Хорошо объяснил тёзка..! Но я, видимо, больше практик, чем теоретик аэродинамики и поэтому мои сомнения в возможности таких, скажем мягко, - энергичных маневров, лежащих на грани разумной безопасности полёта, всё же остаются: ведь скорости 300, 350 совсем не далеко от минимальных практических минимальных скоростей полёта - скорости взлёта этих самолётов и мне всегда казалось, что выполнять столь энергичные маневры в таких условиях - не безопасно...
Дорогой Однополчанин Сергей Борисович, вот тут я с тобой не согласен -
ты выпускался с Училища с высшим образованием и каждое твоё рассуждение о ЧП очень обосновательно.
А нам, выпускникам ЕВМОЛАУ 1957 года, приходилось осваивать "мудрость" полётов, чисто практически. Помогало то, что командиры в
полках были участники ВОВ, в теории тоже мало разбирались и учили
всему практически. Например- на воздушном бою видишь в прицеле
цель уходит, даёшь больше газу и больше перегрузки. ПКК надувается ,
сжимает живот и мышцы ног, прибор показывает перегрузку 8 -9, в глазах
красная пелена, подбородок отвис, в глазах темнеет. В добавок при
атаке ТУ-16 и даже ИЛ-28 , не дай Бог попасть в их воздушную струю.
Самолёт весом 6-5 тонн, как пушинку выбрасывает в неуправляемый
Штопор (Бочку). Особенно неприятно над морем или между облаками.
Колени на педалях трясутся, а мозг не соображает "где небо, где земля".
На разборе КЗ поясняет, что он уменьшал скорость , а следовательно и
радиус разворота (Виража). Многое зависело в какой полк попал. Например , когда нас в Мамонова разогнали и я с Федей Приходченко
попал на КЧФ в 661 ИАП, к полковнику ГСС И.Каберову . У них не было
ж.д. к АС Песчаному. Топливо подвозили на ТЗ-22, керосина не хватало,
летали под колпаком на ЯК-18 А. КЗ участников ВОВ не было. Воздушные
бои не отрабатывались. Просто над морем на "потолке" делали отстрел
с трёх пушек. ПМ-3ж и в глаза не видели, как и стрельбу по "Конусу".
Стреляли только по наземным щитам. Очень жалею, что свою Лётную
книжку полётов на МИГ-17 и ТУ-16 отослал Историку Галине Эдуардовне.
Лучше бы послал тебе, или "Баштыку", или любому лётчику. Вот где
"юмор", "невероятные истории", "сплошные нарушения НПП". Но мне
очень везло с Учителями. Да и времена были совсем другие. Никаких
показательных полётов, контрольных полётов по БК, в Зону. Первый
вылет на ТУ-16 на Учениях, сразу по Маршруту на 4 час 30 мин. Мой
Командир майор Юрий Георгиевич Герчио, вырулил на ВПП в Гвардейском,
поставил самолёт на тормоз, взял кислородный шланг (КМ-24), не надел.
И просто мне сказал- "взлетай". Я и полетел. Над Ростовом, на высоте
13000 м, доложил- "Архипелаг" 11.35 прошёл первый ППМ . Услышал
по СПУ голос штурмана- "Графа" Аракчеева- "кто дал команду? Мы не
дошли 4 секунды". Я попросил второго штурмана подняться вверх и
посмотреть мост через Дон, сделал крен до 50 градусов. В экипаже
раздался крик. А майор Ю.Г.Герчио просто сказал - "после посадки сдашь
зачёт о допустимом крене в зависимости от высоты, скорости и веса
самолёта." Корма и остальные добавили- "сильно будем бить о переднее
колесо." Штурман добавил- "нет, лучше о переднюю стойку". Благодаря
практике, через год, имел допуск летать с места КК. А запретов не было,
даже, при ЧП. Шло Учение, в соседнем полку после катастрофы, около
Анапы и гибели КК и ПКК, моего друга Феди Приходченко, 124 полк их
хоронит, а мы взлетаем по заданию. Много в той книжке интересного.
Например первые пуски К-10 по "Чкалову" и "Крестьянину" на Каспии из
Николаева. Но это другая история.