Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Нет, ребята, всё не так,
Всё не так, ребята! (с)
 
Уж очень грустная дата....
16 мая 1972 года катастрофа самолёта Ан-24Т 263-го ОТАП ВВС Балтийского флота СССР в Светлогорске.

Экипаж выполнял инспекторский полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры по утвержденному плану по маршруту:
Взлёт в аэропорту Храброво - город Зеленоградск - мыс Таран - посадка на аэродроме посёлка Коса.
Взлёт с аэродрома посёлка Коса - посадка на аэродроме посёлка Чкаловск
Взлёт с аэродрома посёлка Чкаловск - посадка в аэропорту Храброво.
На борту самолёта находились 2 пассажира:
- подполковник Лев Денисов, старший лётчик-инспектор отдела безопасности полётов авиации ВВС Балтийского флота
- подполковник Анатолий Светлов, старший инженер по радиотехническому оборудованию.
В 12:15 Ан-24Т борт 05 выполнил взлёт в аэропорту Храброво в сторону Балтийского моря. По плану полёт должен был выполняться визуально на высоте 500 метров, но исходя из доклада командира экипажа полёт проходил на высоте всего 50 метров. Все этапы маршрута должны были выполняться над морем.
Выполнив разворот над морем, самолёт пересёк береговую черту в районе Зеленоградска и взял курс к мысу Таран. Вскоре после этого метка борта 05 исчезла с экранов радиотехнических средств.
Примерно в 12:30 борт 05 вошёл в густой туман над Светлогорском на недопустимо малой высоте. На обрывистом берегу Светлогорска он зацепил крылом верхушки сосен и потерял часть крыла. После этого самолёт пролетел ещё около 200 метров, опрокинулся и рухнул на здание светлогорского детского сада.
При столкновении со зданием его второй этаж был полностью разрушен.
В результате катастрофы произошла массивная утечка авиатоплива и начался сильный пожар; в тот момент в здании детского сада находились 29 человек (к моменту падения самолёта дети вернулись с прогулки и садились обедать). В катастрофе погибли все 8 человек на борту Ан-24 (6 членов экипажа и 2 пассажира), 24 воспитанника детского сада от 2 до 7 лет и 3 сотрудника детского сада - повар Тамара Янковская и воспитательницы Валентина Шабашова-Метелица (выжила в катастрофе, но скончалась в военном госпитале) и Антонина Романенко (тоже выжила, но скончалась в военном госпитале через 6 месяцев). Из всех находившихся в детском саду выжили лишь двое.
Результаты лабораторных исследований показали наличие алкоголя в крови пилотов.
К 21:00 16 мая, менее чем через 9 часов после катастрофы, был закончен разбор завалов: вывезены обломки самолёта и останки тел погибших. К утру 17 мая на месте детского сада было закончено сооружение маленького сквера.
Ради минимизации огласки в день похорон погибших были отменены электрички и ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском. На кладбище собралось около 10 000 человек.
Расследование причин катастрофы в Светлогорске проводила московская комиссия, которую возглавлял заместитель министра обороны СССР по вооружению генерал-полковник Николай Алексеев.
Официальной публикации материалов расследования нет.
Обнародованной причиной катастрофы, которую, несмотря на свойственные тем годам усилия властей, скрыть не удалось, была названа «Неудовлетворительная подготовка и руководство полётом».
Уголовное дело по факту катастрофы не возбуждалось.
Итогом внутреннего расследования министерства обороны СССР стал секретный приказ министра обороны СССР Андрея Гречко, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военнослужащих.
Встречаются версии, основанные на отсутствии у экипажа должного опыта.
Есть источники, которые, ссылаясь на предоставленные бывшим командующим ВВС Балтийского флота СССР генерал-лейтенантом Василием Проскурниным документы, публикуют версию о технической неисправности самолёта.
В соответствии с ней при столкновении с соснами высотомер борта 05 показывал высоту 150 метров над уровнем моря, а реальная высота (в месте столкновения самолёта с деревьями) была 42 метра. Ошибка в показаниях высотомера объясняется тем, что накануне полёта в ВВС ВМФ СССР было принято решение о замене высотомеров с Ил-14 на Ан-24.
Работоспособность высотомеров после такой замены не была проверена должным образом. Проведённые в ходе расследования эксперименты позволили установить: экипаж борта 05 получал данные с погрешностью до 60-70 метров.
Заслуженный летчик-испытатель России, Владимир Бирюков, полагает что пилоты самолёта неправильно выставили давление при вылете, или не установили его вовсе.
В 1994 году на месте катастрофы была возведена часовня с табличкой: «Храм-памятник в честь иконы Богоматери „Всех скорбящих Радость“ построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года».


Вложения:
 
...ещё
пьянства и не исполнения летных Законов...
16 мая 1991 года катастрофа самолёта Ан-8 СССР-13330 МАП СССР, КнААПО им Гагарина, г. Комсомольск-на-Амуре в аэропорту Иркутск-2 (Восточный).

Самолёт выполнял грузовой рейс. При заходе на посадку в а/п Иркутск-2 (Восточный) днём в простых метеоусловиях экипаж не выдержал глиссаду снижения, превысив предельно допустимые отклонения по высоте при пролёте БПРМ.
Информация о ходе полёта со стороны диспетчера УВД на борт не поступала.
Пролёт торца ВПП произошел на высоте 20 м. В конце выравнивания на высоте 5 м и удалении 300 м от торца ВПП бортмеханик, который находился на месте второго пилота в правом кресле(????????), решив, что произойдет перелёт,
вмешался в управление ВС и перевел РУД обоих двигателей за проходную защёлку земного малого газа. КВС на это отреагировал несоразмерным отклонением штурвала "на себя" и резким переводом РУД на увеличение режима работы. В результате произошло автоматическое флюгирование воздушного винта левой СУ. Самолёт перешёл в набор высоты до 20 м с уменьшением приборной скорости до 170 км/ч и свалился. В левом крене самолёт потерял высоту и уклонился от оси ВПП. Несмотря на все попытки, КВС не смог предотвратить разворот и кренение. Самолёт с большим креном (до 70°) столкнулся с землей на удалении 1526 м от торца ВПП и разрушился.
Один служебный пассажир и один член экипажа погибли, три члена экипажа и один служебный пассажир получили ранения.
Второй пилот перед полётом употреблял алкоголь (был отстранен от полётов, находился в грузовой кабине, на его рабочем месте находился бортмеханик).
..............подчеркнул Я................

.
 
Нет, ребята, всё не так,
Всё не так, ребята! (с)
А мне сразу подумалось, что эти версии слабоваты для того, чтоб вогнать кого-то в "шок" - ведь это ожидаемые и понятные действия противника.
От того, что они были проведены успешно (например), можно злиться, негодовать, сожалеть - это все естественно.
 
Последнее редактирование модератором:
Евгенич, по стопам д. Гены? ))
Со счастливым концом хочется ))
Удивило то,что Ан-8 эксплуатировался до 2013 года,я думал их раньше списали.
Самолёты на века Антоновские, по Ан-10 было что-то по усталости металла,не долго пролетал.
 
Сергей Борисович, я сумел распознать самолёт на котором она вылетела. Это ЯК- 18 Т, с
носовой стойкой и может брать два пассажира сзади. Удивило её поведение, очень скованное,
весь полёт смотрела в одну точку, ни одного поворота головы, ни одного движения ручкой
управления, два-три движения РУД. Я летал на ЯК-18Т, только пассажиром с полковником
Машенькиным, на аэродроме Румбале. На авиационном празднике в аэропорту Рига, я открутил
пилотаж на планере "Янтарь- Стандарт". После меня прилетел на МИГ-29 из Шауляя п-к
Машенькин и выполнил сложный пилотаж. Об этом празднике и о нас с ним в частности, писала газета "Советская Молодёжь".
Машенькин после ДМБ, пришёл ко мне и просился устроиться, хотя бы инструктором. Но нас
самих уже начали сокращать. Он при РКИГА, купили ЯК-18 Т и организовал курсы лётчиков.
Машенькин трагически погиб с тремя пассажирами на аэродроме Цесис.
 
Скорее всего да. А вот удостоверение получить- нет...
У БГВ, дочка Верочка, все племянники и внуки, в том числе я Нина, летали на "Вилге", АН-2,
на планерах с мотором. Некоторые, сами, даже, садились.
 
Последнее редактирование:
МИ-14 попытаюсь писать со счастливым концом. Мой друг и однополчанин Женя Солопов возил на АН-10 ( с люком и рампой) Волгу -24 СП Королёва, по многим АС в фсрме ГВФ. Интереснс, Старик знает 0 таксм АН-10 ???
 
Последнее редактирование:
Был на этом месте через 4 месяца после трагедии... Наш полковой доктор направил меня в Светлогорский военный санаторий в конце сентября 1972 года... Грустно...
 
и я там был-спасся сдин мальчик ушёл в туалет за ночь всё убрали и сделали клумбу цветов накрытую детскими игрущками-со всей Области везли страшное горе
 
Последнее редактирование:
Одновременный взлет пяти МиГ-29!
Здорово, какая чёткость пилотирования каждого в группе, просто филигранно, профессионалы, молодцы!!!
В 1974 году я был на стажировке в Кубинке, был там трёхэскадрильный боевой полк на МиГ-21бис и в составе полка была лишь пилотажная группа на этих же самолётах.
Летали четвёркой и шестёркой на показах иностранным гостям, взлетали парами и потом собирались в группу. А также был одиночный пилотаж и показательный воздушный бой парой. Пилотировали над полосой где мы это и наблюдали, уже тогда у нас курсантов всё это действо вызывало восторг и гордость. А ведь тогда и вроде бы и теперь помимо пилотажа они ещё стреляют и бомбят на полигонах как и все боевые полки.
 
Да ужжж.....Евгеньич.... вернуться бы в эти бесшабашные курсантские годы когда всё это было.
Сейчас всё ужо неСоветское и не будет ужо никогда, ни сатиновые трусов, ни белых кальсонов с тесёмочками, сигарет и эрекции какая была.
 
Попкорн поставил...,жду развития темы,по последнему абзацу))))
 
Попкорн поставил...,жду развития темы,по последнему абзацу))))
А чё тут развивать то Олегович, всё это как в песне" Это было, было, было, да прошло, да прошло", хотя есть что вспомнить.
 
МИ-14.
Для разрядки Международной обстановки, весёлый рассказ об АС "Южный".
Не знаю зачем, для малой авиации КЧФ, закрыли АС Херсонес. Там открыли - запретную
зону для ВДВ и Морпехов. Видно экономили бензин, который стоил по 10 - 20 коп литр.
На "Южном", который на 5 км ближе к Севастополю, с креном 5 -7 град., среди огородов
положили 300 м ЖВПП и поставили ЯК-18, ЯК- 12, АН-2 и "Пчёлки". Я прилетел с Весёлого,
подъехал "секретчик" из штаба, забрал почту. Назад мне вылет запретили - сильный ветер,
со стороны моря (до 18 м). Я обрадовался. В белой рубашке, при погонах и в галстуке, с
лётным планшетом отправился на Примбуль, в Военторг. Там я всегда покупал большие
пластинки для радиолы , с записью оперетт. Никого не трогаю, выхожу из магазина. А
меня хватает военный патруль кап-лейт с матросами, с красными повязками. "Старлей", ко
мне. Что делаешь в Служебное время, шляешься по магазинам?" Я показал Полётный Лист.
Он заорал -"бегом на аэродром, чтоб я тут тебя не видел". Прибегаю на аэродром.
А там и смех и грех. Оказывается ЧП. Лежит разбитый ЯК- 18. При сильном ветре,
Командующий ГСС А.А.Мироненко с большим трудом, но мастерски, один взлетел при
сильном боковом ветре на ЯК-18, на Донузлав. Следом выруливал ЧВС Генерал Б.А.Новиков,
на ЯК-18, в задней кабине Генерал Ерамышев. Командующий дал команду- "ЧВС, не взлетать,
ждите погоду или следуйте на машине". Борис Александрович Новиков забыл про ЖВПП
с креном и решил всё таки взлететь. Как я уже говорил, будки огородников- частников
подходили к самому аэродрому. Накануне ночью, прошёл дождь. Взлетел, (взлетали
в сторону Памятника Погибшим Кораблям). Правым крылом, ЯК -18 зацепил будку и самолёт
рухнул в огород носом. Сделал капотирование, с открытием заднего фонаря и из кабины
был выброшен. прямо в огород, Генерал Ерамышев, который не пристегнулся ремнями.
Подбежал техсостав. старшины и матросы.
Главный Инженер МА КЧФ немного ругался, вытирая грязь со лба, произносил - " чёртов
Замполит, чуть не убил Генерала." Кстати, во время ВОВ в звене Мироненко А.А. летали
будущий ГСС пп Белозёров, который меня выпускал на ЯК-12. И лётчики Воронов и Б.А.Новиков.
Увидя меня, Б.А.Новиков обрадовался, как старому другу (я с ним часто на ТУ-16 летал).
Ветерок стих. И мне разрешили отвезти в Донузлав обоих "потерпевших Генералов".
В Донузлаве, как всегда, вежливый и заботлий Б.А.Новиков. пригласил меня отобедоть
вместе в лётной столовой. Талоны у меня были, я отказался - мне ночью предстояло в
Весёлом летать на ТУ-16. Причину срочного их вылета, называть не буду.