при выполнении ДЗТ...
10 июля 1955 года состоялась первая передача топлива в воздухе с участием самолёта М-4
М4 был оснасщен расходным баком с насосным агрегатом, опытным комплексным агрегатом заправки (КАЗ) и другим необходимым оборудованием.
Система дозаправки "Конус" для бомбардировщика М-4 была создана ОКБ-918 Семёна Михайловича Алексеева.
Машина №0104 получила штангу дозаправки.
Она прошла неудачно, т.к. после перекачки 400 л. топлива в замке появилась течь, а при расцепке конус оборвался. В дальнейшем произошло немало различных нештатных ситуаций, однако система постепенно доводилась, и испытателям удалось выполнить 30 парных полётов, в ходе которых перекачать 120 т топлива. Заводские испытания системы проходили трудно.
В начале роль танкера выполнял самолёт "М", поэтому передача топлива не предполагалась. Однако и сухой контакт оказался непростой задачей.
Первыми его попытались осуществить опытные лётчики-испытатели Марк Лазаревич Галлай, Фёдор Фёдорович Опадчий, Николай Алексеевич Степанов. При сближении возмущения от носовой части фюзеляжа заставляли конус колебаться, и попасть в него не удавалось.
А вот молодой лётчик-испытатель Николай Иосифович Горяйнов нашёл подход к решению проблемы.
Отработав методику на Ил-28ЛЛ, он выполнил первую "сухую дозаправку" на М-4. После предварительного сближения он некоторое время шёл на одной скорости с танкером, затем плавно подвел нос самолёта к конусу и "выстрелил". Во втором полёте Горяйнов выполнил сразу десять контактирований.
..из моего опыта ДЗТ... с КОУ (если был не штатный-редко) всегда обговаривал положение в "исходном"....при уравнивании скорости, просил КОУ подсказать:"стоим?"..ОН -
"стоим"..."стоим?"...ОН - "стоим"( хотя и сам видел, но помогало)...
"бросались на шланг" -
шли на сцепку.....