этом типе с 1984, коротких машин не застал , хотя 65636 пришел в 1982 году в училище и был моим первым свистком на нашем учебном аэродроме
Да, 636 была такая, помню, некоторое время летала с телевизорами на борту, хотя я этого не застал. Она в Минск ушла - Вы, как я понял, в Минском АТУ начинали? А вообще короткие 65611-615, 617, 634, 636, 637, 639 (первая с Микроном на киле, а не с тросовой КВ антенной), 642, 643 помню. Первая длинная была 653 в 1970, потом с 1975 пошли 65800-е (первая пришла 851 в январе 1975). Они все были еще с БСУ-ЗП, как Вы помните. Хотя и харьковские 093 и 109 тоже помню. Вы, наверное, начали когда отрядом (ЛО-344) командовал Вышенков? Впрочем, неудобно тут это обсуждать, тема другая.
Возвращаясь к теме, замечу, что на Ту и вообще на неперекомпьютеризированных ВС летчик всегда включен в контур управления, он всегда "при деле", а на новых он фактически выведен из контура управления, и его ничего не принуждает, кроме, грубо говоря, совести и опасения за собственную шкуру включаться в этот контур. Как выразился знакомый КВС В-737, "я самолету не нужен". Плюс вреднейшая практика лётных бюрократов запрещать летать "на руках", превращающая пилотов почти в пассажиров. Сейчас пилоты летают как космонавты, если не хуже - все делают автоматы, они только наблюдают, периодически нажимают кнопки и включаются исключительно в нештатных ситуациях, иногда на грани паники. Мне кажется, поиски оптимальной степени компьютеризации - одна из главных проблем современной ГА. Вторая проблема - характер этой компьютеризации, ибо компьютерщики плохо понимают психологию и логику летчика и не хотят даже спрашивать у них. И пока что всё парадным шагом идет к хреновеньким беспилотникам. Хотя давно известно, что "самый надежный элемент системы управления - хорошо подготовленный пилот". Третья проблема - тренажеры. Во-первых, навыки ручного пилотирования на них не получишь, сами знаете, а уж посадку учиться делать просто опасно. То есть научиться летать на руках пилоту линейной компании попросту негде. Во-вторых, что такое тренажер 1 раз в полгода? Как можно научиться играть на фортепиано, если тренироваться на его электрическом имитаторе раз в полгода? В наше время и то раз в квартал был тренажер, а теперь - зачем тратиться? Бабло безраздельно рулит сейчас в ГА, определяя всю техническую и лётную политику.