Сальков Федор Федорович
Основное: лётчик должен летать! Причём летать регулярно. Лётчик - это не профессия, а образ жизни. А военный лётчик, ещё и палубной авиации, всё это надо умножить в двое, а то и в трое. Глубоко убеждён, что лётчик должен иметь налет не менее 150-200 часов в год. А лётчиков, налетавших менее 50 часов в год считать потенциально опасными в плане безопасности полётов. Посмотрите последние аварии и катастрофы ... налет - мизерный, подготовка в сложных условиях - никакая, взаимодействие в экипаже - нулевое, знание особых случаев в полете - отвратительное, организация полётов - преступная. Этот список можно продолжать ещё долго. Всё меньше в авиации остаётся людей, заставших нормальную организацию лётной работы, тех, которые знали и понимали, что основные законы авиации написаны кровью! Почему жизнь не учит нынешнее поколение авиаторов? Что это за отношение к выбранной профессии? Пацаны [не литературное слово] восьмидесятых и девяностых годов рождения! Я обращаюсь к вам. Поймите, что всё зависит от вас самих, от вашего отношения к профессии. Именно от вас зависит возрождение палубной авиации. Будьте примером в выполнении своих обязанностей, особенно в плане безопасности полётов. Требуйте того же от своих подчинённых. Усвойте для себя несколько простых понятий, о которых сейчас стали забывать.
- разбор полётов, - это основа основ, это школа, это обучение, это умение анализировать свои действия, это гарантия недопущения повторных ошибок, это учеба на ошибках других.
- выявляйте у себя и у подчинённых недоученность. Она может проявляться во всём: в неумении выдерживать режимы полёта, в слабом знании особых случаев в полёте, в неумении ориентироваться в усложненной обстановке, в незнании психических и физических особенностей лётчика при посадке на корабль (особенно ночью и особенно в качку).
- при большом (и регулярном) налёте подстерегает другая беда - может появиться чувство самоуспокоенности, чувство, что всё знаешь и умеешь. Это далеко не так. Усвойте и для себя одну простую вещь: предела в технике пилотирования не существует!
- готовьтесь каждому полёту (даже к самому простому) независимо от их повторяемости.
- продумывать и каждую мелочь, сами себе перед полетом давайте в водные типа:
После взлёта с корабля отказал один двигатель. Мои действия?
- при срочных вылетах на корабль, хотя бы вкратце, повтори особенности корабля, его ТТД и обязательно препятствия в зоне вылета и посадки (катастрофа Ю.И.Блатцева).
- при полёте в качестве ведущего постоянно помните о том, кто у вас "на хвосте".
- не стройте из себя героев, не старайтесь выполнить полёт любой ценой (сейчас, слава Богу, не война). Вспоминаю в своей практике случай, когда лётчик, подготовленный к данному виду полётов, подошел ко мне и сказал: "Командир! Чувствую, что не потяну. Вылетай сам." Взлетел сам. Нужно было выдать целеуказание на фактическое нанесение ракетного удара. Ночь. Погода - дерьмо. РКР "Вице-адмирал Дрозд". Высота полётной палубы от воды - 2.5 метра. Серьёзная качка. Порой волны перекатывались через вертолётную площадку. Ну ничего! Выдали целеуказание, корабль поразил цель, прилетели. Садились уже, практически, в тумане. На посадке использовали локатор стрельбовой станции "Ятаган" (удаление, кстати, подсказывает с точностью ±10 метров). Ну что, после вылета подошёл к этому лётчику, пожалуй ему руку и сказал: "Всё правильно Володя! Я сам этот вылет еле-еле потянул. А ты поступил правильно, что честно оценил свои силы и возможности!"
И что? Да просто после этого случая я зауважал этого лётчика ещё больше!
- будучи старшим авиагруппы, никогда не идите на поводу у флотоводцев. Всё что касается размещения вашего личного состава, проживания, питания, обеспечения полётов, выполнение полётов - всё это должно быть как положено!
А то, как написано в одном акте расследования аварии Ка-27ПС: "Лётный состав питался в каюте." Это безобразие. Так не должно быть!
- ещё один момент: научитесь предельно честно оценивать свою лётную подготовку. Не бойтесь сами себе признаться в том, что не всё у вас получается. Чаще советуйтесь с более опытными лётчиками и штурманами. Поверьте мне: общение с более опытными авиаторами - огромной школа!
- и крайнее. Будь собран от момента посадки в вертолёт и до момента выхода из вертолёта. Вспоминается случай, когда экипаж успешно выполнил полётное задание, приземлился, зарулил на стоянку, перевёл двигатели на режим малого газа и больше за поведением вертолёта и обстановкой вокруг него не следил. В итоге вертолёт не был поставлен на стояночный тормоз и потихоньку покатился, пока не встретил на
своём пути столб, который и зацепил лопастями. В итоге пришлось менять комплект лопастей, колонку и редуктор. Причина простая - экипаж и решил, что дело сделано и можно расслабиться. Поэтому бортовой техник заполнял журнал подготовки вертолёта к вылету, штурман рылся в штурманском портфеле, а командир просто ковырял в носу, тупо глядя на стрелку секундомера, чтобы выдержать время охлаждения двигателей. Да и встречающий техник после заруливания пошёл встречать очередной борт. В итоге за поведением вертолёта никто не следил и получилось, то что должно было получиться...
Или, казалось бы, простое дело прогонка вертолёта. Однако, не всё так просто. Например, на аэродроме Кача перед перебазированием на ТАКР "Киев" производилась прогонка вертолёта со снятием режимов работы двигателей на жесткой швартовке. Причём, площадка для газовки была выложена металлическими плитами (знаете, наверное, - такими "дырявыми"). В итоге вертолёт попал в земной резонанс, кто не знает - это совпадение собственных колебаний вертолёта с вынужденными. Ситуация развивалась стремительно. Хорошо, что в кабине находился опытный лётчик М.Ю.Голоднов. Как потом вспоминал Михаил Юрьевич, - начало "трепать" так, что еле-еле сумел поймать РУДы, чтобы выключить двигатели. Хорошо ещё и то, что были пристёгнуты, иначе вышвырнуло бы из кабины вместе с блистерами а потом ещё и прибило разваливающимися частями вертолёта. Случай лишний раз доказывающий, что авиации мелочей не бывает и что даже в простейшей ситуации всегда может подстерегать опасность.
Теперь немного хочу покаяться, что и мне приходилось иной раз отступать от своих принципов и идти осознанно на нарушение лётных законов вольно или невольно...
Дело прошлое, конечно, но так делать никому не рекомендую. Приведу пару случаев. Первый случай - нарушение вынужденное. Итак, стояли мы на ТАКР "Киев" на рейде Севастополя. Корабль готовился к постановке в док, а авиация к перелёту. Штурмовики на аэродром Саки, а вертолёты на аэродром Донузлав. Времени на всё это было достаточно, но видимо, что-то пошло не так. Короче, пришёл приказ - корабль срочно поставить в док. Срочно подали заявки на перелёт. Перелетели штурмовики, начали перелёты и мы. На борту оставалось всего два крайних вертолёта, как потом выяснилось, - с проблемами... В общем, - привозит качинский Ми-8
из Донузлава на "Киев" мой экипаж и экипаж И.Чеберяченко. Ми-8 садится на палубу , выгружает нас и тут же улетает. Смотрю, - на полётной палубе какая-то суета, ажиотаж... К кораблю тем временем швартуются буксиры, которые будут заводить ТАКр в док. На палубе два вертолёта. Подхожу к своему. Техник докладывает: "Вертолёт к полету не готов. Отсутствуют оба указателя скорости." В это время над полётной палубой разносится зычный голос командира "Киева" Г.П. Ясницкого по громкой связи, причём открытым текстом: "Емельяныч (мат)! Если вы с Фёдором в течении 5 минут не взлетите (мат), то в следующий раз сможете взлететь только через год (мат, мат ...). Мужики (мат)! Не подставляйте меня под трибунал! "
И тут же голос Чеберяченко: "Запускай!" Ладно, думаю, лёту тут полчаса, сяду на хвост Игорю Емельяновичу, авось долетим! Запускаю, Чеберяченко тоже. Докладываю о готовности к взлёту. Как сейчас помню свой позывной 333-й , Чеберяченко - 003-й. Тут слышу Чеберяченко говорит РП: "Пусть 333-й в первым взлетает! Я у него на хвосте пойду!" РП дает мне взлёт. Взлетаю, тут же взлетает Чеберяченко и плотно садится мне на хвост. Руководитель полетов на ТАКр желает нам счастливого пути и передаёт огромное "спасибо" от командира корабля. "Громобой" (КП авиации ЧФ) подтвердил, что всё по плану. Запросил "Лесную" (Саки) и "Глазомер" (Евпатория) проход их точек и связался с "Круглым" (Донузлав). РП подтвердил готовность к приёму наших двух бортов.
Теперь про сам полёт... Высоту выдерживал без проблем, со скоростью, правда , пришлось попотеть. На Ка-25 ДИССа нет, поэтому пилотировал по положению тангажа и по режимам работы двигателей. Пару раз видимо , выходил на предельную скорость. Просто почувствовал нарастание тряски вертолёта и уменьшал режим работы двигателей. Короче - долетели, сели. Выключили двигатели. Подходит Чеберяченко, - "Ты чего это там скорость гонял туда-сюда? Забыл, что я у тебя на хвосте?" Я молча открыл левый блистер - "Так понятно?" -"Пошли со мной." Подходим к вертолёту Чеберяченко он сдвигает свой левый блистер... Твою мать! У него в кабине полностью отсутствует приборная доска. Я думаю, что техники постарше помнят этот случай.
Хочу покаяться ещё за один случай, название которому "дурость" и желание доказать кому-то, что "мы тоже кое-что умеем!" Ну а дело было так... Корабль, точнее БПК проект 1134А а шёл по Атлантике после выполнения задачи слежения за авианосцем...
Надо сказать, что полетали, что называется - от души. Сидим в каюте №18, играем в домино. Атлантический ветерок колышет занавески у иллюминатора, мухи трахаются на вертикальных поверхностях... Короче , полная идиллия и расслабуха. Тут зашёл в каюту помощник командира корабля. Поздоровался, присел на диван, закурил, а потом понёс какую-то ахинею о том, что - "Не стало сейчас настоящих корабельных пилотов, способных сесть на палубу даже в небольшую качку. Я так за свою долгую службу подобных летчиков не встречал!" Меня, к тому времени выполнившего под тысячу посадок, эти слова помощника сильно "зацепили"... Я ответил, что всё это чепуха и что лётчик, регулярно летающий с корабля, способен выполнять такие посадки. Мало того, - я при нужде могу в качку стоять на задних колесах шасси не меньше пяти минут, а если надо, то и на одном колесе. "Флотоводец" от возмущения даже подпрыгнул на диване и понес очередную околесицу на тему, что этого не может быть, потому, что не может быть никогда! И лётчиков таких не бывает! И, вообще, он готов поспорить на литр самого дорогого коньяка из валютного магазина "Альбатрос", что этого никто не сделает. Короче, - поспорили на этот самый литр коньяка, который, забегая вперёд, скажу, что "помоха" так и не поставил, хотя и согласился, что проспорил...
Как раз в это время была небольшая бортовая качка порядка 5-7 градусов и килевая качка 2-3 градуса. Ветровые условия тоже соответствовали. Пошли к командиру корабля и запросили у него разрешение на прогонку вертолёта для снятия режимов. С командиром этого корабля проблем никогда не возникало и в этот раз он дал добро, просто уточнив, - не нужно ли поменять курс корабля. Выяснив, что ничего менять не надо, тут же дал команду вахтенному офицеру объявить по трансляции о приготовлении корабля к полётам...
Выкатили из Ангара вертолёт. Запускаю. Даю команду убрать мягкую швартовку. Выбираю шаг и поднимаю переднее шасси как для взлёта тенденцией смещения назад. Кстати, такой способ взлёта прописан в Инструкции по производству полётов с кораблей проекта 1123 типа "Москва" и "Ленинград". Там прописано взлетать с первых площадок именно с тенденцией смещения назад из-за близости надстроек, а именно - ангара. В общем, не буду описывать подробностей, - особых проблем в "стоянии" на основных колесах шасси не было, так что первую часть спора с помощником я выиграл. Со второй частью, правда, пришлось повозиться... Тоже не буду описывать подробности, скажу только, что пришлось елозить по площадке. Мало того, порвал противоскользящую сетку и сгрёб её правый задний угол площадки и раза 3-4 упирался колесом в ограничительный брус. Короче спор я выиграл, коньяк, правда, не получил... Сейчас, по прошествии времени думаю: - А кому и что я доказал? Потешить свое самолюбие (вот как я умею). Кому это нужно? И сам себе отвечаю никому! А ведь мог в отдельные моменты этого "эксперимента", Что называется, "завалить" вертолёт. Могли пострадать зеваки, которые из-за длинного языка помощника вывалили в район вертолётной площадки. Короче. Пацаны. Не проводите таких "экспериментов"!