Мины ставил за все 18 лет в качестве КК Ту-16 один единственный раз на полигоне Анна (помница, УДМ) ..
А мы на ТУ-22 ставили мины практически регулярно в нашем Евпаторийском заливе по три - четыре раза в год. Для этого выделялся катер - торпедолов, на нём находился "РП полигона", он командовал нами на "сброс", контролировал свой небольшой участок моря, который был отведён нам, как полигон (примерно 20 км южнее мыса Евпаторийский), ну и он же вылавливал мину после каждого сброса (иначе она могла просто утонуть)...
Ну а конкретно мой экипаж участвовал также в испытаниях новейших тогда мин в Феодосийском заливе... Об этих испытаниях я уже здесь на ветке рассказывал, основная их особенность была в том, что наш экипаж бросал их с малых высот на предельных скоростях (близко к скорости звука)... За эти полёты сначала я получил "хороший нагоняй" поскольку при открытии бомболюков на скорости около 1000 км.час. в люках моментально обрывало всё, что могло быть выломано и вырвано (всякие плафоны ночного освещения, мягкая обивка б.люка, ну и т.д.)... Командование сначала посчитало, что я - "воздушный хулиган" и нарушил установленные заданием режимы и от этого пошли все разрушения, как это принято в армии, на меня оно обрушилось с громогласными обвинениями... Даже с горяча, не слушая моего доклада, сняли МСРП ... и сразу убедились, что я держал заданные режимы точно..! Но, слава богу, окончательно разобраться во всём помогла скоростная кинокамера, установленная на передней стенке б.люков... Она-то была установлена с целью - отследить все нюансы выхода мин из, б.люков, поведение тормозных парашютов в начальный момент роспуска.., но она же и показала - как сразу после открытия б.люков при заходе для сброса (т.е., как говорят в авиации - "на боевом"), моментально улетает вся мягкая обивка б.люков, затем - вырывает плафоны ночного освещения, стоящие в задней части б.люка и ещё кое-что по мелочи... Оказывается, никто не подозревал, что воздушный поток, ворвавшийся в открытые б.люки на такой скорости, - буквально крушит всё на своём пути... Причём, очень хорошо помогло свойство именно скоростной кинокамеры (800 кадров в секунду) - это дало возможность специалистам всё детально рассмотреть и понять... Обвинения с меня, как виновника разрушений, было, конечно, снято.., но каких-либо извинений за громогласные обвинения и нападки на меня при всех я так и не услышал... Но нам не привыкать.., как известно, - в авиации каждое учение заканчивается "наказанием не виновных и награждением не участвующих"... Ну и для вновь прибывших к нам на ветку выложу свой рассказ об этом...
Как я «хулиганил» по просьбе конструктора
Летом 1979 г наш экипаж откомандировали на военный испытательный аэродром Кировское (Восточный Крым). Там испытывалось всевозможное авиационное оружие. И проходили испытания новейшей тогда мины. Её пускали с подв.лодок, кораблей, сбрасывали со всего диапазона скоростей и высот самолёта ТУ-16 и конструкторам нужно было знать, а можно ли её сбросить на околозвуковых скоростях с предельно-малых высот.!? Самолёта, способного бросать их на таких режимах, в Кировском не было и они обратились в ВВС ЧФ, а те в 30-й полк, (Саки). Командир полка (полк. Иванов) направил наш экипаж. Задачу ставили штурман и ком.полка Кировского. Задачу поставили так: бросить серию мин на пред.малых высотах (400, 300, 200 и 100 м) и скорости 960 км.час (это ограничение приборной скорости самолёта ТУ-22 у земли), т.к. не было ясности, успеют ли распуститься парашюты, сумеют ли они затормозить мину до нужной скорости и как это будет. Для контроля роспуска парашютов на передней стенке бомболюков установили скоростные кинокамеры (800 кадр. в сек.). Вешали по две штуки на вылет. При подвеске самолёт окружали ширмой, нас (экипаж) не подпускали, пускали в самолёт только после подвески и закрытия люков... Итак, полетели... Нормально сбросили по паре мин с 400, 300 и 200 м. Перед крайним вылетом для сброса 2х штук со 100 м (крайний полёт) ведущий конструктор отвёл меня в сторону и сказал, что они уже видели проходы ТУ-16-го на предельно-малой высоте , а вот ТУ-22-х ещё не видели вообще и он «очень просил» меня пройти "поближе" (бросали мы на удалении 400-500 м. от торпедолова т.к. с него тоже снимали на кинокамеры) и после выполнения задачи, пройти "пониже"... Я также понял из его намёков, что они снимали эти проходы на свои фотоаппараты и вроде хотят опять снимать. Я пообещал выполнить его просьбу. Экипажу я всё рассказал и попросил на дополнительном проходе ничего не говорить по СПУ (самолётное переговорное устройство), чтобы не компромитировать радиообмен... Это – преамбула. Сейчас – амбула.
Сбросили поочерёдно 2 штуки со 100 м. и я отошёл от торпедолова подальше, чем обычно, чтобы малость "подготовиться" и не спеша снизиться. Выключил задатчик опасной высоты РВ-УМ (радиовысотомера малых высот) чтобы, во-первых, не мешал своим зуммером (ведь я собирался снизиться ниже безопасной высоты и он бы всё время сигнализировал мне об этом), а во-вторых, не «компрометировал», триммер стабилизатора отработал чуть-чуть на кабрирование (при полёте на предельно-малой высоте это необходимо, чтобы даже чуть-чуть зазевавшись и временно потеряв контроль за высотой лётчиком, самолёт стал бы чуть набирать высоту, но не снижаться) и начал разворот на боевой, после него стал снижаться... До какой высоты снизился точно не скажу, но, как мне кажется, - примерно 25 м., или даже чуть меньше... Взял прямо на нос торпедолова, а это ещё метра 4-5 над водой. Скорость всё та же 960, при подходе к «самотопу» я разжёг форсажи (конструктор не просил об этом, но я решил сделать «сюрприз»)... Тут надо было быть очень внимательным, т.к. «клевок вниз» (из-за розжига форсажей), который на других высотах не опасен, здесь очень опасен, вода-то вот она, несётся рядом... Перед выходом на него даю обоим двигателям "Полный форсаж" и энергично беру штурвал на себя вместе с триммирующим механизмом стабилизатора до тангажа примерно 45 град (на этом угле заметил вертикальную скорость набора высоты – 150 м.с.)... Далее - уменьшение угла, выход в горизонт и спокойный полёт, уход на точку и... очередная встреча с конструктором и его группой (через два часа.., пока они с "самотопа" прибудут и приедут на аэродром)... И вот выходят с автобуса и бегут ко мне.., все что-то кричат, руками машут, какие-то сильно вздрюченные... Вобщем, отводит меня опять ведущий в сторону и говорит: «Первый раз в жизни я так испугался, что натурально чуть в штаны не наложил»! В чём дело сразу я и не понял, поэтому дальше - его рассказ. «Когда ты отошёл подальше и начал разворот на нас, я крикнул всем своим и морякам, что сейчас ещё будет один заход! Все не спеша снова высыпали на палубу (говорят, - "небось, не первый раз проходят над нами, ничего особенного"), приготовили свои фотики, ждём, точка приближается безшумно... Также бесшумно самолёт стал увеличиваться в размерах, затем стал резко увеличиваться и вдруг в тишине - как ахнет...!!! Как будто бомба взорвалась над нами!!! Мы все упали на палубу, а я поймал себя на том, что безсознательно и судорожно скребу ногтями здоровые заклёпки какого-то люка... Нас обдало чем-то горячим вместе с водяной пылью (оказывается за самолётом шёл какой-то водяной бурун). Я лежал и думал.., - как же было страшно вьетнамцам, когда на них пикировал Фантом с бомбами, т.к. тут и без бомб-то страшно... Потом все начали понемногу подниматься и... все дружно стали крыть меня матом, за то, что я не предупредил, что будет – ТАК СТРАШНО!!! (а я и сам не знал этого и не думал, что между подобными проходами ТУ-16-го и ТУ-22-го может быть не просто разница, а – пропасть!)... Многие пытались и не могли прикурить, у них тряслись руки, при этом они всё время продолжали материть меня.., кто-то, как оказалось, реально наложил в штаны (это выяснилось позже). Самого прохода никто снять не сумел или не успел... А руки у меня трясутся до сих пор... Вобщем, больше ТАКОГО ПРОХОДА не делай.., достаточно.., моряки меня вообще убьют тогда, да и нервную систему ты нам повредил сильно, прийти в себя до сих пор не можем»...
Всё это в той или иной форме услышали и штурман капитан Байбурин и оператор капитан Кордюков от других членов группы ведущего конструктора. Добавлю, что сам я лично таких проходов ТУ-22 никогда со стороны не наблюдал, но после их очень эмоционального рассказа понял, что ЭТО – ВПЕЧАТЛЯЕТ...