Уж и не знаю, полетом это назвать или заплывом. Назову походом...
1989 год, Вьетнам, Камрань, вылет в море по маршруту, заодно и ПЛ поискать.
Тип воздушного судна - Ми-14ПЛ. Маршрут- в море.
В районе поиска начались неполадки с движками, что-то зачихало, закашляло.
В общем, свидание с ПЛ закончили и решили возвращаться на базу.
На обратном пути, примерно в сотне километрах от берега, падает мощность двух двигателей.
Они «уходят» на МГ и не приходят назад. Летчики думают, как поднять мощность,
а я уточняюсь с местом, вдруг пригодится. Хотя у меня определения МС через минут пять,
но решил уточнить, чтобы было на всякий случай, наставники-инструктора учили так.
У меня в портфеле были карты всякие, включая морские, и атлас течений с их скоростями.
К морскому походу я был давно готов, но не ждал сего счастья, что оно так скоро придет.
Командир принял решение садиться в море, я был против и попросил довезти до земли.
Но выслушав веские доводы в пользу посадки на воду, перестал возражать командиру.
Нет - так нет. Только почувствовал себя неуютно, непривычно как-то в воду и с вертолетом.
Нет, мы садились на воду, но чтобы так, без значка в плановой таблице,такого не было.
Да и до берега сотка. А сто км до берега - это очень далеко.
Даю ветер и курс посадки на этот обширнейший гидроаэродром.
Ну, случилось так в тот раз. В горизонте наша ласточка не летит.
Выпускаем баллонеты и садимся на воду. Сели!
Приводнились. До этого всякую ерунду электрическую выключили, чтобы током не ударило.
В открытом море сели, в Южно-Китайском, а где его граница с Тихим океаном,
я не знаю, плавный у них переход, ну, и условия океанские.
Серега что-то там «готовит» летчиское, мыслит взлететь, а мы только - за.
Напряглись... всем вертолетом и мышцами, должно помочь!!! Подпрыгнули!!! Не-а.
Не летит зараза, не может оторваться от воды. Еще подпрыгнули, пузырькнулись!
Нет, не хочет лететь. На этом эксперименты по взлету закончили.
Командир устроил мне экзамен: куда и где?
У меня ответы на все вопросы были готовы еще с начала «падения». Мне то не знать, куда грести.
С земли советуют открыть капоты и посмотреть, что там внутри.
Бортач напрочь отказался лезть наверх. Сказал, что пусть они приплывут и сами лезут под винты.
Или кто из экипажа если захочет, то пусть лезет, а у него дети.
Я сразу отказался, я на той высоте был один раз, на парковом дне. Залез в люк, как танкист, посмотрел, представив себя Янеком из фильма «Четыре танкиста и собака», дернулся вверх,
посмотрел вниз: высоко и страшно. Кто на кого учился: у меня портфель из кирзового сапога,
его таскать - это вам не по вертолету бродить.
Решили эксперименты по взлету прекратить. Ветерок, вертолет хорошо болтает,
волна до двух баллов, как по инструкции. Предложил водички взять вовнутрь,
для остойчивости, проголосовали – «за». Открыл люки, набрали воды, закрыл люки.
Несколько тонн воды в брюхе, но с остойчивостью стало получше и на нос дифферента не стало.
Ведь там, в обтекателе «Инициативы» тоже центнеры воды.
Уверенно плывем, не болтает, не зарываемся в волну. Ну, это уже Серегина епархия,
чтобы нас не залило. Нормальным капитаном оказался и боцманом заодно.
Рулим по воде, вернее не рулим, а идем, в смысле плывем. Берега не видно даже на гребне волны.
Но КИ-13 показывает всегда и везде, я курсовую не отключал, сверялся.
Там погрешности уже были фиолетовы.
Я по секрету скажу: решил ножки в воде помыть, дверку открыл, сел, опустил конечности.
Секунд 30 посидел, в харю надуло. Соль стряхнул и закрыл «купе».
В общем, плыли где-то 4 часа: и об акулах передумали, и о других обитателях океана.
Тем более, что наши порошки для отпугивания акул их наоборот волнуют и притягивают.
Я плот,- а он на входе-выходе лежит,- уже наобнимал и подготовил. Все НАЗы собрал,
и посадочные талоны раздал - от меня все зависит.
Плывем, я веду навигационную навигацию, до сих пор не пойму, как я ее вел.
Но с навигацией и погодой относительно повезло, уже и берег стал виден.
Тут и командир встрепенулся: они так делают, когда что то увидят.
Поскромничаю немного: мы даже плывя не заблудились, вышли в створ бухты Кам-Рань.
Входим в бухту, навстречу катер от эскадры прислали, предлагают зацепить и отбуксировать на бак.
Идиоты... Еле отогнали идиотов, все под винты лезли, конец бросали.
Флотоводцы приказывают ошвартоваться у пирса, рядом с крейсером,
у штаба эскадры, а там глубина 14 метров. Объясняем, что выключимся и перевернемся,
говорим о центре тяжести, о редукторе, о любимом лунном тракторе.
Объяснили им - они поняли. Проплыли мимо кораблей, личные составы бескозырки вверх не бросали, но смотрели с интересом. Народу собралось поглазеть на чудо чудное - уйма. И дамы.
Решили плыть на песчаную косу. Карты всяких мест у штурмана были,
он еще лоцманом поработал за бесплатно. В воде выпустили шасси и выехали на берег.
Наши мужики металлические плиты установили, берег пологий был. Штурман молодец, он же предложил туда плыть. Заехали или выехали. Выключились, потом закурили и задумались.
Повезло. Офигительно повезло.
Позднее узнали, что по пути проплыли через место, где был старый пирс,
который на картах не был обозначен!!! От него остались только опоры,
и прошли мы тютелька в тютельку между сваями, которые скрывались под водой.
И бока не порвали, где керосин у нас, и не загорелись.
А такой проход был один - по ширине вертолета, другие были поуже. Повезло.
Вот и не знаю, полет это или заплыв, выше определился – это поход.
Моряки подарили значки за дальний поход, пошутили, значит.
А свои подарили весло, ну, на будущее. Были еще случаи, может и посерьезнее, но этот не забыть.
А потом приехал начальник и начал тыкать пальчиками в кнопку омыва стекол спиртом,
но забыл нам дать его, этот самый спирт.
Кстати, к нашему «приезду» на берегу стояли граждане Вьетнама с ведрами и ждали керосину.
Там много чего было опосля. Но в эту ночь мы не напились, мы отписывались до утра.
А утром забульбенили.
А Серега мне звонит ежегодно и говорит: «Ты спас нам жизнь». А я не согласен.
Я только место знал и рукой махнул, куда плыть, а он довез нас. Мы сами спасли себя.
Вот такой дальний поход.