Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Як-12. Видны подкосы и ступенечка
Красавец! Помню была обложка журнала "Моделист-конструктор", на фоне утренней зари, в кабине пилот, рядом девушка, под крылом леса, поля. Засматривался, представлял себя в кабине... Позже чертежи модели, похожей на Як-12, рассматривал. Мотора не было, да и сложная по тем временам для меня конструкция, чтобы в домашних условиях сделать. Ни материалов, ни инструмента, одни схематические модели в наборах, выписанных по почте на мамину пенсию... В кладовке мастерская, на стапеле (обычная доска, гвоздики и бельевые прищепки) сохнет крыло, клей "супер цемент" привезённый братом из города, долго схватывал. В школе сидел, как на иголках, не терпелось домой, проверить, как склеилось... Больше полвека прошло, а будто вчера было.
 
В 1986-м , в самый разгар "непотребства" очутился в новой конфигурации - общага в п.Тайцы ( управление 6 ОА ПВО) в окружении кучи новых лиц( только собрали новое управление ). У нашего окружения был маленький(или большой??) бонус в виде специалиста по РРНО с запоминающимся для русского человека Ф.И.О. - Иванников Иван Иванович. Он был из Хотилово, где в ту пору квартировали МиГ-25ПД с бездонными баками спирта и "массапуры". И Иваныч был ласково провожаем и снабжаем билетами где-то раз в две недели, чтобы докатиться до Бологого, который из известной песни( а не каких-то там долбаных географических атласов) между Ленинградом и Москвой. Там его подхватывали полковые, отвозили к маме...да что я вам тут буду всю схему,известную школьнику рисовать.
Короче, наш куст в общаге был кустист и пахнущ!
 
Последнее редактирование:
Всё примерно также было и у меня, когда я под руководством отца на "стапеле" (тоже - доска) клеил крыло (лонжероны с нервюрами) первой модели планера, только клеил с помощью козеинового клея... Схватывал - насмерть..!
 
У меня, 1965 г. Дом пионеров, кружек авиамоделистов, всё делали сами, матерьялы всегда под рукой и радость сделал, полетел!
 
Алексей Владимирович. Это самое НЕПОТРЕБСТВО длилось до 92 года,даже пришлось высылать срочно курево из Амдермы на Талаги и жена на Псковщину курящему брату.Хотя и в Амдерме тоже вводили ограничения. В 1990 году в отпуск полетели,с собой взяли 10 литров "шила" ну и из Питера на Псков на автобусе,на автобус --- утренний рейс билетов нет,только после обеда,приобрели хоть эти и ждем.Подходит этот самый утренний автобус и за 0,5л и билеты и место.В Луге им налил--они типа попробуй сам--на отведал,до Пскова доехали. Мы когда получилиМИГ-31 то много хорошего для дела приобрели--как раз и началось это самое НЕПОТРЕБСТВО, ангер старый, лаборатории тоже требуют ремонта,и цемент, и краска, и прочее помимо любимого ОБАТО доставалось. Мы когда в Котлас в 1990 году прилетели на переучивание "молодых" летчиков, то меня сразу же предупредили..."мы не Обозерия и у нас не меняем литр "шила "на литр молока"--там были свои расценки и мы их придерживались.
Тоже Дом пионеров и кружок авиации--авиамоделисты--планера, а Дом пионеров был рядом с границей, ну и улетел наш планер в Румынию. Правда потом его вернули, но запретили пускать в парке, а пускали уже на площади в центре города.
 
В пионер лагере руководил авиамодельным кружком. Первая модель" Муха". Выстрагиваем деревянный винт и деревянную палочку-
ось винта. Винт насаживаешь на ось без клея. Палочку зажимаешь между ладонями и раскручиваешь. "Муха" вертикально
уходит в воздух. Следующая "Схематическая модель планера". Киль, стабилизатор, крыло, нервюры из бамбука. Обтяжка папиросной
бумагой. Клей только казеин. Мы не дом строим. Суперцемент нам не подходит. Третья "Схематическая модель самолёта" с резиновым
мотором. Фюзеляж обычная сосновая рейка примерно 10х15 х 700 мм. Размах крыла 700 мм. Всё за одну лагерную смену.

Оговорился. Тема первого занятия - на бумажной модели планера показал им действие рулей, правильную центровку, правильный
запуск модели с руки. Каждый,, по моему шаблону вырезает модельку из обычного листа писчей бумаги. Нивелирует, настраивает и
проверяет в воздухе.

Лето жаркое. Кучевая облачность хорошая. Но за три смены только одна модель ушла за "горизонт повседневности" - планер.
Мальчик разбегается и буксирует планер на леере (нитка с кольцом зацепленным за крючок на рейке-фюзеляже). Планер по дугооб-
разной траектории набирает высоту. Планер над головой буксировщика. Мальчик резко останавливается. Крючок планера обгоняет
кольцо леера. Расцепка. Прямо как на катапульте. После этого, обычно любая "схемка" начинает выполнять левую или правую
спираль. Дальше происходит маленькое чудо. Как лётчики говорят - собрал все стрелки. Модель самостоятельно правильно вписалась в термик. Планеристы скажут - отцентровалась. Т.е. центр спирали планера совпал с центром термика. Что такое термик - труба наклонённая к поверхности земли. Труба движется по ветру вместе с облаком. Мальчик кричит - Серёжа! Как остановить мою модель... В лагере столько разговоров было про такое событие.

Много лет спустя собрались вместе товарищи - друзья - коллеги по испытаниям аналога. Пили. Закусывали. Вспоминали .
Степан Анастасович рассказал, как в Чехословакии он совершил ознакомительный полёт на спортивном двухместном
планере. Кто-то спросил его о восходящих потоках. Он говорит - Воздух был спокойный. Показал ему на тренажёре как
ловить поток,
как отцентровывать. Там с учебной цель можно визуально увидеть струи воздуха. Его реакция - Так это как труба.



 
Последнее редактирование модератором:
Что я видел

Кострома. Аэродром Сокерино. Лето. Ждём когда закончат полёты спортсмены на планере Бро-9. Ходят по кругу. Мы на своём планере А-1 полетим во вторую смену. В полёте на Бро-9 Лёва Невзоров. На четвёртом развороте сорвался. Штопор. Бежим к месту соприкосновения. Зрительный кадр чётко записался в моей голове.
Равномерно вращается в левом, крутом, прямом штопоре. Левое крыло касается земли. Правое крыло ещё смотрит в небо. Носовая часть кабины ударяется о землю.
В это мгновение правое крыло просто отрывается от фюзеляжа. Треск ломающейся конструкции. Визуально видна куча пыли в виде взрыва. Пыльное облако рассеи-
вается. Груда обломков. Мы просто оцепенели. Вдруг обломки зашевелились и показалась окровавленная голова и правая рука в крови. На Харлее с коляской
подъезжает начальник планерной стации с инструктором. Лёву на коляске увозят в медпункт Аэропорта. Возвращаемся к своим планерам и гадаем - Будем сегодня летать. Неужели отменят полёты?

Полёты состоялись через два дня.. Лёва в городской больнице. Мы выполняем упражнение - Взлёт, набор высоты, разворот на 90 градусов влево, полёт по прямой в течении5 секунд , разворот на 90 градусов вправо. Посадка. Все как один выполняли развороты на большой скорости, работая только элеронами. Да ещё и ручку
немного от себя. У всех был напряг и лёгкий мандраж. Инструктор нас материл.

Лёву пролечили. В сентябре мы с ним пришли в школу. Учились в одной школе. Я в классе 8В он в классе 8А. После окончания школы он поступил в Челябинское
авиационное училище штурманов. Майор. Военный штурман 1 класса.

Всем удачи!
 
По сетке на палубе нашёлся ответ: Вот американцы используют противоскользящее покрытие. У нас натягивают на вертолётной площадке противоскользящую сетку, кстати, очень эффективный способ. Это обыкновенная верёвка, связанная узлами. Сетку натягивают на палубу, и когда вертолёт скользит, он упирается в узлы, они не дают соскользнуть.
 
Всё также, как у нас в авиамодельном кружке в Е-бурге... Но улетали планера в даль тёмную довольно редко (т.е. совсем), в основном, - вот так кружась, садились не очень далеко...
 
В полёте на Бро-9 Лёва Невзоров. На четвёртом развороте сорвался. Штопор.
Он что, на скорость совсем не смотрел..? Или он просто не знал, - какие минимальные скорости можно держать на разворотах..? Скорость для планера или самолёта, это - всё..! Как говорят старые лётчики, - "Лучше потерять жену, чем скорость на 4-м развороте"..!?
Хорошо ещё, что жив остался.., такие срывы в штопор чаще оканчиваются гораздо хуже...
 
Авиамоделизмом занялся после 3го класса,самоучка,жили в своем доме на окраине поселка Усть-Омчуг Магаданской области,возле реки Детрин.Выписал с Апрелевской базы посылторга простенький набор,грубо говоря фюзеляж и крыло из фанеры ,в комплекте корд,мотор МК-12В.Каким то образом достал бутылочку эфира,на аэродроме выпросил бутылку керосина,ну и масло моторное у меня было.Выточил винт,спаял топливный бачок из жести,двигатель не запускал ни разу,поэтому от богатой топливной смеси поотбивал себе пальцы,движок толком не обкатывал,так научился запускать,кое как регулировать,а летать то как хочется побыстрей!!!Огород выходит на реку,начало октября лед в заводи стоит и уже сантиметров 25,вбил в лед тонкий металлический штырь,через него пропустил ручку управления кордом,длина корда 6-8метров,запусти двигатель,как мог отрегулировал,отпустил модель на колесном шасси,а сам бегом к ручке,схватил ее и оторвал модель в полет,повихлял ее,но пару кругом успел сделать,потом долбанул об лед.Винт сломал,модель тоже,но восстановлению подлежит,сердце выскакивает из груди,счастья полные штаны- я ПОЛЕТЕЛ !!! И только потом я уже и планеры делал и таймерные и резиномоторные,но мой конек были кордовые пилотажные и воздушный бой !!!В прошлом году ездили семьей в Усть-Омчуг,этот дом чудом сохранился,я из него ушел поступать в летное училище в 1976 году.