, а при проектировании современных
военных ЛА реализуется такой же подход?
Добрый день Юрий Викторович. Как конструктор-проектировщик в ОКБ СУХОГО провёл по кабинам:
глубокую модификацию кабин Су-7,
компоновка кабины инструктора на спарке Су-15,
компановка кабины Су-24, первый посадил лётчиков не друг за другом, а рядом ,
компоновка кабины лётчика и кабины штурмана на изделии 100 (Т-4).
Много могу рассказать.
В моё время существовал директивный документ, утверждённый главкомом ВВС, под названием "Общие технические требования ВВС при разработке пилотируемых
летательных аппаратов". Он был до меня, при мне, глубоко убеждён, что существует и по сей день (к вопросу о том, что будто бы никогда такого не было).
Требования периодически обновлялись. В 1982 году состоял из 10-12 книг. Отдельная книга была посвящена кабинам экипажа. Эргономические вопросы были
глубоко и очень тщательно проработаны. При защите эскизного проекта самолёта секция лётчиков по документам и на натурном макете самолёта в первую очередь
проверяла соответствие требованиям "ОТТ ВВС..."
А лётчики народ особый. При защите проекта Су-24 один лётчик говорит- Мне не нравиться ,что штурмана посадили рядом со мной...Другой возражает - А мне нравит-
ся ,так как в случае чего могу ему врезать по физиономии...При оценке формы рычагов и т.п. та же самая картина. В конце концов, как правило консенсус
вырабатывается. Но опять же, в макетной комиссии по квалификации, стажу , налёту и опыту лётчики не строевые. Придёт самолёт в строевую часть ,там лётный состав мыслит иногда совсем по другому. Летим в часть. Объясняем зачем и почему.
Всё. За разработчиков заступился.
Всем мира, здоровья, хорошего настроения.