Москва, 10.01.2019
«Черные крылья» никуда не денутся
Алексей Хазбиев «Expert Online» 2019
Татьяна Белякова/ТАСС
Поделиться:
Facebook59
Twitter
Вконтакте
Одноклассники
Блокирование властями США поставок химического сырья для производства композитных крыльев самолета МС-21 не сможет поставить под угрозу срыва реализацию этого проекта. Американское сырье компаний Hexсel и Toray, используемое в крыльях нашего нового узкофюзеляжного авиалайнера заменят на новейшие российские химические компоненты, в создании которых принимал участие комплекс институтов материаловедческой и авиационной науки, включая структуры Росатома, ВИАМа, ИНУМиТ и Сибирского отделения РАН в последние годы совершил настоящий прорыв.
Ситуация уже совсем не такая тревожная, как это представляется многим наблюдателям и как ее преподносят некоторые СМИ» -- заявил нам один из высших топ-менеджеров компании «АэроКомпозит», просивший сохранить инкогнито. «Варианты замены американского сырья есть. Более того, мы давно их прорабатываем. И мы совершенно точно не намерены отказываться от использования композитов в крыльях МС-21. Такой вариант никогда не рассматривался даже в сугубо теоретическом ключе. Но о нюансах говорить не могу -- это прерогатива ОАК» -- сообщил управленец. Заметим, что в самой ОАК прямо заявили, что проект МС-21 будет продолжен несмотря ни на что, признав тем не менее, что «это потребовало дополнительных мер для обеспечения бесперебойного хода программы создания композитного крыла».
Напомним, что впервые проблема бесперебойных поставок химически чистого сырья для производства так называемых «черных крыльев» авиалайнера МС-21 возникла еще в 2015 году, после включения ОАК в санкционный список Госдепа США. Тогда американская компания Hexсel выбранная «АэроКомпозитом» в качестве главного поставщика уведомила российскую сторону о невозможности работы в прежнем режиме. Но тогда проблему вроде бы удалось решить. Во-первых, потому, что в санкционном списке присутствовала только сама ОАК, а не ее дочерняя компания «АэроКомпозит». А во-вторых, потому, что поставки сырья носили скорее эпизодический, если не сказать экспериментальных характер. И это легко объяснимо. Первые партии гранул Hexсel использовались лишь для тестирования оборудования на заводе «Аэроомпозит» в Ульяновске и выпуска пробных, установочных партий крыльев для испытаний, сначала как самостоятельных образцов, а затем и в составе самолета МС-21.
Тем не менее, уже тогда было ясно, что пресловутые гранулы – это мощный рычаг давления на все наше гражданское авиастроение. И это тоже легко объяснимо. Не секрет, что во всем мире до недавнего времени было всего три-четыре компании, способные выпускать химически чистое сырье для производства композитных крыльев большого удлинения (создаваемых по технологии вакуумной инфузии) – это, главным образом, Hexсel, Toray и Mitsubishi.
Используемые этими компаниями технологические секреты производства не известны, но они позволяют добиться такого качества сырья, которое при производстве композитных конструкций исключает даже микроскопическое содержание воздуха. Это особенно важно для гражданской авиации, так как позволяет предотвратить образование микротрещин в крылья магистральных самолетов даже на запредельных режимах полета.
Политическое руководство нашей страны все это отлично понимало. В результате уже тогда была поставлена задача ведущим российским отраслевым институтам бросить все силы на создание отечественных химических гранул такого же качества. Ее решением занимались, в частности Росатом, ВИАМ, ИНУМиТ и Сибирское отделение РАН. И судя по всему, весьма успешно. «За последние годы в этой области мы очень сильно продвинулись вперед. Можно сказать, что высококачественное сырье для авиационных композитов уже создано. Более того, уже прошли испытания сделанных из него композитных конструкций на определенном объекте» -- заявил нам один из высокопоставленных представителей российской авиационной науки. А раз так, то можно не сомневаться, что отечественная замена американским материалам для МС-21 появится в самое ближайшее время. «Что же касается других материалов для выпуска «черных крыльев», в частности тканей и некоторых других элементов, то мы их будем закупать, например, в Турции и Китае» -- сообщил «Эксперту» представитель авиационного материаловедческого института, прямо задействованного в программе МС-21. Правда, надо понимать, что изготовление новых «черных крыльев» для этого самолета и их испытания, а также отладка системы производства и поставок займет не менее 6 лет. При этом на сертификации самого самолета это сказаться не должно. «Замена материала не влечет конструкционных изменений и может быть оформлена как дополнение к сертификату типа без изменения сроков» -- утверждают в ОАК.
Тем не менее, ясно, что продажа МС-21 на мировом рынке начнется не ранее середины следующего десятилетия. И это именно то, чего добиваются американцы. Не секрет, что МС-21 будет как минимум на 5% экономичнее существующих узкофюзеляжных лайнеров последнего поколения Boeing 737 MAX и Airbus A320neo, которые не имеют так называемых «черных крыльев» и поэтому намного менее экономичны в эксплуатации. А значит, появление МС-21 могло бы сильно сократить доходы американских и европейских авиастроителей. Конечно, авиакомпании мира не встанут за ним в очередь, но будут требовать от Boeing и Airbus дополнительные скидки мотивируя это техническими преимуществами нового российского самолета. Такой сценарий явно не устраивает США, которые решили всеми способами оттянуть срок старта продаж МС-21 на несколько лет. Это вполне вписывается в стратегию конкурентов, так как к этому времени Boeing и Airbus начнут проектировать новые узкофюзеляжные лайнеры с теми самыми «черными крыльями» и принимать на них заявки от авиакомпаний. И МС-21 им помешать уже не сможет.