Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Реклама
Пара слов по этому куску заметки. Может интересно будет кому-нибудь. На аэродроме Мачулищи показ был в преддверии 23 февраля 1992 года. "На показ были допущены журналисты", но когда показ завершился и Главы разъехались, техника еще оставалась на МРД два-три дня. Можно в этот период было наблюдать интересную картину, когда на сверхсекретную технику приходили смотреть все кто хотел. Даже жены офицеров живущих в гарнизоне. Прямо с детскими колясками приходили. И снимали на фотоаппараты соответственно кому не лень было. Разброд и шатанье начала 90-х.
Точно так же происходило и у нас на ГРИШИН-ШОУ.Тут были ВСЕ кому ХОТЕЛОСЬ и МОГЛОСЬ. Даже ТЭЧ открыта и в кабинах самолета спецседушки установили.Смотри и запоминай. И наши МИГ-31 летали и СУ-27 и даже прошелся НОВЫЙ ИЛ 114 гражданский,ну и конечно парашютисты.Народу понравилось.А насчет жен ОФИЦЕРОВ то --моя , так же как и я, имела ФОРМУ ДОПУСКА №2.В Талагах и после стрельб на Балхаше жены встречали экипажи.Так что НАШИХ ДЕВУШЕК ОБИЖАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ.
Напомнили, как создатель авиационных моторов, Микулин, тяжело заболев (в 50 с небольшим лет), занялся изучением медицинской тематики. Причём организм человека сравнивал с двигателем самолета и его системами. Перелопатив гору медицинской литературы, изобрёл собственные подходы к профилактике и лечению. Появились новые упражнения, такие, как виброгимнастика, бытовые ионизаторы воздуха. А сам Микулин не просто выздоровел, а на протяжении последующих 30 лет молодел. В 80 с лишним лет играл в теннис, имел тело крепкого 40-летнего мужика, а кожа на лице избавилась от морщин, стала, как у младенца. Не помню, от чего он умер, царствие небесное... Вот ещё, как говорил Замена, сунул жало...
Нам тоже рассказывали о МИКУЛИНЕ когда были курсантами, изучали САР(система автоматического регулирования) двигателя РД-3М.И узнали что придумал он ОЗОНАТОР,какой-то его друг к нему обратился с просьбой--жена АСТМАТИК,вот МИКУЛИН и сделал для неё ОЗОНАТОР.
Всех представителей Дальней Авиации с Праздником !!! :agree::pivo:

Посмотреть вложение 832610
Все соображаю и все понимаю.Но когда смотрю на шасси ТУшек бомберов АЖ ДРОЖЬ БЕРЕТ.И на ТУ-128 и на МИГ-31 самые объемные регламенты были по шасси,и проверки и замеры этих ММ,и всевозможные зазоры и давления и набивка смазки--старую выдавить до появления НОВОЙ . И смотрю на этот снимок и ПИПЕЦ!!!!
 
Буран.
О планерах.
Сергей Борисович, обрадовался и весь полон был радостными воспоминаниями.
Прочитал Вашу статью от 19.12.23, о Ваших полётах на планере БРО-9. Очень рад,
что мы коллеги по планерам. К сожалению редко, кто пишет о планерах на Ветке.
Разрешите написать мою "исповедь". Я, как и Вы, после 9 класса поступил в планер-
ную школу. Начал летать на самом простом и на мой взгляд, на самом дешёвом в
Мире фанерном планере А-1. Пустой его вес был 102 кг. Одна балка с педалями,
ручка управления креном и по высоте, фанерная чашка сидения, два деревянных
подкоса, крыло, стабилизатор, брезентовый РВ, киль и брезентовый Руль Поворота.
Тросовая проводка. Спереди надевался фанерный капот и ни одного прибора.
Посадка производилась на одну деревянную лыжу, обитую железным листом. Скорость в полёте определялась воздушным потоком по щекам лица и положением
капота относительно горизонта. В начале летали с резинового амортизатора,
который растягивали 20 -22 курсанта. А потом полёты с холмов.
Другое уже дело, полёты на БРО -9. Впереди, на капоте, как пулемёт, стояла трубка
ПВД. А перед глазами три прибора- высотомер, вариометр, указатель скорости.
Буксировала Мотолебёдка, на базе американского мотоцикла "Харлей". Управляла
лебёдкой, бывшая лётчик- истребитель с ЯК-3 , женщина инструктор Акуленко
Тамара Ивановна.
Летали без парашюта, аж до высоты 300 - 400 метров. Хранится Грамота, где я на
Чемпионате Республики стал Чемпионом на точность приземления, прямо у "Т".
Каждый отпуск в Службе в МА, посещал родной аэроклуб, где провезли и давали
летать на "Бланике" (Л-13), который буксировал ЯК-12. После ДМБ, с 1979 года, став
Инспектором, сам освоил, а потом других научил летать на планерах "Пионер",
"Кобра", "Янтарь", "Лиетува" (Л-20). Наших курсантлов и инструкторов, обычно,
учили летать по БК и в Зону на Пилотаж, где они выполняли ТОЛЬКО - один виток
Штопора, Виражи, Скольжение на Крыло, Пикирование и небольшие Горки.
Главное - умение подбора площадок и посадка планера на них, вне аэродрома.
Отрабатывали на них также полёты Строем. 4Х 4 м. Я самовольно взял все
Инструкции планеров, изучил, а потом в стороне от аэродрома отработал Сложный
Пилотаж на планерах и предложил своему "шефу" Борису Ивановичу Гвоздикову,
выполнять полёты на Авиационных Праздниках. На это дело он запросил
разрешение у нашего Главного Московского Шефа ГСС Генерала С.Харламова ,
( они во время ВОВ Служили в одном полку). Генерал приказал: "пришли своего
инспектора на контроль к моим инспекторам в Тушино". Б.И.Гвоздиков ответил"
"Сэмэн, разреши. я сам проверю" и положил трубку. Точно. Через день, смотрю
на аэродроме "Глуда" сидит в задней кабине "Бланика" и подзывает рукой "полетели,
показывай !!!" Надо отметить, что ему было уже за 70. Слетали, пожал руку мне и
сказал, что желает успеха. Есть много фото и вырезки из газет о десятках проведённых Авиационных Праздниках в городах, сёлах и на аэродромах Республики.
 
Продолжение поста 32.645. Динамическая прочность аналога БТС-002
На этапе эскизного проектирования самолёта обычно проектируют и изготовляют полную динамически-подобную модель самолёта и динамически-
подобные модели отдельных частей конструкции. Продувают в трубах ЦАГИ. По расчётам и результатам продувок выпускают отдельную книгу эскизного
проекта - "Динамическая прочность конструкции". То же самое сделали на "МОЛНИИ" для "БУРАНА".
Но второй экипаж увидел в полёте №4 изгибные колебания вертикального оперения.
Тема очень интересная но в детали входить не буду. Многосложно и объёмно. Выложу одну картинку. На ней синим контуром обозначен силуэт "БУРАНА" в
спокойном статическом состоянии. Простым карандашом проведена прямая линия - строительная горизонталь фюзеляжа (СГФ). Предполагаем что СГФ
совпадает с осью жёсткости (упругости) фюзеляжа. Красным контуром показано как, бывшая прямая линия, изгибается по влиянием аэродинамических
нагрузок. Красным контуром показано положение киля в данный момент. Если частота собственных колебаний конструкции совпадёт с частотой вынуж-
денных колебаний то - флаттер и моментальное разрушение самолёта. После того,

как вы эту картинку посмотрите, пойдём дальше.
Пару пунктов дополнительно:
1) Моя схемка не рассчитана по науке. Размах и амплитуда деформации СГФ - просто иллюстрация.
2) В старину в МАИ нам читали курс "Динамическая прочность самолёта". В лаборатории на столе странный механизм, на котором стоит модель самолёта.
Преподаватель нажимает кнопку. Низкий вибрирующий звук. Модель самолета трясётся. Начинаются взмахи крыла вверх- вниз. Увеличивают частоту
вынужденных колебаний- каждая консоль превратилась в волнистую линию (если смотреть спереди). Начались продольные колебания фюзеляжа.
Киль по наклону то вперед то назад. Как веер. Впечатление было очень сильное и очень волнительное. Правда нечто подобное наблюдал авиамоделистом.
Когда фюзеляжную модель планера в сильный ветер запускали на леере. Позже смотрел частотные испытания самолёта Т-4 (сотка).
Снимок экрана (117917).png
 
Последнее редактирование:
Реклама
Буран.
О планерах.
Уважаемый БГВ! Спасибо за интереснейшую исповедь. Отвечу вам подробнее. А пока скину, фото интересного и не совсем обычного планера МАК-15.. К моменту вашего выхода на пенсию эти планера были списаны. Мы получили один экземпляр МАК-15 с Симферопольского завод. Доехал до Костромы на поезде.
Вдвоём со Слав
15_032_001.jpg
ой Чистовым разгрузили с платформы. Установили в кузове полуторки и повезли на аэродром . На нём можно было крутить кое -что.
 
Последнее редактирование модератором:
Это про галстук или про овсянку...Сэр!🧐
Напомнило завтрак в прошлой жизни.
Галстук (в дни МЛУ) и мы имели в летной столовой, а также как
на видео яйцо, хлеб с маслом, кофе (или какао) и даже кашу (можно
и овсянку). Хотя мне были по душе фаршированные блинчики.
Но все остальное - прямо земля и небо, у нас сильно попроще было.
 
Продолжение поста 32.728 Частотные испытания БТС-002 после полета №4.

Аппаратура для испытаний установлена. Возбудители установлены в нужных точках планера. Тёплая летняя ночь. Включают аппаратуру, начинается
работа. Снимают частотные характерисики при разных видах продольных колебаний фюзеляжа. Говорю только за себя. Страшно было видеть как киль
планера начинает веером ходить (как на картинке). Сняли частотные характеристики крыла. Переходим к главному. Снятие частотных характеристик
вертикального оперения при поперечном изгибе. Сажусь на табуретку прямо килём и наблюдаю визуально и визуально оцениваю отклонения в сантиметрах
влево-вправо. Каждый режим записываю на листочке. На голове у меня наушники и микрофон - держу связь с операторами. Прошли все режимы. Мои замеры
на глаз по всем точкам примерно в два раза больше чем аппаратные. Максимальная амплитуда влево и вправо по записям на плёнке плюс-минус 8 см.
Всё нормально. После полной обработки закроюn отчёт и вперёд. Если бы второй раз делали работу я бы уже без мандража оценил точнее. Но сидя на табуретке.
Про себя прикинул - В полёте сидя за штурвалом Ту-134 на дистанции 30-40 метров от БТС, да на крутой глиссаде ??? Кто его знает...

Полусонные предстали перед большим руководством и лётчиками. Работники ЦАГИ коротко доложили. Лётный состав не согласен с цифрой 8-10 сантиметров.
Прошу слова - показал свои замеры на глаз. Научный руководитель темы от ЛИИ (с этим генералом я сижу на ПУЛЭ во время полёта) мне - Вы хотите сказать
что лётчик говорит не правду? Отвечаю - Я не могу говорить за лётчика. Говорю только то, что видел и зафиксировал лично...

Видеокамеру (БЭТАКАМ) далёким, кружным путём, СССР через четвёртые страны купил. Тогда мы тоже были все в санкциях.

Плохо, когда разработчик не имеет собственных лётчиков...обошлись бы без частотных испытаний...

Всем здоровья и удачи.
 
В полёте сидя за штурвалом Ту-134 на дистанции 30-40 метров от БТС, да на крутой глиссаде ??? Кто его знает...
Если на крутой глиссаде, то можно и у комара х...обот увидеть :giggle:
Плохо, когда разработчик не имеет собственных лётчиков...обошлись бы без частотных испытаний...
Вероятно, планировали... Ведь для чего-то собирали "волчью стаю"? Кабы не горби, кто знает... Мабудь, собирали бы (экипажи "Буранов") на геостационарной орбите чужие спутники, как грибы. Часть привозили бы в переработку, другую отправляли бы, как мусор, с сортировкой по весу: одних тормозили для сжигания в атмосфере, других разгоняли прочь, во вселенную... :unsure: Ещё одна тема для т.н. "зелёных" могла появиться.
 
и даже кашу (можно
и овсянку)
В профилактории Быково не зависимо от времени суток, метеоусловий и международной обстановки, если по распорядку завтрак- манная каша обязательна. Даже не обсуждается. Если ты весь вечер и всю ночь нарушал беспорядок, здоровый образ жизни, но утром съел кашу- всё простят и дохтур в стартовом погладит руку, добродушно, с улыбкой посмотрит в глаза и подпишет прохождение.
 
Реклама
утром съел кашу- всё простят и дохтур в стартовом погладит руку, добродушно, с улыбкой посмотрит в глаза и подпишет прохождение.
Жена дохтура - начпродом, или поварихой была, однако:giggle:
 
Назад