Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Дмитрий Борисович. Насчет того откуда он пришел в транспортную эскадрилью не знаю.Но то что облетал все аэродромы нашей тогда еще 10 отдельной армии ПВО это никуда не деть,а аэродромы все не простые,даже ЛЕДОВЫЕ.А самолеты были окрашены как в полярной авиации ,поэтому и звучало ....летчик полярной авиации. А дело было на учениях. Должны были передовую забросить на УМБ-ОЗЕРО,а погоды не было, вот и простояли до 5 вечера ну и в надежде что не полетят потихоньку приняли на грудь,а тут и погода пришла и .....не сняли струбцину с руля высоты.Он после этого еще года 2-3 летал,правда на другом ЛИ-2,этот в Талажском аэропорту подрехтовали и потом отправили в ремонт,где и списали.
 
Спасибо, Константин Иванович за поздравление и такие добрые пожелания..! Вам тоже - крепкого здоровья и многих лет счастливой жизни..!
 
Юрий Викторович, я очень благодарен Вам за такие добрые пожелания..! Вам персонально - желаю многих лет счастливой жизни, крепкого здоровья и успехов во всех делах и планах..!
 
Вася, - приветствую тебя и хорошо помню..! Очень рад тебе, Вася, и спасибо за такую дорогую для меня весточку от моих однокашников - Киселёва и Веровского и за поздравление от тебя лично..! Должен сказать, что - это дорогого стоит..! Спасибо, дорогой мой однополчанин..! Вам всем от меня большой привет и пожелания - крепкого здоровья и многих лет счастливой жизни..!
 
Борисыч, с днём рождения! Здоровья и удачи!
Для ностальжи:
Спасибо, Владимир, за поздравление и тёплые пожелания..! Желаю тебе - хорошего здоровья, удачи в жизни и многих лет счастливой жизни..!
 
СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ!!! С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!! ЗДОРОВЬЯ И ВСЕХ БЛАГ!!!!
Прокопыч, - благодарствую за поздравление и хорошие пожелания..! Тебе, дорогой, тоже - здоровья и счастья в жизни..!
 
А, это Сергей Борисович в Саратове!
Подтверждаю, это меня снимала наша главная балерина ветки - Люция..! Спасибо ей за такую интересную экскурсию, которая всколыхнула мою память об этом самолёте..!
 
Сергей Борисович! С Днём рождения! Здоровья, благополучия и удачи!
Спасибо, Валерий Иосифович, за поздравления и тёплые пожелания..! Я также желаю тебе - многих лет счастливой жизни и хорошего здоровья..!
 
Последнее редактирование:
Вспомнились вылеты зимой парой на гидроаккустический поиск в заданный район, своего рода "свободная охота".
День, парой Ми-14пл на боевой службе, идем в назначенном районе гребенкой. Монотонные зависания на высоте 20м. Заглубление гидрофона со сменой горизонта 30 и потом 60. Перелет на высоте 150м, интервал 5 км, шаг 5 км и снова зависание, по погоде и гидрологии. В общем все просто, штурман вводит данные в ПВУ и стрелка указывает, куда лететь. Ведомого, Александра Волобаева, видим визуально, но не все время, дымка. Штурман иногда поглядывет на него локатором, видит и слава богу. Норма в свободном поиске 6-8 зависаний, иногда 10. Сегодня я на правой чашке, даю контроль своему замкомэске.
Саша Гаврилюк (его нет с нами теперь) все делает очень аккуратно, последовательно и ровно, он и по характеру такой, несуетливый.

Но под весну у нас на Балтике часто чередой идут снежные заряды: визуально это такой серый столб из снега и в нем поддувает порывами. Видимость в заряде можно сказать не очень хорошая, зато вокруг миллион на миллион, северный ветер и волна 2-3 балла, белые барашки.

Висим, уже под конец и видим, что к нам подходит небольшой заряд. Штурман говорит "момент, успеем", но провозился, что-то там у него появилось и он проверял. Накрыло снегом, сначала слегка, но потом прилично. САУ-14 включено и висим надежно, только метров на 200 серые волны и вихри белой мути вокруг. Движки ее жрут, им это только в радость.

При порывах ветра машина чуть подрагивает, лопасти-редуктор-хвост - все воет знакомым нормальным воем, внизу на воде мелкая рябь от потока. Сдвигаю блистер, выглядываю назад и вниз. Там другой мир, отличный от кабины: море ледяной воды, рев лопастей, вихри снега, брызги, темная копоть движков и кабель-трос в воде.

Пора уходить - однако снег еще сильнее наддал и стало совсем темно и мрачно. Мой штурман и ведомый по АПД переговорили - рекомендуют подождать малость, а чтобы скучно не было - продолжили работать гидролокатором, все равно делать нечего. Быстро светлеет, заряд проходит. Разгон, убрали прибор 10 и плавненько доворот на "домой" с набором высоты. Сзади подтянулся ведомый, встал. Щелкнул кнопкой "справа в строю, борт порядок". Ясно, минут через
сорок будем дома.

В столовой девчата интересуются - что там с погодой, летали? видели? В море там как, тепло идет?
Смеемся - не ждите особо, все море в снегу, санки готовьте и поехали вечером кататься!



 
Последнее редактирование:
Не все видели море таким, каким оно бывает у самой волны.
Вот предложение тем, кому любопытно посмотреть на видео.
Сначала совсем немного вступления из фильма, потом remix
море и ветер с полным эффектом присутствия на борту парусника и яхты
 
Владимир Васильевич - напомнили! Спасибо!
В детстве (когда всё было бесплатно) непродолжительное время ходил в яхт-клуб (порт Волжский, "Метеоры" разглядывали). По "штатному расписанию" был "шкотовым" (если не путаю). Это который "за борт вывешивается чтобы откренивать" и "спинакер-гик" подсовывает. А при смене галса (чтобы не получить - минимум по голове ) пригибается чтобы перескочить на другой борт.
Видео шикарное, но ощущения от брызг, ветра и натяжения паруса не предать! Наверняка также как и ощущение пилотирования (самолёта , вертолёта и даже авто) - отсутствуют ускорения, вибрации и сопутствующий вой мотора с трансмиссией (Нива "коротыш" итд)...
Понараздовали всем водительские удостоверения, понаставили камер и убрали таблички "Водитель не занимай левый ряд при свободном правом"...
И если в аэропорт Гумрак (VOG) из Волжского можно было за 40 минут "долететь"... Сейчас лучше часа за 2 выдвигаться.
"Тошнят" девочки и бабушки (уткнувшись в телефоны) 40 км/ч - в шеренгу по 3-4. Аргументы - я не нарушаю, а остальные...
Личное мнение (не для полемики) - за обгон справа лишать на пол-года того кого обогнали (в зеркала смотри или в правую полосу уйди)... И не будет у нас "пробок"...
Про "стрелку" - был обязан проехать, а сейчас "хочу-не хочу" - зачем она тогда... ДПС сократили и позавчера я пошел на обгон. А на "встречке" "ведро" с лампочками от непонятно чего без "аварийки" (ещё бы керосиновую лампу взяли и то заметнее были бы). Когда они "обделамшись" дальний нашли - увидел, что ползут, а не едут... Еле "ускрёбся"! Ранее за это "дрочили", а сейчас камера (если номера распознает)...
Изменения "для людей", но на мой взгляд - для "секс-меньшинств"!...
С Уважением!
 
Жаль, что в России
такое перспективное направление в развитии авиатехники...наш один однокашник осваивал эту технику...
28 августа 1992 года катастрофа экраноплана МДЭ-150 б/н С-21 "Орленок" 11 отдельной авиационной группы ( экранопланов) гидроаэродром Каспийск, пилотируемый командиром отряда майором А.В. Коробкиным и начальником штаба авиагруппы майором И.А. Хажумаровым.

Погода: день, видимость - 10 км, температура наружного воздуха - 25°, скорость ветра - 6 м/с
Экипаж выполнял контрольный подъём после длительной стоянки.
На пятой минуте полёта в. процессе выполнения второго разворота при полете на экране на высоте 4 м и скорости 370 км/ч экраноплан "клюнул". Летчики парировали клевок ЛА рулями высоты и вывели его из разворота. После вывода из разворота экраноплан перешел в набор высоты до 40—45 м, а затем перешел на снижение и приводнился со значительными перегрузками. Произошло несколько отделений от воды до высоты 20—45 м. При одном из приводнений фактически неуправляемый экраноплан развернулся на 180°, из-за значительных перегрузок частично разрушился.
В результате у С-21 оторвалось горизонтальное оперение, разрушилась обшивка хвостовой части и получила повреждение носовая часть лодки.
Через незакрытые (по техническим причинам) люки главной палубы внутрь корпуса стала поступать вода.
В итоге катастрофа унесла жизнь бортового техника старшего прапорщика А. Баматова.
Остальные девять человек, находившиеся на борту, несмотря на полученные травмы, выбрались через боковую форточку передней кабины на крыло.
Находившиеся на борту генеральный конструктор экраноплана В.В. Соколов и еще один представитель С.П. Волков получили средней тяжести травмы и в дальнейшем госпитализированы.
Одновременно на воду сбросили три спасательных плотика, два из которых не раскрылись и утонули. Третий раскрылся, но волной его ударило о штырь антенны...
В дальнейшем вертолётом АСС МГА к месту нахождения экипажа был выведен гражданский сухогруз, который через 11 часов доставил экипаж на берег.
Причину ЛП установить не представляется возможным из-за отсутствия бортовых средств ОК и невозможности эвакуации экраноплана с места нахождения. Наиболее вероятной причиной явился выход экраноплана на внеэкранный, не испытанный режим движения за пределами эксплутационных ограничений. Выход на указанный режим движения наиболее вероятно произошёл вследствие допущенной ошибки экипажем в технике пилотирования или отказа техники.
Известно, что летчик не включил систему автоматического управления, возможно, это и привело к трагедии.
"Орленок":оставался на плаву еще в течение 4 ч на удалении от места взлета в 23 км.
В дальнейшем его штормом отнесло от места катастрофы более чем на сто километров. Поскольку судоподъёмная компания для эвакуации экраноплана запросила большие деньги, то с ним поступили просто - взорвали.
Результаты работы аварийной комиссии до сих пор не оглашены. После произошедшего случая экранопланы поставили на прикол и лишь в конце 1993 года один из них (МДЭ-160) привели в лётное состояние для показа американской делегации.
С развалом Советского Союза прекратилось дальнейшее финансирование проекта, а истекшие межремонтные ресурсы не позволили выходить «орлятам» в море. Окончательно судьба экранопланов была решена в конце марта 1998 года.
1 мая 1998 года 11-я ОАГ была переформирована в 4595-ю базу хранения экранопланов. Экранолёты «Орлёнок»: С-21 списан (катастрофа), С-25 утилизирован в 1999-2000 гг, С-26 отбуксирован на Химкинское водохранилище и установлен в качестве экспоната.
 
Жаль...
Посейдоны, Праулеры и АВАКСы конечно их увидят, но с воздушной, морской и подводной составляющими - вероятно "отбодаться" сложновато было-бы супостату...
С Уважением!
 
А вот еще какие проекты были...