Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
в цвете морской волны - это уже Су-24М.
у Су-24 всё в чёрно-серых тонах, с красно-оранжевыми вкраплениями.
достаточно мрачно...
 
Ну это не совсем так, Галя...
Это как раз совсем так. Долгое время после того, как изобрели мины, способные к поступательному движению, они так и назывались - самодвижущиеся мины.

Например, Морское ведомство России закупало мины Уайтхеда. К концу 1870-х гг. появился даже новый класс малых скоростных кораблей - миноноски, такие махонькие "консервные баночки", фактически катера. И более того, для ремонта и обслуживания этих миноносок создали инфраструктуру в Гребном порту. Миноноски имели на вооружении не только мины Уайтхеда, но и шестовые и другие мины.

А почему этим занялись? Вдохновила первая успешная торпедная атака, которая 13 января 1878 г. была выполнена русскими моряками с применением торпед Уайтхеда. Паровые катера «Чесма» и «Синоп» на рейде Батума потопили турецкую канонерскую лодку «Интибах». Ну, как тут не вдохновиться?!

Тем не менее определение "торпедо" появилось давно. Так, например, назвал своё изобретение инженер-изобретатель Александровский - "самодвижущееся торпедо". Своё изобретение в 1865 г. он довёл до стадии испытаний, причём первым в мире! Но, увы, как часто в нашей истории случалось, обскакали нас австрияки.

Слово "torpedo" латинского происхождения и означает в переводе "оцепенение". Применялось как раз в отношении стационарных мин. Таким образом, "самодвижущееся торпедо" - это как раз и есть "самодвижущаяся мина".

Потом уже появилась идея сбрасывать "самодвижущиеся мины" с самолётов. В России по самолётам особого назначения ("миноносцам") работы начались в 1916 г. Образец инженера Григоровича (ГАСН) был готов к концу 1917 г., но помешали деструктивные события. В общем дело затянулось. Но вопрос стоял ребром.

В 1925 г. решили сформировать для экспериментов специальное подразделение:

1 отдельная морская миноносная авиационная эскадрилья Военно-воздушных сил Черного моря". 1925-1926​

Вот в РГА ВМФ даже фондик имеется.
1 отдельная морская миноносная авиационная эскадрилья Военно-воздушных сил Черного моря. 1925-1926 .<br>

Но, как я уже говорила, дело не зашло, телепалось ни шатко, ни валко вплоть до второй половины 1930-х гг.

Правда, приказом РВС СССР в 1926 г., ради авиационных торпед, даже в Военно-морской академии решили сформировать кабинет оружия. Правда, сформировали что-то там в 1927 г. И для тех, кто окончил академию, будет небезынтересно узнать, что в 1970-е гг. об этом ещё помнили, и даже вели историю кафедры морской авиации именно с 1927 г.

Да. Так вот часть инфраструктуры Гребного порта, сохранившаяся после миноносок, как раз досталась в наследство морской авиации. Правда, кроме миноносок, в Гребном был Пироксилиновый завод Морского ведомства, часть построек которого морская авиация тоже прибрала к рукам. И особенно активно это делалось как раз с 1929 г., когда в Гребном начала формироваться первая в советской морской авиации авиационная бригада.

И этот вопрос с минами и миноносками меня, конечно, в связи с авиацией очень интересовал.
 
Потом уже появилась идея сбрасывать "самодвижущиеся мины" с самолётов
...что интересно на Ту-16к-10-26б...после доработок и возможности вешать "штаны" и "рога", соответственно, на балки под крылом и на фюзеляже, была возможность применения авиационных торпед,( на сколько помница возможность была подвески 4-х торпед АТ-1...штурмана поправят)...потом в конце 70-х штурмана загорелись испробовать топмачтовое бомбометание ....НО, как это загорелось"...так и потухло..
Мины ставил за все 18 лет в качестве КК Ту-16 один единственный раз на полигоне Анна (помница, УДМ) ...
 
Ну если по твоему утверждению - "Совсем так", то тогда получается, что нынешние торпеды (которые - по твоему утверждению - "самодвижущиеся мины") тоже могут и "отсчитывать" согласно кратности или тоннажа кораблей и таким образом "выбирать" себе цель..!? Но этого свойства в современных торпедах отнюдь нет. Кроме того, современные торпеды не становятся на мин.реп (т.е. - не вбивают в дно якорь мин.репа и не становятся на этом якоре в режим ожидания, они, будучи запущенными с борта ПЛ, корабля,самолёта, вертолёта безостановочно идут к цели... Современные же мины сами по себе никуда не идут и никуда не стремятся.., они ждут своего часа, своего корабля-цели и при совпадении этих индексов (кратность, тоннаж, точное время, определённый шум винтов и т.д.) - они обрубают свой мин.реп и устремляются к цели под действием своего собственного двигателя к кораблю-цели... А иногда мины вообще - дрейфуют сами по себе на поверхности моря и тем самым - затрудняют судоходство в данном районе... Торпеды же, получив команду - "Пуск", начинают своё безостановочное движение к цели..., иногда, правда (прошедши мимо цели), они обычно самоликвидируются через некоторое время или просто - тонут, потеряв плавучесть... Т.е. в поведении и действиях мин и торпед - большущая разница.., одни - активны, другие - пассивны, хотя конечная цель и мин и торпед - одна и та же - нанести поражение противнику, цели.
 
Я ничего не утверждала про нынешние торпеды и мины. Тебе, Борисыч, лишь бы поспорить.
Я написала дословно: "Долгое время после того, как изобрели мины, способные к поступательному движению, они так и назывались - самодвижущиеся мины."

И всё.

А что такое и в теории и на практике мины и торпеды я в курсе. Можешь быть в этом уверен! Более того, торпедные атаки времён Великой Отечественной войны опишу, как сама летала. Типа пеший по лётному. Честно-честно.

Кстати, у нас на Красной горке в каземате хорошая экспозиция, посвящённая этому делу - минам. Полно их в заливе вылавливают, вместе с тележками и минрепами. Причём даже времён Первой мировой войны, а не только что Великой Отечественной.

 
Далее вернусь к Бурану. Всем спасибо. Всем здоровья.

Пожалуйста, рассказывайте!
Искать, настраиваться и вникать - не всегда доходят руки и поэтому
когда читаешь рассказ из первых рук, это дорогого стОит и совсем
иначе воспринимается. Мы все из "того" времени, нам это близко и
интересно.
 
C-22И первый полёт выполнил В.С. Ильюшин. На параде в 1967 году на С-22И летал наш лётчик- испытатель Евгений Кузьмич Кукушев.
В.С. Ильюшин должен был пролететь в Домодедово на Т6-1ПД. Но в очередном полёте у "Ила" оторвалась подвижная часть фонаря.
Самолёт Т6-1ПД с показа сняли. Срочно перекрасили в сплошной чёрный цвет опытный экземпляр Т-58 (будущий Су-15). На нём наш "ИЛ"
по верхушкам деревьев выскочил на бешенной скорости и пронёсся наискосок перед зрителями. Спросил у него-На какой скорости вы шли?,
Отвечает- разогнался до 0,95M так и держал чтобы не "врезаться" в единицу . (число М=1 скорость звука) На втором фото из книги
о Павле Осиповиче Сухом. Полёт в Домодедово. Автограф Кукушева.
 

Помнится, 1-й класс получил уже будучи майором, замкомэской. Все какие-то
другие нужности донимали, все некогда было и занят, занят, занят... Блин!
Несколько лет летал по уровню первого класса даже инструктором был, пока
инспектор не сказал "... Это безобразие, а ну-ка руки в ноги и бегом сдавать..."
...
Хорошее было время, минимум проблем и максимум возможностей.
Главное- отдельная квартира, дети и молодая жена, а телевизор - дело наживное
и так он никуда не денется.
 
А мы на ТУ-22 ставили мины практически регулярно в нашем Евпаторийском заливе по три - четыре раза в год. Для этого выделялся катер - торпедолов, на нём находился "РП полигона", он командовал нами на "сброс", контролировал свой небольшой участок моря, который был отведён нам, как полигон (примерно 20 км южнее мыса Евпаторийский), ну и он же вылавливал мину после каждого сброса (иначе она могла просто утонуть)...
Ну а конкретно мой экипаж участвовал также в испытаниях новейших тогда мин в Феодосийском заливе... Об этих испытаниях я уже здесь на ветке рассказывал, основная их особенность была в том, что наш экипаж бросал их с малых высот на предельных скоростях (близко к скорости звука)... За эти полёты сначала я получил "хороший нагоняй" поскольку при открытии бомболюков на скорости около 1000 км.час. в люках моментально обрывало всё, что могло быть выломано и вырвано (всякие плафоны ночного освещения, мягкая обивка б.люка, ну и т.д.)... Командование сначала посчитало, что я - "воздушный хулиган" и нарушил установленные заданием режимы и от этого пошли все разрушения, как это принято в армии, на меня оно обрушилось с громогласными обвинениями... Даже с горяча, не слушая моего доклада, сняли МСРП ... и сразу убедились, что я держал заданные режимы точно..! Но, слава богу, окончательно разобраться во всём помогла скоростная кинокамера, установленная на передней стенке б.люков... Она-то была установлена с целью - отследить все нюансы выхода мин из, б.люков, поведение тормозных парашютов в начальный момент роспуска.., но она же и показала - как сразу после открытия б.люков при заходе для сброса (т.е., как говорят в авиации - "на боевом"), моментально улетает вся мягкая обивка б.люков, затем - вырывает плафоны ночного освещения, стоящие в задней части б.люка и ещё кое-что по мелочи... Оказывается, никто не подозревал, что воздушный поток, ворвавшийся в открытые б.люки на такой скорости, - буквально крушит всё на своём пути... Причём, очень хорошо помогло свойство именно скоростной кинокамеры (800 кадров в секунду) - это дало возможность специалистам всё детально рассмотреть и понять... Обвинения с меня, как виновника разрушений, было, конечно, снято.., но каких-либо извинений за громогласные обвинения и нападки на меня при всех я так и не услышал... Но нам не привыкать.., как известно, - в авиации каждое учение заканчивается "наказанием не виновных и награждением не участвующих"... Ну и для вновь прибывших к нам на ветку выложу свой рассказ об этом...

Как я «хулиганил» по просьбе конструктора

Летом 1979 г наш экипаж откомандировали на военный испытательный аэродром Кировское (Восточный Крым). Там испытывалось всевозможное авиационное оружие. И проходили испытания новейшей тогда мины. Её пускали с подв.лодок, кораблей, сбрасывали со всего диапазона скоростей и высот самолёта ТУ-16 и конструкторам нужно было знать, а можно ли её сбросить на околозвуковых скоростях с предельно-малых высот.!? Самолёта, способного бросать их на таких режимах, в Кировском не было и они обратились в ВВС ЧФ, а те в 30-й полк, (Саки). Командир полка (полк. Иванов) направил наш экипаж. Задачу ставили штурман и ком.полка Кировского. Задачу поставили так: бросить серию мин на пред.малых высотах (400, 300, 200 и 100 м) и скорости 960 км.час (это ограничение приборной скорости самолёта ТУ-22 у земли), т.к. не было ясности, успеют ли распуститься парашюты, сумеют ли они затормозить мину до нужной скорости и как это будет. Для контроля роспуска парашютов на передней стенке бомболюков установили скоростные кинокамеры (800 кадр. в сек.). Вешали по две штуки на вылет. При подвеске самолёт окружали ширмой, нас (экипаж) не подпускали, пускали в самолёт только после подвески и закрытия люков... Итак, полетели... Нормально сбросили по паре мин с 400, 300 и 200 м. Перед крайним вылетом для сброса 2х штук со 100 м (крайний полёт) ведущий конструктор отвёл меня в сторону и сказал, что они уже видели проходы ТУ-16-го на предельно-малой высоте , а вот ТУ-22-х ещё не видели вообще и он «очень просил» меня пройти "поближе" (бросали мы на удалении 400-500 м. от торпедолова т.к. с него тоже снимали на кинокамеры) и после выполнения задачи, пройти "пониже"... Я также понял из его намёков, что они снимали эти проходы на свои фотоаппараты и вроде хотят опять снимать. Я пообещал выполнить его просьбу. Экипажу я всё рассказал и попросил на дополнительном проходе ничего не говорить по СПУ (самолётное переговорное устройство), чтобы не компромитировать радиообмен... Это – преамбула. Сейчас – амбула.
Сбросили поочерёдно 2 штуки со 100 м. и я отошёл от торпедолова подальше, чем обычно, чтобы малость "подготовиться" и не спеша снизиться. Выключил задатчик опасной высоты РВ-УМ (радиовысотомера малых высот) чтобы, во-первых, не мешал своим зуммером (ведь я собирался снизиться ниже безопасной высоты и он бы всё время сигнализировал мне об этом), а во-вторых, не «компрометировал», триммер стабилизатора отработал чуть-чуть на кабрирование (при полёте на предельно-малой высоте это необходимо, чтобы даже чуть-чуть зазевавшись и временно потеряв контроль за высотой лётчиком, самолёт стал бы чуть набирать высоту, но не снижаться) и начал разворот на боевой, после него стал снижаться... До какой высоты снизился точно не скажу, но, как мне кажется, - примерно 25 м., или даже чуть меньше... Взял прямо на нос торпедолова, а это ещё метра 4-5 над водой. Скорость всё та же 960, при подходе к «самотопу» я разжёг форсажи (конструктор не просил об этом, но я решил сделать «сюрприз»)... Тут надо было быть очень внимательным, т.к. «клевок вниз» (из-за розжига форсажей), который на других высотах не опасен, здесь очень опасен, вода-то вот она, несётся рядом... Перед выходом на него даю обоим двигателям "Полный форсаж" и энергично беру штурвал на себя вместе с триммирующим механизмом стабилизатора до тангажа примерно 45 град (на этом угле заметил вертикальную скорость набора высоты – 150 м.с.)... Далее - уменьшение угла, выход в горизонт и спокойный полёт, уход на точку и... очередная встреча с конструктором и его группой (через два часа.., пока они с "самотопа" прибудут и приедут на аэродром)... И вот выходят с автобуса и бегут ко мне.., все что-то кричат, руками машут, какие-то сильно вздрюченные... Вобщем, отводит меня опять ведущий в сторону и говорит: «Первый раз в жизни я так испугался, что натурально чуть в штаны не наложил»! В чём дело сразу я и не понял, поэтому дальше - его рассказ. «Когда ты отошёл подальше и начал разворот на нас, я крикнул всем своим и морякам, что сейчас ещё будет один заход! Все не спеша снова высыпали на палубу (говорят, - "небось, не первый раз проходят над нами, ничего особенного"), приготовили свои фотики, ждём, точка приближается безшумно... Также бесшумно самолёт стал увеличиваться в размерах, затем стал резко увеличиваться и вдруг в тишине - как ахнет...!!! Как будто бомба взорвалась над нами!!! Мы все упали на палубу, а я поймал себя на том, что безсознательно и судорожно скребу ногтями здоровые заклёпки какого-то люка... Нас обдало чем-то горячим вместе с водяной пылью (оказывается за самолётом шёл какой-то водяной бурун). Я лежал и думал.., - как же было страшно вьетнамцам, когда на них пикировал Фантом с бомбами, т.к. тут и без бомб-то страшно... Потом все начали понемногу подниматься и... все дружно стали крыть меня матом, за то, что я не предупредил, что будет – ТАК СТРАШНО!!! (а я и сам не знал этого и не думал, что между подобными проходами ТУ-16-го и ТУ-22-го может быть не просто разница, а – пропасть!)... Многие пытались и не могли прикурить, у них тряслись руки, при этом они всё время продолжали материть меня.., кто-то, как оказалось, реально наложил в штаны (это выяснилось позже). Самого прохода никто снять не сумел или не успел... А руки у меня трясутся до сих пор... Вобщем, больше ТАКОГО ПРОХОДА не делай.., достаточно.., моряки меня вообще убьют тогда, да и нервную систему ты нам повредил сильно, прийти в себя до сих пор не можем»...
Всё это в той или иной форме услышали и штурман капитан Байбурин и оператор капитан Кордюков от других членов группы ведущего конструктора. Добавлю, что сам я лично таких проходов ТУ-22 никогда со стороны не наблюдал, но после их очень эмоционального рассказа понял, что ЭТО – ВПЕЧАТЛЯЕТ...
 
Последнее редактирование:
Семнадцатое января 1970 года. Раменское. Начало большой полосы
Примерно март, 1977 год. Омск. Дежурю День.
К стоянке дежурной пары ставят прилетевшие два самолета.
Полушепотом говорят - Т-6. С завода гонят испытатели в штатском
на запад страны. Так мы впервые увидели самолеты с рядом
сидящим экипажем. Впечатлило. Но близко нас не подпускали,
кабины не посмотрели. К секретам тогда относились правильно.
 
Но близко нас не подпускали,
кабины не посмотрели

На перегоне по космосу сели на дозаправку в Кустанае.
Увидели перегоняемые Су-24, ещё с какими-то "усами"
торчащими на носу. Наоборот, они к нам заглянули
посмотреть на Ми-14ПЛ, удивлялись "... Как это локатор
внизу и лодка! Разве на вертолёте такое возможно?"
 
а телевизор - дело наживное
и так он никуда не денется.
И не заморачивался. Поехал в прокат,
в Омске были такие конторы. Там выбрал
новый черно-белый. По деньгам получалось
не накладно, что-то рублей пять в месяц. Так
он отработал у меня 8 лет. Уже когда кинескоп
стал показывать серенько - сдал в прокат и
купил новый цветной московский Темп.
Только появились у нас в продаже.
 
Борисыч, есть такие торпеды, которые становятся на минреп.
Советская ПМТ-1 и лругие, а американская "Кэптор".
 
Напомнило фильм "Небесный тихоход".
Майор Булочкин корреспонденту-девушке: "Авторитетно, очень авторитетно, товарищ корреспондент!"
 
Мама дорогая! Больше века прошло, а мины все ещё воюют!
 
Последнее редактирование:
Пока аккуратно оплачиваешь то и пользуешься.
Ограничений по времени не было. Им же важно,
чтобы все оборудование было в прокате. План.
 
2 августа 1985 года на взлётной полосе ЛИИ им. Громова была проведена первая успешная пробежка самолета-аналога космического корабля «Буран» – составной части проекта многоразовой космической системы «Энергия-Буран».

Игорь Волк и Римантас Станкявичюс провели разгон до 205 км/ч и торможение космического самолёта БТС-02 с использованием парашютной системы. ⠀

Работа по программе «Энергия-Буран» началась в 1976 году. 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.

Для горизонтально-летных испытаний был разработан специальный экземпляр (аналог) орбитального корабля, который был оснащен штатными бортовыми системами и оборудованием, функционирующим на заключительном участке полета. Для обеспечения взлета корабль был оснащен четырьмя турбореактивными двигателями.

Аналог «Бурана» проходил испытания в ЛИИ им. Громова. При первой пробежке были проверены: система управления при движении по ВПП с выполнением змейки при включенной системе управления передней стойкой шасси (на скорости 30…40 км/час); система торможения (на скорости 100 км/час) с нагрузкой на основные стойки шасси, затем разворот и разгон до максимальной скорости и торможение с использованием тормозных парашютов. Одноклассники
 
Майор Булочкин корреспонденту-девушке
Она - ему: "Я думала - Вы ас, а Вы - У-2-с!"
Она вообще-то дура.

В 1941 - 1942 г. при наших ВМАУ формировались эскадрильи, отправлявшиеся в действующую на флотах морскую авиацию. На их укомплектование выделялись самолёты из парка училищ, как учебные, так и боевые, а также представители лётно-инструкторского состава, ну, и курсанты. Так вот на У-2б направляли инструкторов, а на И-16 - курсантов. Почему? И так кто в действительности ас?!

Мама дорогая! Больше века прошло, а они все ещё воюют!
В море ещё и заряды шрапнели середины XIX в. для гладкоствольных орудий находят. Сама видела.

В 1855 г. во время Крымской войны были применены массовые минные постановки на подходах к нашим портам в Балтийском море и Финском заливе. Чтобы не допустить подхода англо-французской эскадры, только для обороны Кронштадта было выставлено свыше 1800 мин образца мин Якоби. И по одним данным 2, а по другим даже 4, корабля интервентов подорвались на этих минах. На них сильное впечатление это произвело.