Про Су-24. В июле 1965 года всё ОКБ отправили в отпуск (инициатива первого зама генерального конструктора ) . У меня тоже были планы на отпуск. Руководитель группы проектирования кабин Иосиф Эльевич Заславский говорит:- "Сергей тебе придётся остаться. Срочное задание от Павла Осиповича (Сухого). Посадить лётчика и штурмана рядом. Вдвоём мы должны это сделать . Cрок окончания работы-последний день июля."
Вообще за мной числились кабины Су-7, Су-9, Су-11, C-22, Су-15 Cу-15УТИ Cу-15ПД ( с подъёмным двигателем) и намечалась кабина Т-4. "Шестёрка" не моя машина.
На ней "сидят" аж целых два конструктора . Согласился. В самом секретном Отделе общих видов остались: Самойлович, Антонов , Егоров , Николаенко (из группы проектирования самолёта) , Заславский , Смирнов ( из группы проектирования кабин). Работа началась. Рабочий день не нормирован. До 22 часов. Из нашей комнаты выходишь в коридор, напротив дверь в кабинет генерального конструктора.
Для чего всё менять. Объясняю замысел генерального. В техническое задание на проектирование заказчик (ВВС) вносит изменение - типовой профиль боевого
полёта на сверхмалой высоте в течении пяти минут на скорости 1400 км/ч (М=1, 15). C ракетами воздух-земля под крылом. Когда мы идем против сильного ветра
то чувствуем его силу. На человека среднего телосложения при скорости ветра 10 метров /секунду действует сила сопротивления воздуха примерно 6-7 кг (если
без зонта). Фюзеляж самолёта имеет площадь лобовой проекции ну скажем один метр квадратный. Тогда
скорость V= 1000 км/ч сила сопротивления Q=4823 кг , V =1100 км/ч Q= 5835 кг , V=1200 км/ч Q=6495 кг, V=1300 км/ч Q=8150 кг , V=1400 км/ч Q=9450 кг.
Тяга двигателя уравновешивает силу сопротивления. Получается, что нам при наших размерах самолёта нужна тяга 9450кгх2=18900 кг. На максимальной скорости сопротивление фюзеляжа примерно 0,35 х18900кг= 6615 кг. Обжав фюзеляж по ширине мы уменьшаем его сопротивление на величину примерно 5000 кг. Следовательно нам нужна тяга одного двигателя не 18900 кг : 2 а 13900 кг : 2 . Двигатель ещё не существует.
У кабинщиков другие проблемы. Разместить кресло К-36 в кабине при посадке экипажа рядом. Есть проблемы и в боковой проекции. Габариты кресла больше
нашего фирменного кресла. У нового кресла очень мощный стреляющий механизм. Размеры факела и температуры факела нам выдали. Получается, что при ка-
тапультировании лётчика мы можем сильно обжечь штурмана и на оборот. Наше решение - из задней стенки кабины выдвигается защитная перегородка. Работали вместе с конструкторами К-36. Забегавперёд скажу. В Фаустово на специальном полигоне был рельсовый путь по нему разгонялся макет нашей кабины
в нём сидели в креслах К-36 два манекена два Ивана Ивановича. Катапультирования провели во всём диапазоне скоростей и перегородку устранили. Не знаю как
было на Ту-22М2 и Ту-22М3. У нас вроде в частях ожогов не было. На Як-38 случались ожоги и приличные.. С креслом принципиально вопрос решён.. Делаю заготовки. Вырезаю из пергамина нарисованные плоские элементы арматуры кабины , лампы, кнопки ,кнопки-лампы, приборы, переключатели