При нулевой(как мне кажется) готовности документации
вчера генеральный директор Иркутского авиазавода А.А. Вепрев заявил, что изготовление первых деталей под первые МС-21 начнется на заводе уже в этом году. Плановый срок начала ЛИ, как и называлось раньше, - 2014 год. Всего предполагают сделать 8 прототипов, в т.ч. 6 летных (т.к. сразу в двух вариантах - 200 и 300). До начала их сборки в ближайшие 2 года еще предстоит осуществить модернизацию сборочного производства (клепальные автоматы и т.п.) - контракт с фирмой Дюрр по организации нового техпроцесса агрегатной сборки подписан в Бурже. Новейшая и единственная в стране (такого масштаба) гальваника уже по сути вся есть (закупалось под эрбасовские компоненты, как и контрольно-измерительные комплексы). Заготовительное и механосборочное производство готово (новые центры также закупались, в частности, под эрбасы). После вывода производства Бе-200 в Таганрог расчищен пролет цеха под агрегатную сборку. Окончательную сборку планируют вести в имеющемся ЦОС. Он огромный, строился еще под Ан-12. Сейчас там по одной стороне стоят Як-130 (порядка двух десятков позиций), по другой Су-30 и тоже Як-130 (почти столько же). К моменту гипотетической серии выпуск сушек планируется свернуть, одной стороны ЦОС на первых порах вполне будет достаточно, а по мере расширения из ЦОС могут убрать и Яки - их могут перевести в АСП, такой вариант уже проработан. По расчетам, имеющихся площадей достаточно для выпуска 70-84 самолетов МС-21 в год.
В цеху висит плакатик с кооперацией по производству.
За ИАЗом - почти весь фюзеляж (Ф1, Ф2, Ф3, Ф4), кроме хвостового отсека (Ф5?) и окончательная сборка, за НПО Технология, Ульяновском и ВАСО - черное крыло и механизация с обтекателями, за ВАСО - черное оперение, за Технологией - черный Ф5 (названия отсека не было, но он вроде пятый по счету), за Гидромашем с Либхером - шасси; гондолы - поставляются поставщиком движков. По разработке: Иркут - Ф1, Ф3, кессоны крыла, общая увязка; ГСС - Ф2 и Ф4; Туполев - ГО, механизация и обтекатели; ТАНТК - ВО и Ф5.
За 6 лет в модернизацию производства на ИАЗе вложено 10,8 млрд руб. На модернизацию техпроцессов агрегатной и окончательной сборки планировалось еще порядка 600 млн долл. (включая то, что нужно еще Ульяновску и Воронежу), сейчас посчитали, и решили, что можно чуток ужаться и обойтись меньшими затратами. Вся модернизация - на свои средства Иркута.
Но все это, если МС-21 не станет, как тут многие мечтают, какимнить SSJ150...
Вообще завод впечатлил - не был на нем 13 лет, до этого - на показе первой Бе-200 в 1998-м. Чего стоит только один ЦОС: одновременно на окончательной сборке три десятка Яков и Сушек, еще несколько вот-вот закатят из АСП, еще несколько - уже на ЛИС. За прошлый год завод построил 38 Су-30 (включая комплекты для лицензии) и 9 Як-130. Личный состав - 14 тыс. чел. Начиная с этого года дефицита кадров нет (сказалось развертывание нескольок лет назад современного учебного центра). Ближе к развертыванию серии МСа будут набирать еще, но проблем с этим не видят.
Это все к вопросу о "нулевой готовности".