Космос - история и личности

23 июня 1960 г. советским правительством была одобрена первая стратегия развития космической деятельности. ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили совместное постановление «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960 - 1967 годах». В совершенно секретном документе особой важности предписывалось создать четырёхступенчатую ракету-носитель, способную вывести на орбиту межпланетный корабль весом 60-80 тонн для полётов на Марс и Венеру.

В самом начале космической эры энтузиазм пионеров космонавтики был таков, что даже столь амбициозные планы не выглядели фантастично, хотя на их реализацию отводился совсем небольшой срок – каких-то семь лет.

Борис Евсеевич Черток (1912 – 2011 гг.) стоял у истоков отечественной космонавтики. Он стал создателем сложных систем управления для космических аппаратов и одним из ключевых организаторов ракетно-космической отрасли наряду с С.П. Королёвым.

Далеко не всем планам великих конструкторов суждено было воплотиться в жизнь. Например, Марсианский Экспедиционный Корабль (МЭК) так и остался в чертежах на бумаге. Тем не менее в первое десятилетие после полёта Гагарина, СССР удалось осуществить доставку первых автономных научных станций на поверхность Луны и ближайших планет. Борис Черток был одним из тех, без кого немыслимы эти и многие другие достижения нашей страны в космосе.

 
Реклама
Раньше не видел это фото с установки Энергии-Бурана на стартовом столе:

twitter_FAk-r3JXoAYa7DC.jpg

 
Раньше не видел это фото с установки Энергии-Бурана на стартовом столе:

Посмотреть вложение 786037

Там установщик шикарный, стоит около МИКа на 112 площадке до сих пор. Его два тепловоза тягали по двум параллельным ЖД веткам.
 
Реклама
Там установщик шикарный, стоит около МИКа на 112 площадке до сих пор. Его два тепловоза тягали по двум параллельным ЖД веткам.
Не узнаю немного, может и сам поправлюсь. Не в обиду, помнится установщик ехал аж по четырём ж-д путям, действительно два тяговых тепловоза, но сам установщик ехал по четырём путям (восемь рельсов), четыре слева и четыре справа насколько помню. И это была лучшая ж-д дорога в Советском Союзе, если не в мире. Бетонная армированная подложка чуть не три метра в глубину, поверх бетонные шпалы, оставшиеся от запуска Н-1. На них ещё была маркировка: 1967 год.
 
Возможно перед МИК были двойные пути -? Но по памяти, точно было 8 рельсов, два пути слева и два справа, и дальше их так тянули.
 
Смотрите, на крайнем фото сначала 4 пути, на них стоят два установщика, каждый на двух путях. Чуть дальше эти 4 пути объединяются в 2.
 
Интересно, что установщик для МРКК "Буран" - это доработанный установщик лунной ракеты Н-1. И тепловозы - те же, что тащили Н-1 на старт. А на каждой бетонной (!!! - чудо для того времени) стояло клеймо с датой - 1967 год.
 
Реклама
Местами, точно, были по две колеи - всего 8 рельсов, под два установщика видимо. Кажется общая масса около 3000 тонн с заправкой, без установщика естественно. Вот на этом снимке слева - два стартовых комплекса МРКК "Буран", они же - стартовые комплексы лунной ракеты Н-1 с глобальной переделкой. С левого пускали "Буран", правый тогда достраивался, неся на себе последствия взрыва Н-1 в начале 1970-х годов (не скажу, какой именно пуск из 4-х). Вдали, ещё левее и дальше, краешком виден УКСС - универсальный комплексный стенд-старт, с которого пускали первую "Энергию" 15 мая 1987 года. Ну, а справа - бывшее белоснежное, а теперь почерневшее здание МЗК - монтажно-заправочного комплекса "Энергия-Буран", за которое конструкторы-строители получили государственную премию в СССР. Интересно: здание обладало хитрой крышей, в случае взрыва при заправке компонентов крыша здания приподнималась на специальных "штангах", выводя взрывную волну наружу и здание не повреждалось. А "высотка" на ближнем плане - здание стенда динамических испытаний (СДИ), куда весь комплекс мог заехать в вертикальном положении и где его должны были "потрясти" на гидроплатформах. СДИ достраивался уже после первого пуска "Бурана", торчащую вбок верхнюю арку-консоль ярко-красного цвета для удержания отъезжающих "ворот" монтировали в начале 1989 года. Именно туда и тянули в 1987-1990 годах новую жд линию для установщиков МРКК "Буран" с четырьмя (если не ошибаюсь) путями. Армированное бетонное полотно чуть не два метра толщиной (с основой может и больше) было уже проложено, а поверху монтировали пути со шпалами. Теми самыми, на которых стояло клеймо 1967 года.
1633266933747.png
 
Назад