Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
продолжаю:
О, воин, службою живущий,
Читай устав на сон грядущий,
И ото сна уже восстав,
Читай внимательно устав...

После обеда сержант заводит взвод в класс. Начинается изучение материальной части курсового радиомаяка и уставов. Первый час лекция, второй – самоподготовка. После промозглых занятий на плацу – в классе тепло - южная сторона, солнце в спину, - это просто невыносимо, как тянуло ко сну, невозможно удержаться даже с твердым характером. Сержант что-то читает свое, мы предоставлены себе. Глаза закрываются, не могу!
Рядом со мной сидит Иван Бебешко. Голова 62 размера, шапку на него не могли найти. Глаза немного на выкате, расставлены широко, подбородок на клин, лицо красное, как свёкла, может от мороза. Сложил перед собой руки, спина прямая, как первоклассник, смотрит куда-то вдаль. Со стороны – образцовый курсант. Искоса глянул на него, Боже! Глаза открыты, а вместо зрачков одни белки торчат... Жуть!
-Ваня! Все нормально?
Белки провернулись и глаза приняли правильный вид.
-Да, а что?
-Нет, ничего...
Через пять секунд, не меняя позы, Ваня опять уходит в страну дураков. Глаза, как автоматические фары, вновь закатились и появились одни белки. Только окрик сержанта может вернуть его из дурманного состояния.
Спереди сидит Вовка Рязанов. Тот борется по – своему. У него глаза давно закрыты. Голова начинает медленно раскачиваться, наращивая амплитуду с каждым качем . Вниз – вверх - вниз –вверх... И вот он уже за шеей и тело начинает гнуться в такт раскачке. Вовка почти достает до поверхности стола, но не хватает нескольких сантиметров. Организм вдруг резко выравнивается, описывая бритой конечностью дикую кривую, голова на мгновение застывает в нормальной позе, и затем процесс повторяется многократно.
Жестами обращаю внимание всего народа на Рязанова, чтобы не слышал сержант. Предлагаю положить книжку ,чтоб в момент максимальной амплитуды встреча тел состоялась. Первая – недолет. Вторая книжка обеспечивает встречу с препятствием, раздается долгожданный «Бум!».
Общее ликование. Вовка благодушно матерится, и снова в нирвану. Обстановка немного разрядилась, сон отогнали на пять минут.
Такую невыносимую борьбу со сном нарушает иной раз старшина роты. Он заглядывал в класс, шептал что-то на ухо сержанту. Тот спрашивал у коллектива.
-У нас есть шорники?
-Кто пойдет в радиомастерскую?
-Помощники в госпиталь?
- Есть, я - каждый раз заявлял курсант Тимман.
Это был высокий необычайно худой и огненно рыжий парень. Нелепость его вида дополнялась торчащими, как антенны, ушами, росли они как–то странно - перпендикулярно к голове. Широкий рот и утиный нос делали его похожим на комика. А может он и сейчас веселит эстонцев своим видом, кто знает.
Но завидовали мы ему белой завистью. Вот, гад какой, ну, где он научился всему, что ни спроси – все знает и умеет, прямо киножурнал «хочу все знать»! И еще, за что ни брался Тимман, он делал качественно и с любовью.
Как–то раз старшина зашел и со смешком шепнул что-то на ухо сержанту. Все затаились. Он спрашивает:
-Кто в золотую шахту?
Ну, и как всегда первый выскочил Тимман. Мы в шоке, опять перебежал дорогу! Мы здесь паримся от мученической борьбы со сном, а он на свободе будет отдыхать как всегда...
Наступило время перерыва в занятиях. Народ повыскакивал на улицу кто покурить, кто в туалет.
Туалет в учебном отряде – это огромная выгребная яма, а над ней деревянное строение с дырками в полу. И тут мы нашли нашего «шахтера». Он ломом отколачивал выросшие морозной зимой курсантские «сталактиты». Весь в осколках этого материала, он выносил на плече эти запашистые сосульки.
Разобрало нас вначале злорадство, но потом жалко его стало - столь скорбного труда он не заслужил. Это не уставы штудировать.
Но армия всякая бывает!
 
Реклама
Непонятно, о каком "бабло" речь?
О нашем кровном))
О том, которое должно принадлежать народу,а принадлежит не народу ))
Уж не знаю, как выплачиваются деньги, но думаю те, кто продаёт не в накладе и не под санкциями.
Космическую отрасль амеры не санкционировали, она им нужна для своих нужд.
 
Нашёл, у меня первые главы воспоминаний перекликаются с окончанием предыдущих глав,.
Спасибо большое Николай Иннокентьевич, с большим интересом прочитала Ваши воспоминания, мне очень понравилось, у Вас талант писать такие замечательные рассказы- воспоминания, не только снимать видео !👍
Пожалуйста пишите ещё нам свои воспоминания, это очень интересно, читается легко, с юмором!👍
Вот и курсанты, тоже умеют тянуть носочек, не только одни балерины это умеют делать!🙂👍
Очень смешно , когда Вы написали про
Отдание чести в движении🙂, и др
Очень интересно и смешно читать, где
попадались ложки с дыркой, как дуршлаг, называлась оная – учебно-тренировочная!🙂😁., которые чаще всего попадались, или подсовывались курсанту Перецкому,первый раз услышала чтобы табуретку назвали - баночка!🙂
Спасибо , Николай Иннокентьевич,очень интересные, хорошие воспоминания, с большим удовольствием прочитала!👍
Будем ждать следующих ваших замечательных рассказов- воспоминаний!
Спасибо.
 
Прочитала сейчас в местных новостях наших, опять конкурса- "Страна чудес-страна талантов" районного и городского не будет, который планировали в сентябре месяце провести этого года🤔
 
фуражка Аэрофлотовская с 1993 года лежит. Родственник из Баку прилетал ко мне на первую на свадьбу и забыл.
Вот это свадьбу человек отмечал.., что свою фуражку забыл.., сразу чувствуется - отмечал - по полной..!
 
думаю те, кто продаёт не в накладе и не под санкциями.
Ну дай-то бог!
А то всем все раздаём (типа продаём) , а потом "прощаем" миллиардами.
Стастистика кошмарная, сколько ушло всем "друзьям" и партнёрам, как
вода сквозь песок. А история показывает, что эта практика ошибочная
и благость наша безответна.
 
благость наша безответна
В 90-е читал где-то, не то в комсомолке, не то в другой, местной газетенке, что Чубайс за одну подпись (в период всеобщей прихватизации) получал несколько лямов "зелеными"... То, что сумел продержаться на плаву, пережив несколько волн передела бывшей госсобственности, а в конце своей карьеры, сумел остаться живым, говорит о том, что "смотрящие" (по обе стороны границы) были им довольны... Один из тех, кто "забивал гвозди в крышку гроба коммунизму". Акционеры наших РАО и ОАО, те, что "за бугром" (включая акционеров Сбера) рукоплещут его организаторским способностям. Ведь всё сделали законно, продавливая нужные им решения. Такшта, не совсем безответна бывает "благость"... Интересно, выпустили из тюряги того начфина из МО РФ, который от Юлии Тимошенко "откаты" попытался (от общака) скрысятничать? :giggle:
 
Последнее редактирование:
Герман.
Девять дней.
Светлая память....
IMG_20230825_210511.jpg
 
Реклама
Продолжаю:
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ПОЛКУ


часть 5
Ну, вот, мы и распределены по частям после окончания службы в ШМАСе! После муштры на плацу, зубрежки уставов, матчасти , постоянных построений, проверок хотелось хоть относительной свободы и независимости.
Мы с Валерой Смирновым попали на Пристань в дивизион РТС. Он был молодым специалистом по приводным, я - по курсоглиссадным радиомаякам.
Первый день службы в части был омрачен гибелью экипажа Ту-16. Он вылетел на разведку погоды с полной заправкой. На взлете загорелся правый двигатель. Самолет не набрав скорость и высоту, с правым креном пошел на разворот...Но задел вершину сопки, "сглисировав" по ней, воткнулся в ее основание ...
Это случилось в ночь нашего приезда в часть, а на утро мы, салаги были определены в группу поиска экипажа и останков самолета. Задачу на месте нам ставил сам командующий авиации КТОФ Томашевский – искать обломки самолета и докладывать их удаление от места удара о землю.
Картина, которую мы увидели просто потрясла нас желторотых. Вершина сопки метров 150-200 была сбрита от деревьев на величину размаха крыльев. Посреди этого следа лежал оторванный от тела хвост ТУшки. Тела КОУ и стрелка- радиста были на месте, а вот остальных мужиков - ни командира, ни второго, ни штурмана... – никого!
Мне было очень странно, я нашел каблук и ремешок от часов- это не сгорело. Лобовое столкновение с землей и десятки тонн топлива сделали свое дело. Все вокруг пропахло керосином. Поисковая группа разбрелась по сопке, растерянно и удрученно рассматривая обломки на вспаханном пространстве, как будто они искали души летчиков. Не зря говорят, летчики не умирают, они улетают, навсегда...
Вот, так! Свободу и независимость получили не мы, а они...
ОТ ПОДЪЕМА ДО ОТБОЯ
часть 6
Попав в полковой дивизион РТС мы, бывшие курсачи обрадовались. Ну, а как же, в ШМАСе нас кормили постоянно перловкой, по-нашему прозванной «шрапнелью» за то, что она не претерпевала изменений - что на входе, то и на выходе.
А в дивизионе было подсобное хозяйство, командир одобрял действия начпрода. Поэтому несколько свинок и умелые действия повара поддерживали боевой дух воинов. Потом здесь нас было не 1000 человек, а всего лишь 90 по штату, а на самом деле питались в столовой 40-50 бойцов. Скатерти, чистая посуда, жареная картошечка с мяском!!! ну, прямо, чуть ли не дома! ШМАС на этом фоне - ну, просто концлагерь.
В дивизионе в ту пору я не чувствовал дедовщины. Старослужащие относились к нам дружественно. Мы, молодежь, видели, как ребята качались на турнике и брусьях. Самый старший из срочной службы был главный старшина, ему стукнуло аж 27 лет, что для срочника, согласитесь прилично!
Но что он делал на турнике! Он крутил «солнце», переворачивался, подтягивался десятки раз на одной руке. Это был высший пилотаж в гимнастике.
Мы смотрели на это раскрыв рот, и естественно, каждый хотел иметь такие же квадраты на животе и косую сажень в плечах. Поэтому почти все упорно «качались». Авторитет старшины, деда, как мы его называли, был непререкаемым, тем более, что и матчасть он знал, как отче наш.
В ту пору министром обороны был Гречко. И военная доктрина была обрисована нашим начштаба майором Беляковым так,
-Окапываемся! Окапываем технику, копаем щели, запасной командный пункт(ЗКП) и кабель...
Утреннее построение. Беляков:
-Сегодня полетов нет. Налево! Лопату! Капитан Клысь, ты куда?
-У меня мигрень, товарищ майор.
-Что? Мигрень! Работать лень!!! В строй! всем в строй!
Хорошо, если не было дождя с моросью, а это время как раз в Приморье на побережье «минимум». И нижняя кромка не 150 метров с бородами, а сплошные бороды,100% влажность, шагнул за порог как в молоко, весь мокрый.
А тут надо копать и окапываться! Как капнешь землю, то этот кусок глины и летит вместе с лопатой, не оторвешь! По курсу и по глиссаде! Помните, у классика «ах, лето красное, любил бы я тебя, кабы ни комары, мошка да мухи!!!» Похоже классик тоже копал ЗКП и восьмикилометровую траншею под кабель, чувствуется знание темы.
Сколько километров кабеля было проложено курсоглиссадными операторами РМ и сколько тонн земли налипло на их лопаты одному Богу наверно известно. Писатели бы назвали этот момент, моментом возмужания мужчин. Не знаю на счет мужества, но пальцы, порой, собрать в кулак было нельзя - мозоли мешали. И копали мы так несколько месяцев то кабель, то ЗКП, а то щели по объектам, забывая свою основную военную специальность. Образно говоря от подъема до отбоя. Потом как-то все стало затихать, то ли запал у министра прошел, то ли американцы перестали угрожать, но начались полеты и земельные работы к нашему счастью сошли на нет.
САМОВОЛКА
часть 7
Первый за службу самоход я совершил с Валеркой Смирновым сразу по приходу в действующий полк. Тяга к чему-то вольному была так велика, что так и хотелось сделать что-то не по уставу. Пока мы не были распределены по объектам, находились в дивизионной казарме, где как во всех воинских подразделениях была и ленинская комната, здесь происходили политзанятия, баталерка, комната для хранения обмундирования матросов, оружейная комната, умывальник и собственно казарма, где стояли двухярусные койки, а на тумбочке у входа стоял дневальный.
У Валеры язык был подвешен как у доброго политрука. Говорить он мог долго и красиво. Телефонистки, с которыми он заочно познакомился, захотели с ним увидеться. Девушки были на сверхсрочной службе. Смена у них заканчивалась после нашего отбоя. Удобно для нас. Валерка приватно рассказал, что мы должны встретить их на какой-то там тропинке.
Решили, ночью идем! Наметили план действий покидания дивизионной казармы. Сделать это надо было тихо, чтоб ни одна живая душа, тем более дневальный, не были посвящены . Но поскольку на окнах везде стояли решетки, значит, выходить можно было только минуя дневального. Как же усыпить его бдительность.
А вот так, через час после отбоя Валерка выйдет из казармы в трусах и ботинках, вроде «до ветра». Я подам ему через умывальник наши вещи. Затем повторю его маневр. Кровати заправили, как будто мы лежим в них.
Первая часть приключений прошла без замечаний. Все было тихо. А куда рванем. Не знаем ни местности, ни друзей, ни знакомых в округе, ни увеселительных заведений и где та знаменитая тропинка, у которой должна состояться стыковка! Пошли наугад, по наитию.
Наше мероприятие было осложнено плохими погодными условиями. В июне, все знают, в Приморье на побережье туман, морось - «минимум», да , к тому же отсутствовало лунное светило. Как только покинули пределы дивизиона вокруг обступил лес, здесь ни о каком освещении и речи быть не могло. Ситуация –хоть глаз коли, ничего не видать. Куда идти? Но что-то нас толкало вперед, может тестостерон, а скорее глупость.
И надо же, каким-то чудом мы встретили девчонок. Они стали нашими провожатыми до их дома. Болтал с ними в основном Валерка. Честно говоря, мы их не видели, кого мы провожаем, это было невозможно. Темень! Но кровь играла скорее от чего-то необычного, чем от тестостерона.
Уже подходили к их дому, как нас догнал какой-то человек. Заслышав шаги, предложил ретироваться в лес, предполагая, что это – офицер. Но, Валерка, гордый, не стал, решил поиграть с огнем. Мы просто перестали разговаривать. Девушки смекнули, что теперь из нас ухажеры никакие, покинули нас, убежав домой по тропинке.
-Стой, кто здесь?- по голосу я узнал старшего лейтенанта Свистуна, офицера нашего дивизиона.
Мы остановились, молчим. Ну, что попались, теперь губы не миновать!
Он подошел вплотную, повторил вопрос, мы молчим. Свистун начал перечислять фамилии, но мы как партизаны под пытками – ни слова!
Свистун понял, что сделать в этой ситуации он ничего не может ,спичек у него нет ,за фонариком ему бежать еще далеко. Приказал:
-Шагом марш в часть! Доложите дневальному, что я вас поймал!
Мы молчим...Ага, разогнались докладывать! Развернулись и поплелись в дивизион. Зашли так же как и выходили по форме трусы-ботинки, и в кровать. Дневальный спал, мирно положив голову на тумбочку.
На утреннем построении о нас не упомянули. Мы переглянулись с товарищем, значит не заложил Свистун, а может не признал все-таки.
На душе полегчало. Это была последняя самоволка за мою службу!
 
Последнее редактирование:
ПОМНИ ГЕРОЕВ

26 августа 1915 года, в селе Синявино Тульской области родился выдающийся советский лётчик-истребитель, ас со счётом 20 сбитых самолётов противника лично и 5 в группе, дважды Герой Советского Союза - первый, заслуживший обе "Золотые Звезды" в ходе Великой Отечественной, капитан Борис Феоктистович Сафонов.

После окончания 7-ми классов, в конце 20-х годов Сафонов поступил в железнодорожное ФЗУ в городе Туле. В период обучения, с 1931 года начал заниматься в Тульском аэроклубе: сначала в кружке планеристов, а через год зачисляется курсантом-летчиком.

В ряды Красной Армии призван в 1933 году. Окончил 1-ю Качинскую военную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова в ноябре 1934 года, с высшими оценками по технике пилотирования, воздушной стрельбе, материальной части.

Великую Отечественную войну Борис Феоктистович Сафонов встретил командиром эскадрильи 72-го авиационного полка Северного флота, в котором ни одно боевое задание не выполнялось без непосредственного участия её командира. Войну лётчики полка начали на устаревших истребителях И-16 (летая на этих машинах Сафонов совершил 109 боевых вылетов и сбил 17 самолетов противника).

В первый день войны, 22 июня 1941 года Сафонов в группе с лётчиком-истребителем Воловиковым у полуострова Рыбачий вышел на перехват гитлеровского бомбардировщика. Несмотря на то, что вражеский самолёт имел прямое попадание и задымил, он всё-таки сумел оторвался от преследования и ушёл на свою территорию…

24 июня 1941 года старший лейтенант Сафонов первым из лётчиков-североморцев добыл первую победу в воздухе - им был сбит бомбардировщик "Хе-111", участвовавший в налёте на военно-морские базы в районе Полярное (ныне город Полярный) и Ваенга (ныне город Североморск). В первой же атаке Сафонов удачным выстрелом реактивным снарядом - "эресом" повредил самолёт противника. Тот ушёл в море, преследуемый Сафоновым до бухты Зеленцы, где "хейнкель" ударился о воду и разломился… Советский катер, подошедший к месту падения, успел подобрать лишь резиновую шлюпку, навигационные бомбочки, парашюты, погнутые от удара пулемёты…

Эта победа имела и неожиданное последствие. Командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, выяснив, что немецкие лётчики даже на сухопутных самолётах имеют резиновые шлюпки и на них аварийные радиостанции, дал указание снабдить таковыми все колёсные самолёты, летающие над морем. И в дальнейшем резиновые шлюпки спасут немало жизней советских морских лётчиков.

К концу лета 1941 года Б.Ф. Сафонов совершил 130 боевых вылетов, провел 32 воздушных боя и лично сбил 11 самолетов противника. Только за 5 дней августа он одержал 5 личных побед.

15 сентября 1941 года семерка истребителей под его командованием, вступила в схватку с превосходящими почти в 8 раз силами противника, уничтожила 13 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. Сафонов лично сбил 3 самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года, за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, командиру эскадрильи 72-го авиационного полка ВВС Северного флота капитану Сафонову Борису Феоктистовичу было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К моменту опубликования данного Указа, на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 - на счету её командира.

В сентябре 1941 года, когда на аэродроме, где базировалась "сафоновская эскадрилья", обосновались английские лётчики на истребителях "харрикейн", прилетевшие с авианосца для усиления истребительного прикрытия конвоев, Сафонов первым на Северном флоте облетал английский "харрикейн", а спустя 10 дней эти машины освоили и другие летчики эскадрильи.

По инициативе Бориса Сафонова английские самолеты, поступавшие по "ленд-лизу" на вооружение ВВС Северного флота, были перевооружены. Сначала на них поставили 4 крупнокалиберных пулемета, после чего Сафонов решил заменить пару пулеметов на пушки ШВАК, затем - установить под плоскости направляющие для реактивных снарядов...

С октября 1941 года Борис Сафонов - командир 78-го истребительного авиационного полка, майор. Он увеличил счёт сбитых вражеских самолетов, и за один месяц - с 22 декабря 1942 года по 22 января 1942 года был награждён вторым и третьим орденами Красного Знамени.

Во второй половине марта 1942 года подполковника Сафонова назначили командиром 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Он стал меньше летать, отдавая много времени руководству боевой деятельностью подразделения, организационно-хозяйственным делам.

В конце марта 1942 года он провёл воздушный бой в районе Туломской ГЭС и одержал очередные победы - лично сбил два вражеских истребителя.

Свой последний - 224-й боевой вылет подполковник Борис Сафонов совершил 30 мая 1942 года, на прикрытие конвоя союзников PQ-16, следовавшего в Мурманск. Трое лётчиков-североморцев во главе с Сафоновым на английских P-40 "киттихаук" обнаружив на подходе к конвою шесть вражеских бомбардировщиков, стремительно их атаковали. По донесениям по радио в ходе боя, Сафонов сбил 2 самолёта и третий повредил, но и сам погиб в этом бою. У его P-40 заглох двигатель (причина не ясна - либо повреждение в бою, либо отказ), и он рухнул в море.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года подполковнику Сафонову Борису Феоктистовичу присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

Он первый из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. К этому высокому званию отважный лётчик-истребитель был представлен Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года - за три дня до своего последнего боевого вылета, но награду получить не успел.

Он был лучшим советским лётчиком-истребителем 1941-1942 годов. На его счету 20 сбитых самолётов врага (+ 6 возможных) лично и 5 сбитых в группе.

Под руководством Бориса Феоктистовича в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза.

C2596C8E-EC77-42DD-9AFE-A1AE6F4F489F.png
 
Спасибо большое Николай Иннокентьевич, с большим интересом читаю Ваши рассказы- воспоминания, можно книгу издавать, это же очень интересно читать о службе, о жизни курсантов, лётчиков, об авиации, замечательные рассказы!
Ждём ещё ваших рассказов- воспоминаний!
Спасибо!
 
но почему плохо анализируют в МО...
а что анализировать? Летают и летают бомбить Москву,обыденность уже. Мы перестали замечать убийства наших людей в приграничных областях,о ЛДНР давно забыли. Не знаю,что ещё должно произойти,что бы-начали. Может быть,когда в ванной у Василича всплывёт подлодка с тризубом и покусится на его "колонтитулы"))
 
Реклама
60 лет назад.
 
Назад