Китайская космическая программа

Реклама

.

Пилотируемый корабль «Шеньчжоу-16» пристыковался к китайской космической станции сегодня в 11:29 мск. Различные проверки, технические процедуры и открытие люков заняли около двух часов, и экипаж перешел на борт станции в 13:22 мск. Таким образом, на борту орбитального комплекса «Тяньгун» теперь 6 космонавтов: экипаж предыдущего корабля «Шеньчжоу-15» пока остается на станции и покинет ее только дней через пять.

Командир новой экспедиции Цзин Хайпэн – один из самых опытных китайских космонавтов, для него нынешний полет в космос стал уже четвертым по счету. Впервые Хайпэн отправился на орбиту в 2008 году – он был в составе экипажа «Шеньчжоу-7» (того самого полета, в котором Чжай Чжиган стал первым космонавтом Китая, вышедшим в открытый космос). На долю нынешней экспедиции, к слову, тоже запланирована работа в открытом космосе – однако в телеэфире сказали только об одном выходе (в то время как предыдущий экипаж «Шеньчжоу-15» выполнил не менее трех).

Два других члена экипажа «Шеньчжоу-16» – новички, летящие в космос впервые. Ими стали Чжу Янчжу (1986 г.р.) – в прошлом, инженер китайских ВВС и Гуй Хайчао (также 1986 г.р.) К Хайчао приковано повышенное внимание публики – он стал первым гражданским космонавтом Китая: являясь профессором Бэйханского университета, Хайчао отправился в экспедицию как специалист по полезной нагрузке. Его сфера научных интересов имеет отношение к аэродинамике и проектированию систем управления космическими аппаратами. Выделяясь на фоне товарищей, при официальном приветствии Гуй Хайчао не прикладывал голову к воображаемой фуражке, а просто махал провожающим рукой:

20230530-civilian.jpg


Невоенное происхождение Хайчао было настолько очевидным, что он даже улыбался на камеру:

20230530-thumb_up.jpeg


Как гласит официальный комментарий, в следующий набор космонавтов Китай будет активнее включать гражданских: более десяти кандидатов из Гонконга уже прошли первый этап отбора, следующий этап пройдет в следующем месяце.

Экипаж «Шеньчжоу-16» должен проработать в космосе до ноября 2023 года.
 
Осторожно, лонгрид.

...В сообщениях прессы и комментариях официальных лиц, посвященных запуску «Шеньчжоу-16», отдельно упоминались перспективы китайской пилотируемой экспедиции на Луну. Если раньше о такой экспедиции говорили в духе «полетим обязательно, но никуда не торопимся», то сейчас официальной линией, кажется, стал девиз «к 2030 году уже будем на Луне». То есть, намечается гонка с США и их программой «Артемида».

С кораблем все более-менее ясно: Китай давно испытывает пилотируемый корабль нового поколения (с оглядкой на американский «Орион»). В отличие от используемых в настоящее время «Шэньчжоу», новый корабль должен быть оборудован для полетов вне околоземного пространства, а его капсула предназначена для входа в атмосферу Земли со второй космической скоростью. Прототип корабля уже совершил орбитальный полет в мае 2020 года.

20230530-ngcs_by_ace5.jpg

Рендер ace5 с форума nasaspaceflight.com

Именно с использованием нового корабля (у которого пока нет своего имени) связаны лунные амбиции Китая. При этом «Шэньчжоу», судя по всему, продолжат использоваться для полетов на станцию «Тяньгун», которая продолжит работу на низкой околоземной орбите. Согласно опубликованным данным, корабли «Шэньчжоу» №№16-21 были заказаны одним блоком, то есть до 2025-го они точно долетают. А если Китай действительно сосредоточит усилия на лунной программе, то будут летать и дальше – причем вполне возможно, что на все тех же ракетах CZ-2F. В прошлом были разговоры, что через несколько лет пилотируемые миссии пересядут на керосин-кислородные CZ-7/8, однако в сегодняшней трансляции начальник производства CZ-2F уверял, что их ракеты будут летать «и в следующем десятилетии». Насколько ему можно верить – не знаю (лицо-то явно заинтересованное, хе-хе), и мне кажется, что чисто по репутационным причинам Китаю однажды придется отказаться от старых гептиловых ракет... но видимо, это произойдет явно не скоро. Тем не менее, этот вопрос явно будет подниматься и впредь: CZ-2F имеет ряд конструктивных проблем, связанных с довольно высоким уровнем вибраций, да и летные характеристики ступеней не открывают особенных перспектив для их улучшения. Насколько я могу судить со стороны, там уже выжали все, что могли – это наглядно демонстрирует весьма необычный хронометраж отделения первых ступеней: боковые ускорители отделяются всего лишь за несколько секунд до центрального блока (что было видно и в трансляции сегодняшнего запуска). Однако на стороне CZ-2F есть важный козырь – эта ракета проверена двумя десятками успешных запусков и доказала свою надежность.

Возвращаясь к Луне, вспомним про посадочный лунный модуль. Здесь китайцы как будто бы решили пойти легким путем: в то время, как в США замахиваются на модули крупных размеров (что лунный Старшип, что новый проект Blue Origin и Ко) с прицелом на последующее строительство лунной базы, в Китае рисуют относительно простой посадочный аппарат, сравнимый с лунным модулем «Аполлонов»:

20230530-chinese_lunar_lander.jpeg


А теперь – самое интересное (и непонятное): что у китайцев со сверхтяжелой ракетой.

Еще несколько лет назад считалось, что будущий китайский сверхтяжелый носитель для Луны – это CZ-9. По тогдашним картинкам, он представлял собой этакую «Ангару-А5» на стероидах – центральный блок, схожий с таковым на используемой сейчас тяжелой ракете CZ-5, но большего диаметра, окруженный пачкой из четырех керосиновых ускорителей, ну и еще две ступени поверх. Впервые об этом проекте заговорили в 2016-м... но сейчас он забыт.

Нынешний китайский план пилотируемого лунного полета подразумевает использование ракеты, долгое время известной как "проект 921". Не так давно она получила официальное имя CZ-10 (или Long March-10, что то же самое). В отличие от предыдущего варианта сверхтяжа, здесь используется три блока, схожих с теми, что стоят на CZ-5 (т.е. без увеличения диаметра), соединенных по типу Falcon Heavy. То есть, все те же керосин-кислородные двигатели на базе YF-100 (в прошлой жизни – РД-120 со второй ступени «Зенита»). Сверху – еще две ступени (вторая со все тем же двигателем серии YF-100, в модификации с увеличенным соплом, на третьей – водородный блок – опять-таки на базе уже имеющегося на CZ-5A). Дешево, сердито, процентов на 10% мощнее Falcon Heavy, но далеко не SLS. А значит... двухпусковая схема лунных экспедиций! Суровый прагматизм.

20230530-cz10.jpeg


CZ-9, к слову, превратился в проект «китайского государственного старшипа» с кучей метановых двигателей, все как любит Илон Маск. Разговоры про посадку ступеней наличествуют, это реально фактически клон Старшипа. Существует пока лишь на бумаге. И к текущим лунным планам он никакого отношения не имеет.

Что же касается лунной ракеты CZ-10, то на пресс-конференции «Шеньчжоу-16» прозвучало смелое заявление, что посадка китайских космонавтов на Луну будет выполнена при 5 и 6 запусках данной ракеты (не забываем про двухпусковую схему экспедиции). Отталкиваясь от этого, можно представить следующую программу предшествующих полетов: 1-й запуск – на околоземную орбиту, 2-й – свободный полет вокруг Луны, 3 и 4-й – выход на окололунную орбиту с испытаниями лунного модуля (аналогично «Аполлону-10»). И если экспедиции – быть в 2029 году, как нас уверяют китайцы, то начинать программу летных испытаний необходимо уже в 2026-27 гг.

Кстати, помните – на днях я писал про сообщение НАСА о поиске компаний на строительство лунного ровера для астронавтов? Китай вчера выпустил аналогичное приглашение для приема заявок от подрядчиков на создание «луномобиля»!

Одним словом, амбиции у Китая есть, и с проектом они более-менее определились. При определенном стечении обстоятельств, Китай вполне может опередить США и с возвращением на Луну, и с первой доставкой марсианского грунта в районе 2030-х; особенно если НАСА столкнется с ограничением финансирования из-за бюджетных ограничений, а Китай не допустит у себя кризиса. И да, Китай пока не нацеливается на сложные миссии (их Луна будет, прежде всего, «флаговтыком», а марсианский грунт – практически, первыми попавшимися камнями)... но для пиара и ощущения национальной гордости это имеет мало значения.

Так что запасайтесь попкорном.
 
Последнее редактирование:
Одним словом, амбиции у Китая есть, и с проектом они более-менее определились.
Вспоминая программу Апполон, наверняка Китай, сильно упёршись и сделав полет на Луну одним из национальных приоритетов (и влив кучу бабла естественно), мог бы осуществить эти планы. Но вангую, что в данном случае основные национальные приоритеты у них, в ближайшие 10 лет будут иными, и полет на Луну будет идти где-нибудь со скроость той же SLS и полетят они на Луну годах в 35-40-м. Но я все же Ванга не настоящая, так что поживем -увидим )
 


t.me/glonass_for_all/1661


South China Morning Post
Ракетная промышленность Китая готовится стремительно нарастить выпуск средств выведения.
В стране строится уникальный завод по сборке ракет, способный производить 50 ракет «Чанчжэн-8» (Long March) в год.
После завершения строительства в следующем году мегазавод на тропическом острове Хайнань почти удвоит годовой объём запусков в Китае, который и без того является одним из крупнейших в мире.
Long March 8 — это недорогая одноразовая ракета, которая может вместить более 20 спутников связи размером со «Старлинк». Китай намерен использовать ракету-носитель среднего размера, которая провела два успешных испытательных запуска, для ежегодной отправки в космос более 1000 спутников, что сопоставимо с нынешними темпами «Спэйс Икс».
Но новая ракета также предназначена для вывода спутников на более высокую орбиту, чем спутники «Старлинк». Большая высота позволила бы китайским спутникам отслеживать или даже подавлять своих соперников из США.
Стремясь перегнать Маска, Китай планирует запустить почти 13000 спутников в дополнение к более чем 4000 спутников, которые в настоящее время находятся на орбите.
По словам некоторых ученых НОАК, проект под кодовым названием «GW» специально направлен на подавление глобальных служб «Старлинк» в случае войны.
Lark20201222-012600-1.jpeg
 
Большая высота позволила бы китайским спутникам отслеживать или даже подавлять своих соперников из США.
В чем принцип? 🤔 У Старлинкоа специально для китайцев сверху есть антена для приема сигналов подавления?
 
Статья – пропаганда.
Но производственные линии они действительно расширяют активно, строится несколько новых стартовых площадок в Вэньчане. Результат этой работы мы увидим чем через пару – тройку лет.
 
Последнее редактирование:
Частная космическая компания LANDSPACE сообщила о завершении расследования аварии ракеты Zhuque-2, произошедшей в ее дебютном запуске 14 декабря 2022 года. Виновником аварии был признан насос подачи жидкого кислорода для подруливающего двигателя на второй ступени ракеты.
Он был поврежден гидроударом после отключения двигателя первой ступени, и этот отказ привел к выходу из строя подруливающего двигателя, без которого успешное прохождение этапа работы второй ступени стало невозможным.
Проблема был воспроизведена на стендовых испытаниях, и ее уже решают, внеся изменения в конструкцию двигателя.

доставили на космодром Цзюцюань второй летный экземпляр ракеты Zhuque-2. С ней китайская LandSpace постарается все же стать первыми, кому удалось бы достичь орбиты с помощью ракеты, использующей метан в качестве топлива (американские Terran-1 и Starship свои попытки провалили, а Вулкан-Центавр не совсем считается, ибо у него метановая – только первая ступень). Как будто бы, шансы у них неплохие. Напомним, первая попытка запуска Zhuque-2 в декабре 2022 года завершилась аварией второй ступени ракеты. Планируемая грузоподъемность Zhuque-2 – порядка 3000 кг на низкую околоземную орбиту, что не так уж и мало.
Второй летный экземпляр метановой ракеты Zhuque-2 готовят к запуску в Цзюцюане:


.

Пока ориентируют на попытку запуска завтра утром (около 4 утра мск).
 
Ну что же – сегодня утром компания Landspace со своей ракетой Zhuque-2 вошли в историю: осуществлен первый успешный запуск орбитальной ракеты, использующей исключительно метан в качестве топлива. Старт состоялся с космодрома Цзюцюань в 04:00 мск (09:00 по местному времени). Полезной нагрузки на ракете установлено не было: на орбиту высотой ≈450 км и наклонением 97 град. вывели габаритно-весовой макет.




.

С технологической точки зрения, в метановой гонке победили китайцы, посмотрим теперь – насколько успешно новая ракета будет введена в реальную эксплуатацию.
 
Реклама
Не думаю, что в Китае сейчас *такой* спрос на запуски всякой мелочи в космос, но полезную нагрузку для дебютного запуска новой модификации легкой ракеты LongMarch-6C ищут на аукционе. Стартовая цена – $11200 за кг, ожидаемая дата запуска – конец 2023 г.


.

Насколько я понимаю, LongMarch-6C станет уменьшенным вариантом уже испытанной керосин-кислородной ракеты LongMarch-6, где отсутствует третья ступень, зато вторая может запускаться повторно.
 
Свежие эскизы проекта китайской пилотируемой миссии на Луну подтверждают концепт, о котором я писал выше – программа собирается фактически повторить «Аполлон» на современном оборудовании. И обозначенные на картинках 26 тонн для лунного посадочного модуля это совсем немного: даже в «Аполлоне» аналогичный весил порядка 35 тонн.

20230714-chinese_lunar_concept-1.jpeg

20230714-chinese_lunar_concept-2.jpeg

20230714-chinese_lunar_concept-3.jpeg

20230714-chinese_lunar_concept-4.jpeg

 
И обозначенные на картинках 26 тонн для лунного посадочного модуля это совсем немного: даже в «Аполлоне» аналогичный весил порядка 35 тонн.
35 сильно много что-то. LM весил тонн 16. Даже полностью заправленный CSM весил меньше 35. Может, вы килограммы с фунтами перепутали?
 
Экипаж «Шеньчжоу-16» совершил вчера 8-часовой выход в открытый космос, по плану вроде как – единственный за время их работы на станции.

 

.

Вчера утром с мобильной стартовой площадки космодрома Цзюцюань успешно стартовала легкая твердотопливная ракета Kuaizhou 1A. Она вывела на орбиту 4 небольших метеоспутника Tianmu-1 (№№07–10). Ракета Kuaizhou 1A – разработка квази-частной китайской компании ExPace, это был ее 21-й запуск (и 19-й успешный). На ракету были нанесены логотипы китайского автопроизводителя Dongfeng Motors, устроили даже специальную фотосессию:

20230721-k1a-1.jpeg

20230721-k1a-2.jpeg

20230721-k1a-3.jpeg

20230721-k1a-4.jpeg

 

.

Вчера утром с мобильной стартовой площадки космодрома Цзюцюань успешно стартовала легкая твердотопливная ракета Kuaizhou 1A. Она вывела на орбиту 4 небольших метеоспутника Tianmu-1 (№№07–10). Ракета Kuaizhou 1A – разработка квази-частной китайской компании ExPace, это был ее 21-й запуск (и 19-й успешный). На ракету были нанесены логотипы китайского автопроизводителя Dongfeng Motors, устроили даже специальную фотосессию:

20230721-k1a-1.jpeg

20230721-k1a-2.jpeg

20230721-k1a-3.jpeg

20230721-k1a-4.jpeg


Что-то мне это напоминает 😁
 
23 июля 2023 г. в 02:50 UTC (05:50 мск) с космодрома Тайюань выполнен пуск РН «Чанчжэн-2D» (Y91) с четырьмя экспериментальными спутниками связи. Пуск успешный, космические аппараты выведены на околоземную орбиту. Спутники, запущенные на этот раз, принадлежат Great Wall Corporation. Этот пуск является 479-м пуском ракет-носителей серии «Чанчжэн».
 
В номере 2023-07-14 Новости аэрокосмической отрасли Китая - заметочка с интересным названием "Объявлен предварительный план Китая по пилотируемой высадке на Луну".
Снимок веб-страницы_23-7-2023_12242_szb.htgjjl.com.jpeg

7 июля Чжан Хайлянь, заместитель начальника Управления пилотируемой космической техники Китая, сообщил на 12-м Китайском (международном) форуме по коммерческому космосу, что Китай планирует осуществить пилотируемую посадку на Луну до 2030 года для проведения научных исследований, а затем изучит возможность строительства лунной научно-исследовательской испытательной станции для проведения систематического и непрерывного исследования Луны и связанной с этим технической проверки. В настоящее время предварительный план Китая по пилотируемой высадке на Луну заключается в следующем: с помощью двух ракет-носителей отправить лунный посадочный модуль и пилотируемый космический корабль на переходную орбиту Земля-Луна, сближение космического корабля и посадочного модуля и стыковка на орбите вокруг Луны, а также вход астронавтов в лунный посадочный модуль с космического корабля. После этого лунный посадочный модуль спустится и приземлится в заданном районе лунной поверхности, а астронавты высадятся на Луну для проведения научных исследований и сбора проб. После завершения поставленной миссии астронавты поднимутся на орбиту вокруг Луны на посадочном модуле для сближения и стыковки с космическим кораблем, а также вернутся на Землю с образцами на космическом корабле. Для выполнения этой задачи китайские ученые разрабатывают ракеты-носители «Чанчжэн-10», пилотируемые космические корабли нового поколения, лунные посадочные модули, лунные посадочные костюмы, пилотируемые луноходы и другое оборудование. (Кесюань)
 
Реклама
и вдогонку про "лунную" ракету:
Новая ракета-носитель «Чанчжэн-10» в основном разрабатывается с целью отправки космического корабля и лунного посадочного модуля на переходную орбиту Земля-Луна. «Чанчжэн-10» использует жидкий водород, жидкий кислород и керосин в качестве топлива. Он имеет общую длину около 92 метров, взлетную массу около 2 187 тонн, взлетную тягу около 2 678 тонн и грузоподъемность не менее 27 тонн для переходной орбиты Земля-Луна... Ожидается, что РН будет готовиться к своему первому полету в 2027 году. Новый пилотируемый космический корабль имеет модульную конструкцию, состоящую из аварийной башни, возвращаемой капсулы и служебного модуля. Он может удовлетворить потребности околоземных и дальних космических миссий.
По словам эксперта Китайской академии космических технологий при CASC, космический корабль имеет орбитальную массу около 26 тонн и может перевозить трех астронавтов. Он в основном используется для отправки астронавтов на орбиту вокруг Луны и возвращения на Землю. В отличие от трехмодульного космического корабля «Шэньчжоу», новый космический корабль состоит из двух частей. Одним из них является возвращаемая капсула, которая является командным центром всего космического корабля и жилыми помещениями для астронавтов. Другой - сервисный модуль, который является энергетическим и энергетическим центром.
На базе нового космического корабля Китай также разрабатывает околоземные космические аппараты вместимостью от четырех до семи членов экипажа, которые подготовлены для космического туризма страны.
 
Назад