Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Всех причастных и неравнодушных с Праздником - днём штурманской службы ВВС!

Есть в авиации спецы, не бортстрелки и не пилоты.​

Они умны и храбрецы,
и тоже любят самолеты.
Вначале летчик был один
и часто путал север с югом.
Аэродром не находил, мог "пузыря пустить" за кругом.
От авиации отцы, недолго думая решили.
Хоть летчики и молодцы,
но выбрать курс они не в силе.
Им нужен рядом человек,
кто знает звезды, ветрочеты.
Не путает названья рек, план отнесет на перелеты.
Сначала стали звать летнаб,
потом назвали навигатор.
Пахал нелетчик, словно раб,
а летчик был эксплуататор.
Но время выбрало типаж,
назвали штурманом трудягу.
Так появился экипаж,
вперед упрятали беднягу.
И много славного всего они вдвоем понатворили.
И хоть им было нелегко,
весь шар земной исколесили.
Конечно, штурман не пилот,
он это четко понимает.
Посадят задом наперед,
и ничего, он так слетает.
Когда же скорость шла вперед,
наш штурман тоже не терялся.
Он потихоньку в свой черед,
за спину летчика забрался.
Нет, он не струсил, жизнь одна,
по ним ракетами стреляют.
Героев знает вся страна,
их экипажем награждают.(С)
 
Реклама
Братьев штурманов с Праздником !!! :agree: :pivo:
Интересно узнать у МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ.У штурманов -летчиков была полетная карта КАГАНОВИЧА. Было ли и у мореплавателей что-то похожее.Или же как Железняк шел туда ,а вышел в другом месте.
 
их экипажем награждают.(С)
Юрий Викторович, это Ваше творческое вдохновение? :agree:
Приятные стихи, токмо командира награждают обычно побольше, орденом или турьмой, как получится.
А еще мы шутили в летном, что по данным ВЦСПС, пилот ГА - рабочий, штурман - служащий.

У штурманов -летчиков была полетная карта КАГАНОВИЧА. Было ли и у мореплавателей что-то похожее.
Да, я тоже иногда учитывал этот компас.
Железная дорога от Ухты на Воркуту хорошо видна в ясную погоду, а от Омска до Ишима прямая как на карте.
Интересно, что же у мореплавателей из визуальных ориентиров, кроме маяков и берегов...
 
Последнее редактирование:
Интересно, что же у мореплавателей из визуальных ориентиров, кроме маяков и берегов...
А ничего.
Если небо с разрывами облаков, то Солнышко или Луну увидеть можно.
А если небо в облаках, то из визуального только волны. Киты и касатки бывают, а на юге рыбки летучие.
И то днём.
 
Снимок экрана (16335).png
946344_40b22178d8270d90c97977b88b832953.jpg

ШТУРМАНАМ ВЕТКИ С УВАЖЕНИЕМ


Снимок экрана (16335).png
 
Опять эта Луна, никуда нам от неё не деться :giggle:
И в полетах ночью светит постоянно.
Луну надо уважать. Известен в истории отечественной военной авиации такой случай. На строевом самолёте
Су-27 в ночном полёте произошел полный отказ навигационной системы и радиосвязи... Топливо заканчивается. В разрывах облаков мелькнула луна. Лётчик вспоминает, что на взлётном курсе при наборе
высоты Луна была справа. Развернулся в предполагаемом обратном направлении (не размазываю текст-сами
сообразите). Дальше всё ясно - опознал световые ориентиры знакомого города...Сел на свою полосу. Шухер
был большой. Досталось и ОКБ СУ. Голыми руками нас (разработчиков) трудно повесить на Дыбу. Шурманско
службе ВВС вставили очень большой фитиль.

Опытный самолёт ТУ-22М. Испытательный полёт по программе заводских лётных испытании. Задание выполнили. Возвращаются на аэродром ЛИИ. Погода прекрасная. День.ПМУ. Небольшая дымка. На борту
полный порядок. Вся навигация в сверх порядке. По командам щтурмана корабля вышли на посадочную
прямую. Снижаются и слышат разговор - Диспетчер аэродрома Быково кричит- Эй вы на бомбёре, немедленно уходите с нашего посадочного курса. Экипаж Ту-22М удивлён- Надо же, кто-то из военных на Быково садится... Когда командир понял всю ситуацию, отменить касание полосы и дальнейший пробег
было невозможно... Никого не убили, ничего не поломали. Наказание по справедливости было очень жёстким. Так-то товарищи служащие штурмана.

Москва.Лето.Тушинский аэродром. Авиационный праздник. Провёл своих друзей прямо на лётное поле.
Конечно даю им ну просто выдающиеся пояснения. Близится главное действие, россиянам покажут проход самолёта Ту-22М2 на малой высоте и большой скорости. Погода испортилась. Слабый дождь, сильный ветер.
"Всезнающий" Смирнов показывает друзьям откуда выскочит самолёт. Выскочил паралельным курсом
прмерно на 1000 метров правей оси прохода.
Всяко бывает товарищи штурмана. Деталей не узнавал. Может приводной маяк не там выставили. Может
штурман дал маху. Вся надежда на вас - точно над тайгою нужный кус найдёт и прямо рядом с веткой
посадит самолёт-вертолёт!
 
Реклама
Луну надо уважать. Известен в истории отечественной военной авиации такой случай. На строевом самолёте
Су-27 в ночном полёте произошел полный отказ навигационной системы и радиосвязи...
Вот и я говорю, что Луну надо уважать. А я её даже люблю.
Но на самолетах был для таких случаев КИ-13, именуемый сленгово "бычий глаз".
Он точнее, чем визуальное определение направления на Луну и потом определение курса.
Всю энергетику у меня не выбивало, но ночью при полете из Шереметьево и подлете к Котласу курсовую систему выбило полностью.
О Луне не думали, есть АРК и БРЛС, КИ-13, сели планово в Сыктывкаре. В принципе, на "немецких" Ту-134 без РСБН я тогда так привык пользоваться локатором, что только по нему мог выполнить весь маршрут. А с КИ-13 при отказе энергетики, но при хороших погодных условиях на посадке.
Вспоминая тот случай, думаю, вряд ли Луна нам тогда бы помогла при отказе электропитания.
Но в каких-то редких случаях Луна, конечно, может выручить.

Из авиапереговоров :)
- 716, у вас какие условия видимости?
- Видимость 400 тысяч километров!
- Опа! А как вы определили?
- Луну видно!
 
Последнее редактирование:
Цитата из другого пособия, она просто слизана афторами. Пролистал, вопросы ко всему)) Оформление,профиль полёта. Об ортодромии так закрутил,что ничего не понятно. На одинаковых рисунках разные обозначения элементов.., списка литературы нет, создалось впечатление, что авторы всё это сами придумали 😊
Вот обучаемые по таким учебникам не знают элементарного и садятся в полях ))
 
Вот обучаемые по таким учебникам не знают элементарного и садятся в полях ))
а я-то думал: "отчего это уральцы по полям гоняют?" :unsure:
... оказывается, их Юра Сарайский да Ваня Алешков так научили. :cry:
 
Вот обучаемые по таким учебникам не знают элементарного и садятся в полях ))
На кукурузное поле сели вынужденно, а вот на пшеничное...
Но в обоих случаях, думаю, то учебное пособие не виновато. :unsure:

Эх, нас ортдромии учили на первом курсе, весь год был предмет картография.
Там мы узнали, что Земля и плоская и круглая и эллипсоидная и геоидная.
Примерно полгода изучали ортодромию, решали задачи сферической тригонометрии.
Потом мне это пригодилось для расчетов данных для полетов по РСБН.
А сейчас для пилотов в учебнике про ортодромию лишь пара страниц...
 
Но в каких-то редких случаях Луна, конечно, может выручить.
Вспоминаются ночные маршрутные полеты над морем..
Три маршрута над морем..Ночью..Зимой..Полная темень и отсутствие ориентиров.
В таких случаях обычно включал внутреннее освещение кабины и полностью переходил на приборное пилотирование
Всё менялось,когда смена совпадала с наличием Луны на небе!
Мягкий свет и приятная ориентировка, лунная дорожка на воде,над поверхностью подсветка от снега, ежели зимой
На третьем маршруте ,правда, катастрофически хотелось спать
 
Экипаж Ту-22М удивлён- Надо же, кто-то из военных на Быково садится... Когда командир понял всю ситуацию, отменить касание полосы и дальнейший пробег
было невозможно... Никого не убили, ничего не поломали. Наказание по справедливости было очень жёстким.
В Быково сесть на Ту-22М - это для испытателей.
Не помню, какая там была длина ВПП, по-моему, короче чем 2500м. Там и высота круга 400м была, необычная.
На Ту-134 туда один раз всего сели, перегоняли в ремонт. А запасным никогда не брали.
 
Реклама
Назад