Справка . В ОКБ СУ я с1964 года по 1968 год был проектировщиком кабин. Кабины самолётов серии Су-7, Су-9, Cу-11, Су-15, Су-24, Т-4 , С-22.
Но я хотел делать весь самолёт. Для этого пришлось сделать две пересадки. Из ОКБ СУ в ОКБ МЯСИЩЕВА и обратно. Других вариантов попасть в группу перспективного проектирования новых самолётов Су у меня не было. Москва. Апрель 1970 года. Яркое голубое небо. На душе светло и радостно. Отвёл дочку в детский сад. Теперь на улицу Горького и на троллейбус №12. В троллейбусе встретил Ролана Мартиросова (будущий главный конструктор фронтового бомбардировщика Су-34). А вот и наша проходная. Поднимаюсь в отдел перспективного проектирования новых самолётов. Ушёл инженером-конст -конструктором 3-й категории. Прихожу Ведущим инженером -конструктором. Заместитель главного конструктора Олег Сергеевич Самойлович и ребята тепло меня встретили и поздравили с возвращением в родные пенаты. Получаю первое задание - довольно не обычное. Ну, так у нас и отдел не простой.
МЫ ПРОЕКТИРОВЩИКИ!
Мой первый рабочий день . Олег говорит - Сергей! По сложившейся традиции ты должен ознакомится с предисловием книги "Основы проектирования самолётов". Автор книги американец Карел Чапек. Издательство министерство оборонной промышленности СССР. 1940 год. В предисловии в шутливой
форме показан процесс создания самолёта и работа конструкторов. Глава первая. "Упрощённые методы проектирования самолёта". Проектирование и
производство самолётов многие представляют как нечто таинственное причём, такое мнение сложилось не только у широкой публики, но и у лиц имеющих отношение к авиапромышленности. Многие не имеют ни какого представления, почему для одного типа самолёта используется бипланная схема, в то время как для другого монопланная. Считая, что нашим читателям это будет очень интересно, мы спросили у некоторых опытных конст-
рукторов каким образом они создают новый самолёт. Они охотно удовлетворили наше любопытство и ниже мы приводим с их слов описание процесса создания самолета - от чертёжной доски до аэродрома. Так как лучшие чертёжники заняты изготовлением реклам для торгового отдела главный конструктор с недовольством узнаёт, что чертить будет не опытный человек, а расчёты и вычисления должен делать он сам. Конструктор задаётся размахом крыла 37.5 фута. Чертёжник не разбирается в его почерке и делает чертёж самолёта с площадью крыла 375 кв. футов. Первоначально изби рается моноплан. Но происходит смена районных инспекторов Департамента торговли. Новый инспектор предпочитает бипланы. Поэтому конструкция меняется на биплан. Президент акционерного общества сообщает, что в настоящее время основным показателем является скорость. Соответственно конструкция изменяется на моноплан. Партнёр инженера завода по игре в гольф является владельцем моторного завода и это обстоятельство является решающим при выборе мотора. Конструктор возмущается. Главный инженер начинает хуже играть в гольф и партнёр постоянно обыгрывает его. Тогда главный предлагает конструктору выбрать лучший мотор другой фирмы. Конструктор снова озадачен. Он не знает что ему делать с новым мотором.
Президент акционерного общества предписывает максимально возможное снижение себестоимости и эксплуатационных затрат. Конструкция соответ-
ственно меняется. Конструктор фирмы "Y" узнаёт, что самолётная фирма "Х" проектирует самолёт с крылом типа "чайка". Он немедленно стирает крыло и начинает разрабатывать но-вое крыло типа "бабочка". В это же время конструктор фирмы "Х" стирает свои чертежи и начинает разрабатывать крыло типа "чайка", так как он узнал, что фирма "Y" разрабатывает крыло типа "чайка". Президент акционерного общества возвращается из поездки по стране и рассылает
циркуляр в котором пишет, что самым главным качеством самолёта в данный момент является улучшение обзора пилота. и для достижения этой цели надо
жертвовать и дешевизной конструкции и скоростью. Конструкция изменяется. Цех по ошибке укорачивает фюзеляж на один фут. Так как перед этим цех покрыл одну из ошибок КБ, конструктора,
то по принципу "рука-руку моет" конструктор написал длинный доклад инженеру, доказывая, что наблюдается тенденция к более короткому фюзеляжу. Главный инженер не уловив смысла туманных
вычислений конструктора распоряжается укоротить нос фюзеляжа на один фут. Конструктор согласился.
Наконец прибывает мотор. Заказывали семицилиндровый, а получили девятицилиндровый. А подмотор-
ная рама уже сделана. После длительной и безрезультатной переписки между обеими фирмами о том, что
делать - заменить подмоторную раму или снять два цилиндра - приходят к решению бросить монету "орел" или "решка". Заменяется подмоторная рама. После установки оказалось карбюратор задевает за шасси. Мотор отсылают назад для переделки карбюратора. Новый карбюратор задевает за маслобак.
Мотор снова отправляют назад для переделки на непосредственный впрыск. Мал зазор между винтом и
бетоном ВПП. Переход на трёхлопастной винт. Во время сборки самолёта оказалось, что верхнее крыло
упирается в потолочную балку цеха. После сравнения стоимости перекрытия и одного набора стоек само-
лёта высоту коробки биплана укоротили на шесть дюймов. При выкатывании из цеха повредили законцо-
вки левого крыла. Соответственно укоротили правое крыло.
Самолёт проходит скоростные испытания. Максимальная скорость оказалась на 5миль/час выше ожидаемой конструктором, но на 5миль/час ниже той, которую он указал в предварительных технических
технических условиях. Эта скорость на 10 миль/час больше той, которую указал инженер - расчётчик и на
10 миль/час, которую он указал президенту фирмы. Она на 15 миль /час меньше указанной им в предвари-
тельной рекламе. Именно эту скорость ожидал президент фирмы хорошо знающий своих специалистов.
________________________________________________________________________________________________________
Вечером скромно отметили моё прибытие. Тоже традиция.