Страницы истории ВВС КСФ…
« 25 января 1984 года в 02 ч 30 мин на аэродроме Оленья произошла катастрофа Ту-95рц (бортовой № 27) командира корабля - заместителя командира 1-й эскадрильи майора Валерия Кирилловича ВЫМЯТИНА из состава 392-го одрап ВВС Северного флота.
Ночью в простых метеоусловиях экипаж выполнял тренировочный полет по маршруту на радиус действия самолета в боевом порядке пары - воздушную разведку в Атлантическом океане с посадкой на аэродроме Сан-Антонио (Куба).
Через 1 мин. 55 сек. в процессе набора высоты на высоте 350 м и скорости 346 км/ч в результате преждевременной уборки шасси и закрылков (на малой скорости) произошел выход самолета на закритические углы атаки с последующим сваливанием. Лётчик аварийную ситуацию не оценил, мер по предупреждению не принял. Падение самолета происходило с переменным креном до 60°, с вертикальной скоростью около 25 м/с и потерей поступательной скорости. Столкновение самолета с землей произошло на удалении 5700м от ВПП без крена, тангажа и поступательной скорости. Вследствие малой высоты и быстротечности аварийной ситуации экипаж средства спасения не использовал, что подтверждается записью переговоров экипажа.
Руководитель полетами помощь экипажу оказать не мог, в виду того, что взлет выполнялся ночью и аварийная ситуация протекала скоротечно. После столкновения с землей самолет разрушился и сгорел. Экипаж в составе:
командир корабля майор Вымятин В.К.,
помощник командира корабля капитан Филиппов Ю.М.,
штурман корабля капитан Кривонос А.П.,
бортинженер майор Пигалицин Ю.К.,
штурман-оператор старший лейтенант Зотиков Е.В.,
оператор РТР капитан Васильев В.П.,
ВСР прапорщик Кузнецов Р.А.,
оператор СБД прапорщик Халяпов Ф.Ф.,
оператор РР прапорщик Лысаков А.Г.,
командир огневых установок прапорщик Копылов В.Н. - погиб.
Причиной явилась низкая организация подготовки специального полета на предельную дальность, выразившаяся в невыполнении требований Инструкции экипажу по заправке топливом, а также ошибочные действия командира корабля в процессе набора высоты по выдерживанию режима полета. С целью увеличения запаса топлива для полета через океан предельный вес запланированного топлива был превышен, в результате центровка самолета вышла за диапазон допустимой(24,5%) и составила 24,55% САХ.»
vk.com