Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Реклама
ночные маршрутные полеты над морем
Кайф, правда ведь?
Умиротворение, отсвет приборов фосфором, мерцание АНО и сигареты в зубах, тихое жужжание гироскопов, иногда скрип НЛки и похрапывание командира 😄
За окном нихрена не видно, о существовании планеты напоминает вспухающая картинка на экране РЛС и голоса в гарнитуре.
В таких полётах и нам небольшая расслабуха. А при полётах на поиск ПЛ хрен отдохнёшь, тока если по пути туда и обратно.
Немного все приободрялись, когда рядом летел НЛО и то, тока поначалу. Позжее и гоняться за ними перестали, не догнать.
 
В баню попал реактивный снаряд...
Не про баню.
Давно было. Еду в поезде на каникулы, курс 2,3-й, уже не помню. Я в форме военной.
В купе женщина, в возрасте и чёта ко мне очень агрессивно, не по действиям, а внутрях, чувствую я. Мне пофиг, лежу на верхней полке, отсыпаюсь.
Вечером за чаем разговорились, не люблю, говорит, авиаторов. Почему?
Был у неё муж, секретарь райкома партии, где- то на целинных землях. И как то он решил собрть партактив и председателей колхозов в полях, в домике. Рядом был авиационный полигон ...., вобщем всё то собрание руководителей одной бомбой там и накрыло....
 
Про такие традиции в ОЛАГА я знал и в начале 90-х...
Поэтому и не только, считаю, что лучшее высшее летное образование ГА дают в Ульяновске.
Не в обиду Питерцам...
тоже думаю, что сейчас именно так.
Но один из авторов книги закончил ШФ (ВН) ОЛАГА в 79, тогда ещё были чуток иные времена, ...да и в Ульяновске занимались совсем другим.
 
Последнее редактирование:
Кайф, правда ведь?
Умиротворение, отсвет приборов фосфором, мерцание АНО и сигареты в зубах, тихое жужжание гироскопов, иногда скрип НЛки и похрапывание командира 😄
Умеют же вертолетчики красочно описать природу над морем :giggle:

А на 10 километрах тоже жужжит курсовая система, тихо пожуживает счетчик километров у РСБН, шумит СКВ, дергаются стрелки АРК и светятся подсветки пультов АРК и БРЛС...
Скажете, никакой романтики?
Соглашусь.
Но стоит выдвинуть штурманское кресло на рельсах вперед, к большому своему остекленению...
А там в верхней полусфере звезды и Луна ярко светит.
А внизу или бесконечная Арктика из облаков, красивая и загадочная в свете Луны.
А если облаков нет, то на севере чернота, а на юге (Кубань, Украина) тысячи огонечков как звёзды.
Еще немного высунувшись в блистер, смотришь на эту космическую картину, самолет слегка покачивается, создается ощущение, что вышел в открытый космос. Можно так лететь и смотреть минутами, разглядывая созвездия на небе и земле, четкой границы нет.
Когда уставший, становится не по себе, в открытом-то космосе. Тут опять отодвигаешь кресло назад, поворачиваешься к приборам и продолжаешь работать. :)
 
Луну надо уважать. Известен в истории отечественной военной авиации такой случай. На строевом самолёте
Су-27 в ночном полёте произошел полный отказ навигационной системы и радиосвязи...
На Су-27 остаться полностью без связи тяжело. На прием, по крайней мере, можно работать по 5 разных источников. Да и КИшку никто не отменял
 
Реклама
ага, ....особенно звуки в кабине вертолета:
Вот чего-чего, а со звуками на Ми-6 Бог не обидел!.
Оркестрище! И не всегда в строй- лад
Ладно ещё двигатели, они как-то профессионально-приятно..
Но - не в такт им громко и нудно свистит не попавшая в конус лопасть и по-бабьи противно визжит редуктор
Тут даже храп радиста с бортачом не услышишь
Но - привыкаешь, и вся эта какафония, со временем, даже приносит удовлетворение
 
Вот и я говорю, что Луну надо уважать. А я её даже люблю.
Но на самолетах был для таких случаев КИ-13, именуемый сленгово "бычий глаз".
Он точнее, чем визуальное определение направления на Луну и потом определение курса.
Всю энергетику у меня не выбивало, но ночью при полете из Шереметьево и подлете к Котласу курсовую систему выбило полностью.
О Луне не думали, есть АРК и БРЛС, КИ-13, сели планово в Сыктывкаре. В принципе, на "немецких" Ту-134 без РСБН я тогда так привык пользоваться локатором, что только по нему мог выполнить весь маршрут. А с КИ-13 при отказе энергетики, но при хороших погодных условиях на посадке.
Вспоминая тот случай, думаю, вряд ли Луна нам тогда бы помогла при отказе электропитания.
Но в каких-то редких случаях Луна, конечно, может выручить.

Из авиапереговоров :)
- 716, у вас какие условия видимости?
- Видимость 400 тысяч километров!
- Опа! А как вы определили?
- Луну видно!
Был, по моему в Липецке, организован общественный фонд безопасности полётов. Руководил этим фондом начальник Липецкого центра боевого применения. Они отслеживали лётные происшествия в ВВС и ГА. Выбирали случаи, когда именно лётный экипаж с честью вышел из
тяжелой ситуации. Летчики занявшие первое, второе и третье место награждались грамотами и денежными премиями. Лётчик самолёта Су-27
был лауреатом этого фонда. Начальник Липецкого центра погиб. Что стало с фондом не знаю.
Почти три с половиной года я работал в ОКБ СУ компоновщиком кабины. Кабины самолётов Су-7, С-22 (будущая Су-17), Су-9, Су-11, Су-15 спарка,
Су-15, Су-24, Т-4 (кабина лётчика и кабина штурмана) прошли через мою голову, сердце и руки. Не могу вспомнить был ли на Су-27 компас КИ-13.
Наверно всё же стоял?
Во время всяческих служебных перелётов (в том числе с ОСТАФЬЕВО в САКИ) имел свою "штурманскую карту". Купил чудесную (учебную для 4-го класса) географическую
карту Европейской части СССР. Расчертил на ней нужные маршруты. Координаты брал с бортовых полётных карт. Единственный инструмент -
большой туристский компас. Интересно было наблюдать в районе Курской Магнитной аномалии как начинает вращаться стрелка "моего компаса". Интересно было наблюдать розу ветров зимой около крупных промышленных центров. Она отпечатывалась разными цветами на
снежной поверхности. В салоне или грузовой кабине инженеры всех мастей. Разработчики корабля, катапульты, финишера,, работники ЛИИ, ЦАГИ... Спрашивают- Сергей Борисович где мы? После этого идут к штурману. Возвращаются -Сергей Борисович подойдите к штурману. Со штурманом мы- друзья говорим на ТЫ. Он мне- Учёные проверяют правдивость
твоей информации. Надоели... Штурмана работают, а мы развлекаемся. Летали обычно на АН-24 салон или на Ан-26 рампа.
Самолёты МА ВМФ СССР. Летали на самолётах промышленности Ту-134 , Як-40 , Ан-12 , Ту-124.
Вдруг вспомнил более ранний этап жизни. Я механик на МиГ-17. Учения. По тревоге ночью на Ли-2, на аэродром Титовка.
Прилетает мой МиГ. Обслуживаю и МиГ снова улетает. Подходит инженер эскадрильи - Смирнов твой борт 26 учения закончил и сегодня вечером ваш экипаж заступит на боевое дежурство (у на это называлось дежурное звено). Думаю как же я попаду на свой аэродром? Прилетает наш дивизионный, легкокрылый Як-12. Его пилотирует списанный с истребителей
лётчик-капитан. По его команде снимаю с себя карабин СКС, кладу на пол кабины. Меня сажает на правое место рядом с
с собой. Летим. Я с юмором думаю- почти на персональном самолёте везут, а в водителях у меня офицер морской авиации.
Вечером самолёт борт №26, лётчик, техник и механик заступили на боевое дежурство.
 
Умеют же вертолетчики красочно описать природу над морем :giggle:

А на 10 километрах тоже жужжит курсовая система, тихо пожуживает счетчик километров у РСБН, шумит СКВ, дергаются стрелки АРК и светятся подсветки пультов АРК и БРЛС...
Скажете, никакой романтики?
Соглашусь.
Но стоит выдвинуть штурманское кресло на рельсах вперед, к большому своему остекленению...
А там в верхней полусфере звезды и Луна ярко светит.
А внизу или бесконечная Арктика из облаков, красивая и загадочная в свете Луны.
А если облаков нет, то на севере чернота, а на юге (Кубань, Украина) тысячи огонечков как звёзды.
Еще немного высунувшись в блистер, смотришь на эту космическую картину, самолет слегка покачивается, создается ощущение, что вышел в открытый космос. Можно так лететь и смотреть минутами, разглядывая созвездия на небе и земле, четкой границы нет.
Когда уставший, становится не по себе, в открытом-то космосе. Тут опять отодвигаешь кресло назад, поворачиваешься к приборам и продолжаешь работать. :)
Да, оба штурмана не красочно, а завораживающе красочно изобразили мгновения своей лётной жизни.
 
Реклама
вот и 3000 , какая просадка после отделения будет до раскладки крыла, аэродинамика ведь не вылизанная....
Вот как-то и получается дальность км 30 , мне кажется.
Есть информация,что они помимо крыльев будут иметь ускоритель.
 
Назад