Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Старею потихоньку, память... За 5 лет многое успел.
Значится квартира была уже своя. И детей уже двое.
Штурман 1 класса, старший лейтенант. Молодость.
Да и откуда у лейтенанта телевизор? Не было ещё.
 
Последнее редактирование:
В телефильме играл Кирилл Лавров.
Интересный факт из его биографии.
Оказывается он:
« Cлужил до 1950 года: в Астрахани окончил военную авиационную школу, затем пять лет служил техником в бомбардировочном полку[7] на одном из Курильских островов (Итуруп), готовил к боевым вылетам пикирующие бомбардировщики «Пе-2».
Так что Кирилл Лавров отдал практически пять лет морской авиации.
 
Да, я неправильно сейчас выразилась. Исправлюсь:
Зачем лётчикам и штурманам нужно было изучать и знать лоции?

И сразу отвечаю. Морскими в "лохматые" времена до, считай, второй половины 1930-х гг., называли только авиаторов гидросамолётов ВВС ВМФ. На них была не только вся разведывательная, но и бомбардировочная авиация. А гидросамолёт - тот же корабль, только маленький, но с крыльями и даже с якорем. А гидроаэродром - это, в первую очередь, водная акватория. А если на практике, то садиться и взлетать приходилось не только в "оборудованных" для этого местах. Знание лоций, умение ими пользоваться - для гидроавиаторов было делом обязательным. В самолёты их, может, и не брали. Не только что лоций, а и топографических карт не хватало на всех. Но изучать - изучали обязательно.
 
Так что Кирилл Лавров отдал практически пять лет морской авиации.
Не служил Лавров в МА.После училища служба на Кавказе , потом ещё где то.Затем на Итурупе.Там размещались два полка Пе-2 79-й и 581-й из состав 255-й смешанной Сахалинской авиадивизии. К МА никакого отношения не имела.
 
Да и я бы ни в жисть не догадался, - зачем мне на большом, тяжёлом, сверхзвуковом самолёте ТУ-22 нужна любая лоция, хотя бы к примеру - "Лоция Чёрного моря"... Хотя, случалось, - я её внимательно изучал, когда покупал себе катер, сдавал на право вождения его, а потом даже решил покупать яхту (и специально для этого пошёл с экипажем таких же военпенсов (правда - бывших моряков), в ДСП (дальнее спортивное плавание) от Евпаторийского яхт-клуба... Слава богу - не купил.., в основном потому, что в районе нашего Сакского аэродрома на берегу моря нет никаких защитных сооружений и поэтому - нет возможности держать яхту... Только разве что в Евпатории, но ездить туда каждый раз, когда захотелось выйти в море, слишком далековато и неудобно... А вот чтобы "Лоция Чёрного моря" вдруг понадобилась бы мне в полёте..? Ни сном ни духом не мог бы додуматься - зачем мне такое..?
 
Про Су-24. В июле 1965 года всё ОКБ отправили в отпуск (инициатива первого зама генерального конструктора ) . У меня тоже были планы на отпуск. Руководитель группы проектирования кабин Иосиф Эльевич Заславский говорит:- "Сергей тебе придётся остаться. Срочное задание от Павла Осиповича (Сухого). Посадить лётчика и штурмана рядом. Вдвоём мы должны это сделать . Cрок окончания работы-последний день июля."

Вообще за мной числились кабины Су-7, Су-9, Су-11, C-22, Су-15 Cу-15УТИ Cу-15ПД ( с подъёмным двигателем) и намечалась кабина Т-4. "Шестёрка" не моя машина.
На ней "сидят" аж целых два конструктора . Согласился. В самом секретном Отделе общих видов остались: Самойлович, Антонов , Егоров , Николаенко (из группы проектирования самолёта) , Заславский , Смирнов ( из группы проектирования кабин). Работа началась. Рабочий день не нормирован. До 22 часов. Из нашей комнаты выходишь в коридор, напротив дверь в кабинет генерального конструктора.

Для чего всё менять. Объясняю замысел генерального. В техническое задание на проектирование заказчик (ВВС) вносит изменение - типовой профиль боевого
полёта на сверхмалой высоте в течении пяти минут на скорости 1400 км/ч (М=1, 15). C ракетами воздух-земля под крылом. Когда мы идем против сильного ветра
то чувствуем его силу. На человека среднего телосложения при скорости ветра 10 метров /секунду действует сила сопротивления воздуха примерно 6-7 кг (если
без зонта). Фюзеляж самолёта имеет площадь лобовой проекции ну скажем один метр квадратный. Тогда
скорость V= 1000 км/ч сила сопротивления Q=4823 кг , V =1100 км/ч Q= 5835 кг , V=1200 км/ч Q=6495 кг, V=1300 км/ч Q=8150 кг , V=1400 км/ч Q=9450 кг.
Тяга двигателя уравновешивает силу сопротивления. Получается, что нам при наших размерах самолёта нужна тяга 9450кгх2=18900 кг. На максимальной скорости сопротивление фюзеляжа примерно 0,35 х18900кг= 6615 кг. Обжав фюзеляж по ширине мы уменьшаем его сопротивление на величину примерно 5000 кг. Следовательно нам нужна тяга одного двигателя не 18900 кг : 2 а 13900 кг : 2 . Двигатель ещё не существует.

У кабинщиков другие проблемы. Разместить кресло К-36 в кабине при посадке экипажа рядом. Есть проблемы и в боковой проекции. Габариты кресла больше
нашего фирменного кресла. У нового кресла очень мощный стреляющий механизм. Размеры факела и температуры факела нам выдали. Получается, что при ка-
тапультировании лётчика мы можем сильно обжечь штурмана и на оборот. Наше решение - из задней стенки кабины выдвигается защитная перегородка. Работали вместе с конструкторами К-36. Забегавперёд скажу. В Фаустово на специальном полигоне был рельсовый путь по нему разгонялся макет нашей кабины
в нём сидели в креслах К-36 два манекена два Ивана Ивановича. Катапультирования провели во всём диапазоне скоростей и перегородку устранили. Не знаю как
было на Ту-22М2 и Ту-22М3. У нас вроде в частях ожогов не было. На Як-38 случались ожоги и приличные.. С креслом принципиально вопрос решён.. Делаю заготовки. Вырезаю из пергамина нарисованные плоские элементы арматуры кабины , лампы, кнопки ,кнопки-лампы, приборы, переключатели
 
С двух сторон на борту написано крупным шрифтом " ВЕЛИКИЙ"
Серж, это-то я вижу.., но считал, что эта надпись - просто не законченная мысль про кого-то великого...
 
А возможно, Дмитрий Борисович, наша Marcell имела в виду для самолётов, которые могут ставить мины, - необходимость знать конфигурацию и глубины бухт, узкостей, проливов и заливов с портами, которые будут главными объектами для постановки мин, чтобы перекрыть их в случае необходимости минами..!?
 
Сергей Борисыч, Галина Эдуардовна уже пояснила. Так что лоции в авиации изучались, в том числе и для минных действий. Правда могли ли гидросамолёты мины ставить, не уверен.
 
Очень интересный рассказ, уважаемый - тёзка..! Спасибо..! Вижу реального специалиста в авиационном деле (проектирование кабины хотя бы)...
 
перегрузки могут и разорвать человека
Теоретически - наверное, да.
Я к тому, что если этот МИ-6 без хвоста раскрутился, допустим, до 1 об/сек, то перегрузка сколько тогда будет примерно - около 40?
Какие там тогда могут быть попытки осуществлять хоть какое-то управление...?
 
Последнее редактирование:
Правда могли ли гидросамолёты мины ставить, не уверен.
В теории, наверно, могли. Если они могли метать торпеды... Но это дело у нас как-то не зашло, хотя первая миноносная (торпедная) эскадрилья начала формироваться в МА ЧФ в 1925 г. Но толку от миноносок было не очень вплоть до конца 1930-х гг. А к тому времени Минно-торпедная авиация перевооружилась на ДБ-3.

Пы Сы. Торпеда - самодвижущаяся мина.

А к тому времени гениальный дедушка Гейро придумал и довёл до серийного производства свою замечательную авиационную мину:

Авиационная беспарашютная якорная мина Гейро АМГ-1​