Страницы истории Морской авиации …
« 07 декабря 1950 года (74 года назад) впервые в СССР была выполнена посадка на вертолете Ка-10 на палубу корабля - Краснознаменного крейсера "Максим Горький" Балтийского флота. Управлял вертолетом лётчик-испытатель НИИ № 15 ВМФ Евгений Александрович ГРИДЮШКО.
Из материалов статьи журнала "Авиация и время" №5 2005 года:
«… Испытания первого советского корабельного вертолета Ка-10 проводились в присутствии главного конструктора Н.И.Камова. Методика выполнения взлета и посадки с палубы корабля отрабатывалась при различных направлениях и скоростях ветра. Для этого крейсер ходил разными курсами и изменял скорость хода.
В ходе Госиспытаний были проверены различные условия, при которых возможно проведение взлетов и посадок Ка-10 на палубу «Максима Горького». Всего выполнили 14 взлетов и 15 посадок, скорость корабля при этом достигала 26 узлов. Техническому персоналу рекомендовали «помогать» летчику при взлете с палубы – удерживать вертолет при отрыве от нее и освобождать на высоте 1 -1,5 м, а при посадке – принимать на руки и поддерживать до касания. Всякая транспортировка машины по палубе осуществлялась вручную. Существенное внимание было уделено поиску возможных вариантов применения вертолета. Его гоняли с курьерскими заданиями от корабля к кораблю, изучали возможность ведения воздушной разведки.
В летной оценке Акта по Госиспытаниям было записано: «Вертолет Ка-10 «Иркутянин» в пилотировании на всех режимах доступен для летчиков средней квалификации и по своим тактико- техническим данным может быть принят на вооружение авиации ВМФ. Летчик-испытатель Е. Гридюшко».
В годы Великой Отечественной войны Евгений Гридюшко служил в 78-ом и 2-ом истребительных авиаполках ВВС Северного флота, защищал небо Заполярья на "Харрикейнах" и "Аэрокобрах".
14 марта 1943 года в районе озера Урдозера, около 40км от Мурманска на запад, в воздушном бою с немецкими "Мессершмиттами" гвардии старший сержант Е.Гридюшко был ранен и посадил поврежденную в бою "Аэрокобру" на лёд замерзшего озера. Самолет вскоре затонул. Летчика нашли бойцы Красной Армии и эвакуировали в госпиталь. Евгений Александрович прошёл всю войну, соверши около 350-ти боевых вылетов и сбил лично 7-мь немецких самолетов. Награжден 2-мя орденами Красной Звезды, 2-мя орденами Красного Знамени, 2-мя орденами Отечественной войны I ст., медалями «За боевые заслуги» и "За оборону Советского Заполярья".
"Аэрокобра" летчика 2-го гв иап ВВС СФ гвардии ст.сержанта Е.Гридюшко, поднятая из оз.Урдозеро в августе 2009 года поисковой группой «Икар» из г. Заозерска, представлена в экспозиции ангара Музея ВВС Северного флота.»