Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Давно уже помещал рассказ о первой ракетной стрельбе тавкр "Кузнецов" ракетным комплексом "Гранит".
Решил повторить, может быть кто ещё и не читал.
Сейчас идёт модернизация крейсера, ракетный комплекс "Гранит" демонтирован.

Завершение Государственных испытаний ракетного комплекса "Гранит" с ракетной стрельбой весной 1995 года. Баренцево море.
Рассказ участника испытаний Д.Б. Штефанова, Главного штурмана Северного флота.

Испытания тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" проекта 1143.5 (далее – тавкр «Кузнецов») затянулись надолго. Но строевые авиационные подразделения как минимум двух авиаполков, на нём базировались и отрабатывались при каждом выходе в море.
Напомню, что тавкр "Кузнецов" имеет два главных вида оружия - авиацию и ударный ракетный комплекс П-700 "Гранит". О нём можно почитать здесь, например: П-700 «Гранит» (3М45) - противокорабельный ракетный комплекс
Под полетной палубой были установлены 12 пусковых установок с ракетами 3М45, а в помещениях корабля - системы ракетного комплекса. На Черном море испытать такой комплекс невозможно, поэтому было принято решение государственные испытания провести в Баренцевом море после прибытия тавкр к постоянному месту базирования.
Фото пусковых установок РК "Гранит" на тавкр, сделано в Сирии во время первой боевой службы, взято в интернете:
Состояние флота и промышленности не позволяло провести испытания с ракетной стрельбой на полную дальность, но всё же к 1995 году этот вопрос был решен. Мы начали планирование испытаний и развернули работу, обычно сопутствующую таким большим мероприятиям. И это при жесточайшем дефиците сил и средств. Было решено совместить испытания с весенними флотскими учениями разнородных сил, а саму стрельбу провести по плану и испытаний, и боевой подготовки.
Руководить учениями был назначен заместитель командующего СФ - начальник Управления боевой подготовки вице-адмирал Ю.И. Бояркин, выпускник Каспийского ВВМУ и гремиханец. Меня, тоже выпускника Каспийского ВВМУ и гремиханца, назначили в штаб руководства по своему направлению. Учитывая, что Председателем Госприёмки тавкр «Кузнецов» был вице-адмирал А.М. Устьянцев, командующий 11 флпл СФ и гремиханец, и именно он дал разрешение на первую посадку самолёта на палубу крейсера, то можно сказать, что гремиханцы причастны к истории этого корабля.

Мы вышли в море на одном из бпк, отплавали по первой части учений, отстрелялись все лодки по отряду боевых кораблей, было ещё что-то, а потом перешли на тавкр "Кузнецов". Командиром корабля в то время уже был капитан 1 ранга И.Ф. Санько, а старшим на борту командир ракетной дивизии 7 опэск контр-адмирал В.Ф. Лякин, до этого командовавший такр "Баку". Всей авиационной частью командовал генерал-лейтенант Н.А. Рогов, заместитель командующего ВВС ВМФ.
На корабле также были летчики-испытатели В.Г.Пугачёв и С.Н.Мельников, с которыми мне довелось познакомиться.
Планом учения предусматривалась стрельба одной ракетой 3М45 ракетного комплекса «Гранит» по мишенной позиции на полную дальность. Развитие успеха и противовоздушную оборону предусматривалось выполнить четверкой Су-27к, пилотируемой строевыми летчиками.
Кроме того, предусматривалось заснять на видео и фото пуск ракеты, по возможности её сопровождение и попадание в мишень. Для этого С.Н.Мельников должен был на спарке Су-25 попытаться лететь вслед за ракетой, а оператор во второй кабине выполнить съемку.
Закрытие района стрельбы производилось всего двумя кораблями, которые мы смогли наскрести, и двумя Ил-38, которым определили ближнюю и дальнюю части всего громадного района.
Мишенная позиция была установлена силами Вспомогательного флота, куда включены килектор и буксиры. Силы учения заняли свои позиции почти на всё Баренцево море. К стрельбе было всё готово.

Первое же обследование района самолетами Ил-38 показало, что на нас все гражданские, в основном рыбаки, начихали. И на оповещения, и на предупреждения в извещениях мореплавателям. И на своих береговых начальников и хозяев тоже. Район оказался забит судами.
Как хорошо, что на это учение летчики Ил-38 получили радиостанции с 16 УКВ-каналом. Они мотались по району, вызывали каждое судно на связь и требовали выйти из района. Данные передавали нам, отображались и анализировались БИПом и штурманами корабля.
Я разделил корабельных штурманов на две группы, благо их там было четверо по штату. Двое занимались навигационной частью в штурманской рубке, а двое общей обстановкой и безопасностью в ходовой рубке. Это было удобнее и нагляднее для командиров, которые видели обстановку тут же, у себя под боком и поэтому наш пост стал основным для отображения обстановки и принятия решения на стрельбу.
Бояркин и Лякин понимали, что стрелять нельзя и надо ждать, пока район не очистится.
Неоднократно приходил генерал-лейтенант Рогов, которому надо было поднимать авиацию, а было нельзя. Он ругался, говорил что надо район готовить заранее. А как его готовить, когда сил нет, топлива нет и много чего нет. В общем обстановка на ГКП была довольно нервная.

До сих пор благодарен экипажам Ил-38, которые летали над своими частями громадного района и непрерывно давали нам обстановку! Представляю штурманов Ил-38, которым надо было определять места, курсы и скорости судов, опознавать их и передавать данные нам.
Часто это было сделать затруднительно. Летчики снижались до высоты, на которой читались названия судов и затем передавали их нам. Но одно рыболовное судно опознать не удалось, название не читалось, настолько он был ржавый! Мы на карте его так и обозначили - "ржавый". И он вышел самым последним, паразит! Ил-38 уже и сигнальные ракеты пускал, и крыльями махал, пока он соизволил начать движение.
Так продолжалось довольно долго, несколько часов. Кажется Ил-38 сменились, а может быть и нет, точно не помню.

Наконец район очистился и Лякин, глядя на карту и прикинув время выхода "ржавого", принял решение - стреляем! Бояркин решение утвердил и пошли мероприятия подготовки непосредственно к стрельбе.
Первым поднялся в воздух Мельников на Су-27к, эффектно прошел по традиции вдоль левого борта корабля и ушел на Североморск-3, где его ждал Су-25к спарка с оператором.
Затем довольно кучно один за одним стартовали четыре Су-27к строевых летчиков. Где-то за кормой построились в строй пеленга, ещё более эффектно прошли вдоль борта корабля и ушли далеко за корму в район ожидания.
Вышли из района Ил-38 и наши корабли закрытия, получили также доклад от килектора с буксирами, убедились в их безопасности.

Мы легли на боевой курс, пошел отсчет времени до пуска для сил. Мне уже не обязательно было работать у карты, поэтому я подошел к носовым иллюминаторам в рубке. Все, кто мог, тоже смотрели вперед, на шахты.
И вот - Пуск!
Крышка шахты энергично открылась и из шахты дал огромнейший столб беловатого дыма с пламенем, гораздо выше рубки. А из дыма и пламени показалась округлая черная голова ракеты, потом вся она и с ревом пошла ввысь и вперёд.
Как на этом снимке из интернета (это пуск именно с тавкр «Кузнецов», но не уверен, что это наш пуск).
Ракета мне напомнила огромного кита или касатку скорее. С рёвом рванула вперёд и ввысь, оставляя за собой форс пламени и дыма.
Буквально через несколько секунд пронёсся над нами вслед за ракетой Су-25к Мельникова. А еще через несколько секунд на громадной скорости пронеслась четверка Су-27К! И вскоре скрылись из виду.
Зрелище незабываемое!

Через минуту все рассеялось и мы стали ждать. Через какое-то время пошли доклады о состоянии сил, а потом и от Мельникова - попали!
Настроение поднялось, к мишени направили корабль для осмотра и снятия позиции. Отлегло.
Самолеты Су-27К вернулись, один за одним сели. Летчиков я не видел, был занят своими делами. А потом сел Мельников, его я встретил в коридоре. Он шел в оранжевом костюме, возбужденный и веселый. Увидел меня и восторженно - вот это п...ли! (схожее с пульнули или стрельнули). Очень впечатлила его стрельба Кузнецова, до этого не было возможности увидеть такое.

Так завершилось это важное дело. Мы вернулись в базу, ракетный комплекс был принят на вооружение тавкр «Кузнецов», а затем корабль ушел на первую боевую службу.
Но это уже было без меня.

Д.Б. Штефанов
2012 год
 
Последнее редактирование:
Реклама
Насколько понял из многолетнего общения с авиаторами, с началом лета все уезжали на учебные аэродромы, кроме некоторых, которые летали в строевых полках.
Да, примерно так, Дмитрий Борисович.., разве что в наше время (1964 - 68) никто в строевые полки на практику не ездил. Эта практика появилась позже... А у нас каждый курс уезжал на лето на свой училищный аэродром...
 
Решил повторить, может быть кто ещё и не читал.
И правильно сделали, Дмитрий Борисович, поскольку и рассказ интересный и я почему-то в своё время его не читал... Так что - спасибо..! И с Пугачёвым и с Мельниковым много работал вместе, поэтому знаю обоих хорошо (Мельнкова, правда, уже нет с нами.., земля ему- пухом). Кстати, они оба были у меня дома в гостях несколько лет до этих событий (в 1989-м году), когда мой сын Борис приехал в отпуск со своими друзьями-курсантами... Когда они узнали, что работаю совместно с испытателями, то просто "насели" на меня - "Хотим встретиться с Пугачёвым"..! Я попросил Виктора - зайти ко мне в гости и он спокойно согласился и прихватил с собой Сергея Мельникова... Так я и сделал это фото.., а о том, чтобы самому сфотографироваться тогда как-то даже и не подумал.., ведь мы практически каждый рабочий день встречаемся на НИТКЕ.., - ещё успею...
Слева - Виктор Пугачёв, далее - Сергей Мельников, затем - Борис, далее вправо его друзья - курсанты...
 
У шбу СВВАУЛШ 1974,стажировки были по всём боевым полкам европейской части страны. У меня в1973 стажировка на аэр. Бельбек, в 1974 аэр. Домбаровка. Ездили по 2-4чел.Жили в гостиницах гарнизона. Питались в столовых итс. На полёты допускались после зачётов, наводили на воздушные цели, контроль маршрутов, зон. Вспомнилось в Крыму в номере всегда был ящик винограда и белый хлеб-после полётов в 2,3 ночи очень кстати было. Там же НШ иап разрешил выезд в Севастополь и на пляж только в гражданке, чем и пользовались. Золотое время-все на доверии.
 
Слева - Виктор Пугачёв, далее - Сергей Мельников, затем - Борис, далее вправо его друзья - курсанты...
Многократно видел это фото и ещё раз с удовольствием посмотрел.
С Пугачёвым сидели рядом в салоне, поэтому получилось общение. Четыре раза в день и так несколько дней.
Мельников тоже в салоне обедал, весельчак. Сидел рядом с Пугачевым, но с ним я тоже общался.
А его возбуждённый вид после посадки до сих пор в глазах стоит.
Очень жаль, что он так рано ушел.
 
У шбу СВВАУЛШ 1974,стажировки были по всём боевым полкам европейской части страны. У меня в1973 стажировка на аэр. Бельбек, в 1974 аэр. Домбаровка. Ездили по 2-4чел.Жили в гостиницах гарнизона. Питались в столовых итс. На полёты допускались после зачётов, наводили на воздушные цели, контроль маршрутов, зон. Вспомнилось в Крыму в номере всегда был ящик винограда и белый хлеб-после полётов в 2,3 ночи очень кстати было. Там же НШ иап разрешил выезд в Севастополь и на пляж только в гражданке, чем и пользовались. Золотое время-все на доверии.
В Талаги приезжали на стажировку и штурмана боевого управления и другие--штурмана на ТУ-128.В 1970 году впервые приехали на стажировку в полк и летали штурмана среди них был и ЛЕЩАНОВ. Полк был в то время в Лодейном Поле. Где-то уже после разгона полка приехали на стажировку штурмана на КП и разговорились и ОТЕЦ ОДНОГО ИЗ НИХ УЧИЛСЯ В ДВАРТУ НА ШТУРМАНА НА ПН,это была набранная 7-я рота выпуск 1969 года.
 
Геннадий Васильевич, а зачем так далеко возили первый курс для полётов? Ведь в районе Ейска было много аэродромов, да и училищные были.
Первый Курс - это отдельное Училище 93 ВМАУ, оно находилось под г.Ленинградом станция
Лебяжье. Было 4 Роты 820 курсантов. После первого курса две Роты ехали продолжать учение
в г.Николаев, а две Роты в Ейск. Нам не повезло, многих сократили и направили в ГВФ.
Нас раскидали на вертолёты, на ЛИ-2, БЕ-6, ЯК-25, и на МИГ-17.
 
С Пугачёвым сидели рядом в салоне, поэтому получилось общение.
Мне тоже повезло встретиться с этим легендарным лётчиком-испытателем.
Первый раз (повторюсь) на МАКСе-2009, когда я, увидев его, набрался наглости и
попросил с ним сфотографироваться.
Он вполне доброжелательно отозвался на мою просьбу.
Второй раз на день МА - 17 июля 2021 года, у могилы Тимура Апакидзе.
До сих пор помню его крепкое по настоящему мужское рукопожатие.

 
Последнее редактирование:
Нуу....и доколе....млять....недолетели??? сбили????
Внутренняя контра запустила. Выражаю свою озабоченность.:sick:
 
Реклама
Первый Курс - это отдельное Училище 93 ВМАУ, оно находилось под г.Ленинградом станция
Лебяжье. Было 4 Роты 820 курсантов.
Вот оно что! Вы как-то писали об этом, я забыл.
 
Aнгap для диpижaблей, Caнкт–Петepбypг, 1909 год.
В детстве слово дирижабль казалось очень смешным. Особенно вторая часть - жабль.
Потом уже почитал, понял, что к чему.
На фото ангар, который в некоторых источниках связывают с дирижаблем "Лебедь", купленным у Франции в 1909 году. Например, статья о дирижаблях даёт фото дирижабля и этого ангара

Живьём видел дирижабль только один раз, в 1991 году в Мейпорте, США. Наш заход освещал.
Но практического применения, по крайней мере широкого, дирижабли не получили и на мой взгляд, вряд ли получат.
 
через забор училища перелезал многократно.
У нас был случай.
Зима. Деж по училищу полковник с кафедры КЭАТ,инженер и доктор наук в очках с хорошим минусом и плюсом))Это важно.
Решил поймать кого-нибудь прибывшего из самохода. Пошёл на дальний угол к забору, искать особо место перехода через забор не составляло труда- в снегу протоптана тропинка.
Затаился. Слышит чьё-то дыхание из-за забора и карабканье. Приготовился.
Тело оттуда приземлилось прямо ему в руки.
Товарищ курсант, я вас поймал!
Но произошло непредвиденное, курсант дыхнул на очки.
Очки мнгновенно запотели,а от запаха перегара дежурного немного повело, лёгкий толчок в грудь и полковник присел в сугроб.
Когда очки отпотели и опять смогли видеть-смотреть было не на кого, самовольщик ушёл.
Дежурный целый день ходил по ротам и просил признаться,кто это был.
Говорил,что за находчивость не накажет и по предмету поставит зачёт.
Но, увы, никто не захотел зачёт на халяву ))
 
Решил поймать кого-нибудь прибывшего из самохода.
По-моему, несолидно полковнику, доктору наук, хоть и будучи дежурным по училищу
ловить самоходчиков, сидя в засаде у забора!
Тем более, что в распоряжении дежурного
по училищу есть патруль, есть, наконец, помощник.
 
Последнее редактирование:
На фото ангар, который в некоторых источниках связывают с дирижаблем "Лебедь", купленным у Франции в 1909 году.
Вот он. Увы, до наших дней не сохранился:
2.jpg


Но кое-что осталось:
image.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
16 километров пробегал за училищем. Это часа полтора-два самохода. Голый торс и курсантские синие трусы.
И меня не миновало это увлечение))
Тоже бегал,хотя бегать не люблю вообще.
За полчаса до подъёма многие убегали на большой круг, это километров 5,вокруг складов ГСМ, вещевых и т.д.
Один раз решил пробежать марафон,сам)) Пробежал километров 30,закружилась голова,бегал то по кругу ))
Тут комбат увидел, подозвал,я подбежал к нему и бегу на месте,чтоб дыхалку не сбить,он-чего стоя бежишь?
Объяснил. Вобщем сбил он настрой,да и мне надоело бегать))
В синих трусах не бегали,были обычные спортивные трусы. Офицеры особо не мешали, бегали без проблем за забором училища.
В город,если ходили,то в гражданке,переодевались у местных.
Я тоже не особо любил ходить в город, оставался в казарме,стирался,пока сохло-на турники....
Танцы танцевать тоже не любил, -турники по вечерам,потом под душ.
Душ у нас был особый- в умывальнике сосок от крана вверх развернули и мылись.
Мы с товарищем мылись круглый год, народ в шинелях стоит курит,снежок на подоконнике,а мы под воду. Горячей не было.
Не болели вообще. Начинали с лета и плавно на зиму и так почти четыре года.
Один тщ решил тоже присоединиться,но зимой...,застудил тестикулы не слабо так,-увеличились в размерах раза в три))
Ему по выпуску сказали,большие яйца для больших самолётов и поехал он в Кипелово на Ту-142 ))
 
Назад