Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Реклама
Не первый раз вы упоминаете эту катастрофу, меня все время мучает вопрос - конец мая, а правак по вашим словам только выпустился?
Костя, рад приветствовать тебя.., я в тебе всегда вижу твоего отца, моего дорогого сослуживца - Александра, ведь ты очень похож на него... Теперь по поводу вопроса... Во-первых, я дико извиняюсь за свою грубую ошибку: в своём крайнем посту я написал, что катастрофа экипажа м-ра Шарова произошла в 1977-м, тогда как она произошла в 1973-м году, а уже в начале 1974-го я был переведён в Саки в 30-й ОДРАП, на ТУ-22 и поэтому не мог бы знать всех подробностей данной катастрофы, да и м-р Шаров не мог быть тогда моим командиром отряда... А в 1973-м я был рядовым КК и мой ком отряда был м-р Шаров. И да, - л-нт Перегняк выпустился глубокой осенью 1972-го и по каким-то причинам его вскоре после прибытия в наш 124-й МРАП отправили в отпуск (видимо потому, что в этот период полк обычно занимался в основном полётами при минимуме погоды для подтверждения класса лётчиками и штурманами и лётному составу было, образно говоря, не до него, т.е. не до его личной лётной подготовки). А когда он вернулся из отпуска, он начал сдавать зачёты на допуск к полётам... И это, видимо, тоже тянулось довольно долго, т.к. были многочисленные задержки, да и сам Перегняк заболел и лежал одно время в санчасти... После лечения и сдачи зачётов, его определили сразу в экипаж ком. отряда м-ра Шарова, чтобы побыстрее ввести его в строй. И для этой цели ком АЭ п.п-к Акпорисов решил в этом полёте (оказавшимся первым и последним для него) с 29-го на 30-е мая, что ком отряда сразу сделает все контрольные проверки и даст ему допуск для полётов в составе экипажа во всех условиях и поэтому спланировал лейтенанта в экипаже Шарова, не смотря на то, что это был полёт по учениям и сразу ночью и в СМУ... И вот так трагически для всего экипажа закончился этот "Акпорисовский эксперимент"...
 
И - маленький "довесок" к моему предыдущему посту: если бы подобный "эксперимент" попробовал бы устроить любой другой комэска, то ему бы это так не сошло бы с рук, но здесь все, наверное, знают, что тестем у Васи Акпорисова был ... генерал Шушпанов и это объясняет, - почему Васе всё сошло с рук...
 
Если я правильно помню, свой первый полёт на Ту-16 по прибытию в полк после окончания училища наш Анатолий Ильич
совершил с Акпорисовым.
С Васей Акпорисовым свой первый полёт на ТУ-16 выполнял в своё время и мой кашник Витя Кубраков, тот самый, что 11 мая 1979-го сумел при взрыве самолёта ТУ-22М2 в Октябрьском катапультировать весь экипаж (и тем самым спас его).., а сам катапультироваться не успел и .. погиб... С Васей Акпорисовым несколько полётов сделал в своё время (в 1968-м году) и я.., тогда он был ещё старшим лейтенантом и был только что назначен КК в 124-м МРАП, а он сам только что женился на дочке генерал-майора Шушпанова...
 
С Васей Акпорисовым свой первый полёт на ТУ-16 выполнял в своё время и мой кашник Витя Кубраков, тот самый, что 11 мая 1979-го сумел при взрыве самолёта ТУ-22М2 в Октябрьском катапультировать весь экипаж (и тем самым спас его).., а сам катапультироваться не успел и .. погиб... С Васей Акпорисовым несколько полётов сделал в своё время (в 1968-м году) и я.., тогда он был ещё старшим лейтенантом и был только что назначен КК в 124-м МРАП, а он сам только что женился на дочке генерал-майора Шушпанова...
 
Если память не подводит на М2 Морлёт летал...
С Уважением! И сожалением!...
 
Реклама
Тут я читаю пост нашего главного юриста - "Недокачинца" и хотел бы заметить, что в данной информации суть происшествия извращена... Разумеется, это не вина нашего юриста "Недокачинца", а вина руководителей ВВВАУШ, которые ответственны за выпуск этой страницы. Итак, во-первых, Виктор Кубраков выполнял не полёт по кругу, а взлетел в составе полка для выполнения полёта на Радиус, т.е. - на полигон на Каспийском море с тактическим ударом по цели (да и кто выполняет полёт по кругу на высоте 3400 м)... Но сразу после взлёта у Виктора зависли обороты одного двигателя... Виктор доложил об этом РП и тот дал ему команду - прекратить выполнение задания и производить выработку топлива над точкой. Виктор чувствовал, что обороты зависли не просто так, а по какой-то серьёзной причине и поэтому несколько раз просил разрешения у РП - произвести посадку не дожидаясь полной выработки топлива до требуемого минимального посадочного веса, а раньше, пусть и с слегка превышенным остатком.., но РП (РП был ком полка п-к Тхоржевский) не разрешил этого и потребовал - продолжать вырабатывать топливо до минимального остатка... В результате, на одном из многочисленных проходов в хвостовой части самолёта произошёл взрыв уже пустого бака в киле (как выяснилось при расследовании катастрофы, обороты зависли в результате факеления одной топливной форсунки из-за трещины и это привело к пережиганию тяги управления оборотами двигателя и последующему за этим обрыву лопатки турбины, которая оторвавшись, пробила уже пустой топливный бак в киле, а это сразу привело к взрыву паров керосина в пустом баке в киле). Инфа о том, что самолёт не реагировал на отклонение штурвала - ошибочна, видимо, авторы статьи перепутали: самолёт нормально слушался штурвала (иначе он не смог бы выдерживать заданный эшелон - 3400 м), но не реагировал на изменение положения РУД (обороты одного движка зависли). А когда произошёл взрыв, самолёт просто стал разваливаться в воздухе и, кувыркаясь, стал падать... Теперь уже счёт пошёл буквально на секунды и при знакопеременных 11-кратных перегрузках, Виктор сумел дотянуться до тумблера принудительного покидания экипажа и включить его. При этом ногу Виктора от взрыва килевого бака зажало мощной педалью РП (руля поворота) и подножкой катапультного кресла (в результате взрыва в киле, РП резко ушёл и педаль РП резко ушла почти до самой подножки кресла и тем самым зажала мощный ботинок вместе с ногой Виктора)... Об этом на поминках рассказал сам правак... Возможно, если бы Виктор не потерял драгоценные секунды, пытаясь высвободить ногу с ботинком, он успел бы спастись в последний момент, но... всё случилось так, как случилось... И там же, на поминках по Виктору, помню, как его жена Таня была очень возмущена действиями ком.полка п-ка Тхоржевского, - а именно тем, что на неоднократные запросы Виктора - произвести срочную посадку, Тхоржевский так и не разрешил произвести эту срочную посадку и в результате её муж погиб..!
 
Последнее редактирование:
Уважаемый Pilotiaga, по поводу той катастрофы только один вопрос. Самолет Ту-16, зелёный ПКК, а штурман тоже был "зеленый"? Возможно у него нет АГД, но скорость, высота, курс наверняка есть. И те отклонения, о которых Вы говорили, наверняка должен был видеть. Тем более при заходе на посадку.
 
Если я правильно помню, свой первый полёт на Ту-16 по прибытию в полк после окончания училища наш Анатолий Ильич
совершил с Акпорисовым.
Всё правильно, кроме одного момента. Первый ознакомительный на Ту-16, как и все предыдущие и последующие полеты, я выполнял. ;) От слова "совершил" (в отношении своих полетов) меня отучили в училище: ...совершают подвиги, а полеты выполняют. :giggle:
 
Тут я читаю пост нашего главного юриста - "Недокачинца" и хотел бы заметить, что в данной информации суть происшествия извращена... Разумеется, это не вина нашего юриста "Недокачинца", а вина руководителей ВВВАУШ, которые ответственны за выпуск этой страницы. ... И там же, на поминках по Виктору, помню, как его жена Таня была очень возмущена действиями ком.полка п-ка Тхоржевского, - а именно тем, что на неоднократные запросы Виктора - произвести срочную посадку, Тхоржевский так и не разрешил произвести эту срочную посадку и в результате её муж погиб..!
А вот как без Вас Сергей Борисович как очевидца событий будем знать факты, а не удобные для некоторых версии!...
Здоровья ВСЕМ! Похоже на КОВИД - температура 39 и горло болит (а гланды ещё в детстве отрезали - нечему болеть). Эскулапы анализы не назначали (кроме флюорографии) - человеку выкуривающему 3-4-ре пачки в сутки. Живучий я - 4-й раз уже. :)
С Уважением!
 
Возможно, если бы Виктор не потерял драгоценные секунды, пытаясь высвободить ногу с ботинком, он успел бы спастись в последний момент
Сергей Борисович, педаль, кроме ноги, могла зажать ещё и держку катапульты? В такой ситуации спасать уже самого себя надо было...
 
Уважаемый @Pilotiaga, по поводу той катастрофы только один вопрос. Самолет Ту-16, зелёный ПКК, а штурман тоже был "зеленый"?
Отвечаю на вопрос Уважаемого Lopast56. На том самолёте ТУ-16 (его бортовой был - 31-й) никого из экипажа "зелёных" не было: во-первых - 124-й МРАП (морской ракетоносный авиационный полк), т.е. весь полк входил в состав ВВС ЧФ, т.е. был именно морским и правак л-нт Перегняк в 1972-м году закончил Оренбургское ВВАУЛ, которое практически полностью готовило морских лётчиков по подразделениям: МРА - морская ракетоносная авиация (которое и закончил Перегняк, и ПЛА - противолодочная авиация. А инфу про состав экипажа я здесь как-то уже выкладывал: сам КК м-р Шаров в 1968-м году перевёлся вместе со штурманом из также морского АГ (авиагарнизона) Монгохто, а буквально через полгода и оба ВСР и КОУ (прапорщики Бабак и Димченко) также перевелись с Монгохто и здесь в Гвардейском (Крым) собрались опять в один полностью подготовленный морской экипаж. Разве что второй штурман был в экипаже новым - л-нт Шершевицкий, ну и правак - л-нт Перегняк тоже были новичками в данном экипаже... Да, у штурмана корабля никакого АГД не было, но все остальные приборы: курс - разумеется, ведь именно штурман и выдаёт курс, затем скорость и высота у штурмана к-на Пугач были и разумеется, он пытался помочь командиру, но как я ранее детально рассказывал об этой катастрофе, командир корабля м-р Шаров потому и не успел полностью разобраться в сложившейся обстановке, что на него "посыпалось" одновременно через чур много всевозможной информации... Как только Шаров, пилотируя по своему, начавшему заваливаться влево указателю АГД-1 начал "уводить самолёт влево (курс посадки был 189, т.е. почти прямо впереди и параллельно проходил посадочный курс аэропорта Симферополь (там был курс 186), то самолёт Шарова начал пересекать посадочный Симферополя, что было недопустимо и оттуда сразу стали звонить на КДП Гвардейского и, соответственно РП Гвардейского стал командовать Шарову - "не уклоняться влево", "Вы пересекаете посадочный Симферополя", штурман Пугач тоже начал давать команды лётчику - "не уклоняться влево", но Шаров-то видел перед собой и второй указатель АГД, который показывал правый крен (напоминаю, оба указателя начали "разваливаться" в разные стороны потому, что следящая система прибора АГД-1 работала исправно и отслеживала и передавала сигналы на "разваливающиеся в разные стороны" указатели комплекта АГД-1 командира... При этом у правака Перегняк указатель АГД показывал , что самолёт вошёл в левый крен (и это было реально, т.к. Шаров уже ввёл самолёт в левый крен согласно показаниям своего указателя, который и отказал, но этого пока ещё никто не знал, т.к. лампа "Отказ АГД" на указателе КК не горела... При этом стала падать и скорость, т.к. самолёт в крене требует больше тяги для удержания его в горизонте, но обороты ещё не были увеличены командиром... В экипаже начался настоящий гвалт: кричал РП Симферополя, кричал РП нашего АС Гвардейского, командовал штурман, пытался отвечать обоим РП сам Шаров... А правак Перегняк практически молчал, во-первых потому, что и без него крику было достаточно и во-вторых, потому, что правак понимал, что командир опытнее и в такой сложной ситуации мешать ему просто не следует... Молчал также и второй штурман -л-нт Шершевицкий (да он ничем не мог и помочь и если бы встрял, то только усугубил ситуацию). А если помните, - был натуральный минимум погоды, ночь, высота малая (они только прошли ДПРМ и тут произошёл отказ АГД)... Короче, Шаров не успел разобраться в обстановке, когда лампа "Отказ АГД" не горит, оба указателя АГД командира "развалились" в разные стороны, а третий указатель АГД у правака, хоть и показывал правильно (что самолёт в левом глубоком крене), но это было ещё одно - третье показание АГД, да к тому же, кроме криков с обоих КДП, Шаров услышал команду штурмана - "Командир, скорость падает, добавь оборотов"... В такой сложной во всех смыслах обстановке Шаров не успел разобраться в ситуации и перейти на пилотирование по дублирующим приборам... В последний момент Шаров понял, что самолёт находится в глубоком крене и вывел самолёт из крена, но было уже поздно - самолёт имел поступательную скорость 180 км.час. (это для ТУ-16 уже не скорость, а парашютирование) и в последний момент Шаров только успел сказать обычное в таких ситуациях - "Пиз..ц" и самолёт плашмя впечатался в мокрую Крымскую землю (шёл сильный дождь)... Колёса основного шасси сделали ямы около 5 метров.., от удара начался пожар, все 6 членов экипажа так и погибли сидя на своих местах... Я слушал всю запись магнитофона МС-61 и у меня осталось очень тяжёлое впечатление от той сумашедшей обстановки в эфире... Как я уже рассказывал ранее, меня практически заставили зайти в Симферопольский морг, чтобы разложить по гробам обгорелые останки всего экипажа (поскольку мой однокашник - Чабанов наотрез отказался заходить в морг и мне сказали - "Иди.., больше некому"... Мне дали стакан водки и втолкнули в морг... После этого я дня три не мог спать... Вот такие "пироги"...
 
Последнее редактирование:
Реклама
Сергей Борисович, педаль, кроме ноги, могла зажать ещё и держку катапульты? В такой ситуации спасать уже самого себя надо было...
Толя, как я уже говорил, на поминках присутствовали и второй штурман и правак и этот правак просто видел, как ботинок Виктора зажала именно "пришедшая к себе" до упора (т.е. до подножки катапультного сиденья педаль) и Виктор склонился, пытаясь вытащить ногу.., дальше правак уже не успел ничего увидеть, так как его выбросило из кабины...
 
Назад