Сегодня - 15 апреля - 45-я годовщина гибели полковника Матковского, однокашника по лётному училищу нашего БГВ... Это случилось на моих глазах и я, вобщем-то об этом уже рассказывал... Правда, давненько... Повторю для вновь появившихся на ветке...
В тот день (15.04. 1977) я дежурил на КДП аэродрома Саки.., я был дежурным по приёму и выпуску одиночных самолётов... С обеда должен был начать полёты полк наших соседей - "вертикальщиков" (ЯК-38-х). На КДП в качестве РП прибыл п.п-к Ковалёв с группой руководства полётами (ГРП)... На разведку погоды на спарке МИГ-21У запросился Командир полка п-к Матковский с замполитом п.п-ком Зарицким в задней кабине... Ковалёв дал "добро".., Матковский взлетел, прошёл над точкой, затем прошёл 15 - 20 км в море и доложил, что погода в районе АС - нормальная. Затем он возвратился на точку и прошёл над точкой на высоте примерно - около 2 тысяч... Затем на этой высоте он сделал переворот через крыло и стал выводить МИГ в сторону солёного озера, находящегося прямо напротив КДП за ВПП... Я уже хотел уйти с КДП, как заинтересовался каким-то неэнергичным выводом... Дело в том, что для МИГ-21 переворот через крыло на высоте 2 тысячи это довольно низко и нужно выводить в хорошем темпе... А затем я отчётливо увидел, как с концов крыльев МИГа стали сходить инверсионные вихри, что говорило о создании лётчиком большой перегрузки на большой скорости... Вобщем, получилось опасное положение, когда никакого выхода из создавшейся ситуации нет, - только "драть ручку" как можно сильнее, поскольку самолёт идёт на огромной скорости "колом вниз".., причём - поздно... Так эти инверсионные струи и слетали с концов крыльев до самой поверхности озера... Я уж подумал, что он вот-вот "вытянет" и уйдёт.., но самолёт, хотя и имел порядочный угол тангажа, тем не менее - проседал вниз под действием большой инерции... Через секунду самолёт стал цеплять форкилём снизу поверхность озера и затем... что-то вроде вспышки - самолёт моментально разлетелся на мелкие кусочки, которые веером стали падать на поверхность озера далеко впереди... Помню, Ковалёв, наблюдавший за происходящим, только успел сказать громко - "Пи..дец"... Все планшетистки вскочили.., на КДП пронеслись тягостные вскрики некоторых из них... Разумеется, мне уже нельзя было никуда уйти (как я планировал сначала) и я стал принимать многочисленные самолёты с большими начальниками, проверяющими и участниками всевозможных комиссий по расследованию... Затем на озере, которое было глубиной по пояс, стали выстраиваться в шеренгу матросы полка и они стали поднимать с места падения небольшие куски от самолёта... Больших просто не было...
Знаю, что на Матковского собирались послать документы на "получение им звания - ГСС" (за успешную подготовку им первого в СССР строевого полка самолётов вертикального взлёта и посадки").., но ввиду случившегося, их не отослали...