Олег Петрович, с такой летной характеристикой Вас не пытались оставить в училище инструктором?
Да, это была такая головная боль!!!
После двух лет полётов на аэродроме Слепцовская на L-29, на традиционной "отходной" (когда инструктор собирает своих курсантов у себя дома и все "нарушают дисциплину", мой инструктор, тогда ещё капитан Шипилов Иван Николаевич (через год станет АБСОЛЮТНЫМ чемпионом среди авиационных училищ СССР) при всех собравшихся сказал мне: - "Олег, я хочу видеть тебя после окончания училища инструктором в своём звене (его уже тогда планировали назначить командиром звена).
Я тогда не принял всерьёз эти слова, но потом, через полтора года, когда сдали лётные гос.экзамены, мой лётчик-инструктор на МиГ-17 к-н Богачёв, мне сказал, что он написал на меня характеристику с целью оставить меня в училище инструктором.
Вот тогда я вспомнил слова Шипилова и немного струхнул. Я очень хотел попасть в боевой полк и, когда "пошла по рукам" тетрадь, которую принесли из штаба училища в нашу казарму выпускников, в которой были расписаны все округа ПВО, в которых молодой лейтенант желал бы служить, я написал свою фамилию в Округа ПВО на Север и на Дальний восток.
Да, - "Блажен, кто верует!"
Прямо перед сдачей теоретических экзаменов (начало сентября), когда только что улетел в Японию Беленко (он был до Дальнего востока инструктором в нашем училище в Сальске) и КГБ "тряс" всех, кто когда-то и где-то соприкасался с эти Иудой, знакомая девчонка из штаба училища мне пошептала на ухо, что меня распределили в Бакинский округ ПВО (СВВАУЛШ ПВО относилось к этому округу) и в личном деле у меня написано - ИНСТРУКТОР.
Всё, я упал духом! Что делать?
У меня был один знакомый старый лётчик-пенсионер из Краматорска, который когда-то был начальником у нашего зам. нач. училища по лётной подготовке.
Когда-то в разговоре с ним я упомянул фамилию этого полковника - он так обрадовался и, когда я уезжал из отпуска в училище, он написал ему письмо и собрал какую-то посылочку.
Я встретил этого полковника утром у училищной лётной столовой и рассказал ему о том, что знаю этого лётчика-пенсионера, передал ему письмо и посылку. Я увидел просто какую-то необыкновенную радость этого полковника - они в молодости были друзьями, но жизнь раскидала их по свету и они на долгие годы потеряли друг друга.
И вот тут я вспомнил про этого зам. нач. училища и пошёл к нему на приём. Он узнал меня, расспросил что и как, приказал принести из отдела кадров моё личное дело, прочитал и говорит: - "Считай, что тебе очень повезло - останешься в училище инструктором - никаких тебе боевых дежурств, ночных подъёмов из ДЗ, райское место - Ставрополь(!), отлетал своё и свободен, а судя по тому, что о тебе написали твои инструктора, долго в должности инструктора ты не засидишься - хорошо пойдёшь расти. И я присмотрю за тобой".
А я просто взмолился - "Хочу в боевой полк!" А он говорит, что всё, списки уже утверждены и тебя уже никуда нельзя "засунуть" в боевой полк. Да и нельзя оставить "дырку" в списках на инструкторов.
А я знал, что один мой друг, Саша Негреев, очень хотел быть инструктором, но в их списки не попал. Я и предложил поменять его с собой.
Этот зам.нач. училища подумал-подумал и говорит - "Приводи его, я хочу с ним поговорить и посмотреть его личное дело."
На следующий день мы с ним пришли в штаб училища, поговорили с полковником, он позвал нач. кадров (со строевого отдела) и приказал поменять наши личные дела. Саня от радости чуть не прыгал! Говорит - "Теперь я должен буду поить тебя до скончания веков!"
А он был родом из небольшого городка, который находился недалеко от Тихорецка, куда он и попал инструктором и, как он потом говорил мне, никогда не жалел о том, что стал инструктором.
Вот так я попал в Московский округ ПВО в Туношну на Су-9 и тоже никогда не жалел о том, что не стал инструктором. А в "заднем кабинете" тоже пришлось полетать на МиГ-31, когда появились подчинённые и переучивающиеся лётчики.
Вот такой короткий вопрос привёл к написанию такого длинного воспоминания.
Изображение И.Н.Шипилов расположенное в Radikal.HOST (Радикал.ру)
radikal.host