Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
"Человек, прошедший школу лётных испытаний, в авиации умеет всё!" (М.П.Симонов).
И это было бы смешно, когда бы не было так грустно...
 
Доброе слово
В отделе ПНО (пилотажно-навигационное оборудование) с 1963года по 1973 работал конструктор Константин Христофорович Марбашев. Группы проектирования
кабин до февраля месяца 1964 года в ОКБ не было. Поэтому ,как бы по совместительсву, за кабинами "присматривали" Кондратьев, Марбашев и другие молодые
пилотажно-навиганционщики. Константин в 1963 году был студентом пятого курса вечернего отделения МАИ по специальности самолётостроение. Скомпонованная им предварительная компановка приборной доски самолёта Т-4 поменяла хозяина - появилась группа кабин.

В 1974 году сложилась тяжёлая ситуация с лётными испытаниями самолёта Су-24. Не хватало ведущих по лётным испытаниям. Константин уходит в отдел лётных испытаний. Тандем М.П. Симонов плюс К.Х. Марбашев дал жизнь самолёту Су-24. Все помнят знаменитую телеграмму Марбашева Главкому ВВС Кутахову о том, что
ВВС сознательно затягивают испытания...

Посадка Су-27К на палубу корабля 1 ноября 1989 года в 16часов 41 минуту произошла благодаря Марбашеву. Он организовал встречу нужных людей
на берегу и на корабле в час Х. И он обеспечил этих людей нужными документами.

1990-1991 год главный конструктор Су-27К(Су-33) руководит освоением серийного производства самолётов на КнАА ПО. Первые из них поступают в 279-й
корабельный истребительный авиаполк.

1994 год главный конструктор обеспечивает завершение лётных испытаний самолёта Су-33 и его освоение в строю.

1996 год учавствиет в трёхмесячном боевом походе на ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" в составе эскадры кораблей СФ.

Далее Директор программы и главный конструктор самолёта Су-27КУБ.

Годы жизни 7.01.1940 - 13.04. 2021
 
Да, рост Валерия Брумеля 185 см., а Джона Томаса 196 см.
История однако. Как же не вспомнить Брумеля.Его ПЕРВЫЙ прыжок после катастрофы--- аж 2 метра 5 см.Мы были школьниками и в спортзале выставили для всеобщего обозрения эти самые 2 метра 5 см,рейки и планка на них и на нитке бумажка и надпись 2метра 5 см.Правда история имеет продолжение. В 1984 году пьяный водитель сбил моего папу на переходе,перелом ноги.Возраст 71 год.Были постоянно на связи с родителями,через своего солдата сумел достать МУМИЁ--НАСТОЯЩЕЕ,но особых подвижек в лечении не было. И потом мама позвонила и сказала..НУЖЕН АППАРАТ ЕЛЕЗАРОВА.Как у Райкина "через кирилицо и товаровед " жена выпросила этот самый аппарат Елизарова по месту своей прежней работы--детской клинике.Отправили самолетом в Кишинев этот аппарат.Приехал в отпуск в апреле 1985 года и сходили на прием и сделали рентген ноги и прогрессс.К августу все стало хорошо,кости срослись.Правда за аппарат,который упросили оставить в больнице, наши Унгенские врачи отдали коньяк,жена привезла медикам детской клиники.Все остались довольны.Кто аппаратом,кто коньяком.Так что прославлены и Брумель и Елизаров.
 
По Су-27.
По началу было не совсем обычно. Впереди ничего нет, это как сесть из машины, где виден капот, на КАМАЗ. Было не понятно где должна проходить линия горизонта на взлете. Методом тыка определили 1/3 по зеркалам. Как действовать РУС, или сразу брать до "пупа" или по мере роста скорости. Опять же квадратно-гнездовым методом вычислили, что плавненько на скорости 200, берем РУС на себя. По началу, было не привычно. На старых типах при взятии РУС, ощущение, что немного на спину ложишься, а тут строго вертикально вверх, как за шкирку берут и поднимают. Снижение на глиссаде на РЛЗшных скоростях приводило к тому, что ОЛС закрывал полосу-увеличили скорость планирования на 10км/час, хотя на малых скоростях "сушка" садилась по "авианосному", куда смотрел, там и коснулся ВПП. Но за это мягко журили, со стороны смотрелась посадка "как ворона на дерьмо", но мягко касание с легким дымком. Указатель скорости был маленький. Когда дошли до ночи, было совсем не айс. Лампочка подсвечивала скорость только в районе 600км/час, подсвет кабины был белого цвета, что тоже было не привычно. Увеличишь подсвет-блики на фонаре, уменьшали до минимума. Контроль скорости , ночью, по ИЛС, тоже не очень был. Полосу плохо видно. Потом поставили нормальный указатель скорости и добавили вторую лампочку.
И самое интересное было. Замечено только ночью и на Северах, в безоблачную ночь. По фонарю бегали цветные змейки
 
Сначала ОЛС решили разделить на два отдельных блока (теплопеленгатор и лазерный дальномер) с обтекателями диаметром 180 мм. Разместить
симметрично слева и справа в наплывах крыла. Но не удалость совместить линии визирования. Поэтому вернулись к единому блоку с диаметром
оптического блока 250 мм. Разместили в носовой части фюзеляжа перед фонарём кабины. Вариант с выдвижным блоком не получился. Сдвинули
блок к правому борту для сохранения обзора из кабины.
 
Последнее редактирование:
Сначала ОЛС решили разделить на два
Как интересно, разработчики, создатели, и строевые летчики, есть воспоминания строевого летчика, Геннадий Черкизов, 3 перегона с завода в Гудаута и все серии с доработками. Было время!!!
 
Сергей Борисович. Я тоже немного причастен к ОКБ СУХОГО.Как никак, а начинал изучать СУ-9.Да и день сегодня 22 июля день рождения Павла Осиповича Сухого .Здоровья вам и всего хорошего.
 
Виктор Калика прислал :
22 июля 2024 года на 78-м году жизни скончался командир 279-го отдельного корабельного штурмового авиаполка
ВВС Северного флота (с 1980г по 1983г), Заслуженный военный летчик РФ, лётчик-снайпер, полковник в отставке Николай Петрович ЕДУШ.
Николай Петрович был одним из лучших корабельных летчиков, а в 32-а года он уже стал командиром 279-го окшап ВВС Северного флота.
27 января 1981 года подполковник Н.Е.Едуш первым в истории отечественой морской авиации на самолете вертикального взлета и посадки
Як-38 совершил 200-ти посадок на палубу авианесущего крейсера.
В этом же году Николай Петрович впервые в истории корабельной авиации СССР выполнил пуск с Як-38 самонаводящейся ракеты по
мишени ТСТ-41.
Всего за время военной службы Едуш Н.П. освоил 12-ть типов самолетов. Участвовал в 5-ти боевых службах в Атлантике, Балтийском и
Средиземном морях. Награжден двумя орденами "За службу Родине в ВС СССР" 2-й и 3-й степени.
 
"Забегая вперёд -завтра я буду сидеть в макетах кабин самолётов Ту-22 и Ту-144. Идёт август или сентябрь 1965 года.
БГВ в это время переходит сТу-16 на Ту-22. Я в это время из кабины Т-4 в кабину Ту-22. Интересные параллели"

Утром , следующего дня я в высоком макетном зале ОКБ ТУ. Знакомлюсь с компоновщиком кабины Ту-22 и Ту-144. Очень толковый и образованный
человек. Член Союза дизайнеров СССР. Автор ряда статей по инженерной эргономике кабин самолётов. На прощанье подарил мне несколько
журналов со своими статьями. Старше меня лет на двадцать (мне 27). Подходим к макету кабины Ту-22. Короткий инструктаж по технике безопас-
ности. Привязывают меня к креслу лётчика. Кресло поднимает меня в кабину. Осматриваюсь. Кабина очень тесная и узкая. На Т-4 кабина пошире.
Насыщенность кабины оборудованием и приборами может немного больше чем на Су-7Б. Работать с арматурой кабины очень сложно. Слишком
близко к моему телу и локтям все тумблера, переключатели и т.п. Тангаж примерно стояночный. Оцениваю обзор. В стояночном положении примерно одинаков по углам. Но наш фюзеляж выше над землёй. В характерных точках посадочной глиссады у нас углы атаки будут больше ,
чем на Ту-22 и зона затенения земли соответственно больше. Клиновидный козырёк фонаря воспринимаю спокойно (хотя такая форма козырька
не способствует устойчивой пространственной ориентировке лётчика). Макет кабины расположен на высоте примерно 20-25 метров над землёй
и через остекленение я вижу впереди и внизу берег Яузы и густой парк. Впечатление как будто летишь. Кресло опускает меня на пол. Понял, что
улучшить такую кабины не возможно. Мелкие недоработки можно исправить. А по большому счёту резервы лежат не в кабине, а в задумке
всего самолёта.

Поговорили и к макету кабины пилотов самолёта Ту-144. Полный мой восторг. Красиво решена задача обзора в крейсерском режиме полёта.
Красиво решена задача обеспечения обзора на взлёте и посадке.

Возвращаюсь в родное ОКБ. Докладываю начальнику группы кабин, что никаких волшебных рецептов на тему как сделать хороший обзор не получил и знал об этом раньше. Начальника бригады общих видов (группа кабин в составе бригады) я подвёл. Он сильно надеялся вслух
перед аудиторией.

Лично для меня экскурсия была очень интересная и полезная. Понял ,что и я сильный профессионал. На других посмотрел. Себя показал.
Так вырабатывается уверенность в себе, опыт, эрудиция. Кстати, больше всего кабинщики общаются с шеф пилотом своей фирмы. Теперь
я готов к новой встрече с Ильюшиным по поводу обзора.

Продолжение следует
 
Последнее редактирование:
На южной "делянке" собрал себе небольшую библиотеку, чтоб не скучно было.
В числе оных упоминавшееся ранее Сергеем Борисовичем, с отметкой благодарности автора ( фамилию не все забыли)?
Сергей Борисович - огромное Вам спасибо!

 
Последнее редактирование:
Николай Петрович ЕДУШ.
Царствие небесное душе лётчика и командира... Точно такое сообщение получил по ватсапу от сослуживца по северу.
с большим интересом послушал. Некоторые истории слышал от других лётчиков, с некоторыми людьми, о которых заходила речь, был знаком. Самого Едуша видел один раз, на полётах в Североморске-3. Лукашук Иван (царствие небесное) показал на него взглядом: - Знаешь, кто это?...Едуш, был командиром у нас, теперь в Москве... У меня среди старых фотографий случайно сохранилась, где он в составе полка, после одного из походов. Конечно, старые фото и даже ролики не могут сохранить всего, что пережито, но все равно интересно, вспомнить и пошевелить забытые эмоции и впечатления.
 
интересно, вспомнить и пошевелить забытые эмоции и впечатления
Навеяло!

"Повторно жизнь нам не прожить,
Но хочется вновь окунуться
В терзанья юношеских страстей,
К мечте своей вернуться!"