

VietJet отказалась от китайских самолётов COMAC C909 после полугода полётов
Вьетнамская VietJet отказалась продлевать лизинг китайских самолётов COMAC C909 (
t.me/AviaCT/30318
) после шести месяцев эксплуатации. Машины, арендованные у Chengdu Airlines (т.н. мокрый лизинг - самолёты с экипажами), летали по маршрутам из Ханоя и Хошимина на туристический остров Кондао.
Несмотря на то, что C909 (ранее ARJ21) показал удовлетворительные технические характеристики и отсутствие неисправностей, контракт не продлили из-за высоких эксплуатационных расходов и отсутствия во Вьетнаме инфраструктуры для обслуживания китайского типа самолёта. Поставка запчастей из Китая и зависимость от иностранного экипажа сделали эксплуатацию экономически невыгодной для лоукостера VietJet.
Для COMAC это решение стало символическим ударом по амбициям COMAC: первый китайский региональный реактивный самолёт не смог закрепиться даже в дружественном Вьетнаме. Проблема не в технологии, а в отсутствии глобальной системы сертификации и поддержки. Фактически COMAC наступил на те же грабли, что и ОАК/SJI ранее.
Пекин позиционирует C909 как символ технологической независимости и один из ключевых элементов собственной авиационной. Лайнер уже используется авиакомпаниями Индонезии, Лаоса и Республики Конго и рассматривается как инструмент конкуренции Китая с региональными самолётами Embraer, Airbus и Boeing.
COMAC сталкивается с серьёзными трудностями при выходе на международный уровень. Главный барьер — отсутствие международных сертификатов от таких органов, как EASA и FAA.
Для VietJet сотрудничество с COMAC стало временным решением для сезонного спроса на рейсы в Кондао, но не подошло для постоянной эксплуатации. Перевозчик по-прежнему делает ставку на стандартизацию флота и расширение парка Airbus и Boeing. В июне VietJet подписала новый контракт (
t.me/AviaCT/33674
) с Airbus на поставку до 150 самолётов семейства A321neo.