надо было направить самолёт в пикирование, разогнаться, выровнять и вывести в горизонтальный полёт.
Да, Галя, - ты правильно понимаешь методику вывода из штопора, но беда в том, что далеко не всегда в штопоре можно было направить самолёт на пикирование... Если бы всё было так просто, то легко бы выводили... При нормальном штопоре обычным движением отдачи ручки от себя, можно было вывести самолёт из штопора (но ещё надо обязательно предварительно "дать ногу" против вращения). При плоском штопоре (правда, я не уверен, что был именно плоский штопор, возможно с лётчиком просто что-то случилось) руль высоты "затенён" (в смысле воздушного потока) и по этой причине он не действует, как именно руль и не может перевести самолёт на пикирование. Если кто-то ещё помнит катастрофу ТУ-154 под Донецком, произошедшую 22 августа 2006 года, когда самолёт шёл из Анапы в Санкт Петербург и погиб из-за своих неправильных действий по обходу грозы и недостаточного контроля за скоростью и углами атаки крыла при обходе грозовых облаков... Вот тогда самолёт попал именно в плоский штопор, из которого ТУ-154 просто не может выйти в силу конструктивных особенностей (при обычных действиях, которые записаны в Инструкции по выводу из штопора)... И постоянные команды КК Ивана Карогодина, - "тяни штурвал, тяни штурвал" ничем помочь не могли. Они падали примерно 4 минуты, но ничего другого, кроме попыток - "тянуть штурвал на себя" КК и второй пилот не предприняли. Конструктивные же особенности Ту-154 таковы, что все три его двигателя находились в хвостовой части (т.е. - сильно смещали ЦТ назад) и поэтому для вывода такого самолёта из плоского штопора нужны были - не стандартные методы вывода... Руль высоты ТУ-154 (точнее - стабилизатор, ибо на ТУ-154 нет отдельного РВ, есть - полностью управляемый стабилизатор) в плоском штопоре был полностью затенён от воздушного потока и кроме того, - направление воздушного потока в такой ситуации было не обычное, когда воздух движется вдоль крыла самолёта, а практически поперечное крылу, когда - самолёт падает плашмя почти вертикально вниз (и ещё вращается)... Не могли помочь выводу и двигатели самолёта, выведенные даже на Максимал, поскольку они не могли преодолеть огромнейшее сопротивление самолёта, движущегося почти поперёк потока... Могло бы помочь единственное действие КК - срочная команда в салон - "всем пассажирам задней части самолёта - встать и перейти в переднюю часть салона"... Тогда ЦТ всего самолёта, падающего в таком почти горизонтальном положении, сместился бы вперёд и только в этом случае возможно было бы совместными усилиями - тяги двигателей, отклонением стабилизатора от себя и смещением ЦТ от перемещения пассажиров, отклонить переднюю часть самолёта вниз и тем самым увеличить скорость (и направление) обтекания воздушным потоком стабилизатора, который при увеличении скорости стал бы, наконец, эффективным... После набора скорости можно было дать команду пассажирам - возвратиться на свои места и продолжить полёт... Но для таких неординарных действий КК нужно было, во-первых, - понимание самим КК физики случившегося, не стандартная решимость КК - подать такую команду и отсутствие панических и неправильных действий со стороны пассажиров (что вобщем-то - не гарантировано)... Разумеется, - всё это лишь мои теоретические рассуждения и не больше... Но я разговаривал с лётчиками-испытателями в Жуковском, которые испытывали ТУ-154 на предмет вывода из штопора и они рассказали мне, что при попадании ТУ-154 в штопор (это происходит с ним сравнительно легко и просто, если не уследить за скоростью и углом атаки (тангажа), - и тогда вывести его можно было только при помощи специального (мощного) тормозного парашюта, установленного при испытаниях в самом хвосте. Никакие отклонения стабилизатора, увеличение тяги движков - не помогали. Помогал только мощный (силовой) ТП, который тянул хвостовую часть самолёта прямо вверх (самолёт-то падал почти плашмя, т.е. почти горизонтально) и тогда ТП - поднимал хвостовую часть вверх (а носовая часть, соответственно, отклонялась вниз) и только тогда самолёт мог набрать нужную скорость и становился управляемым. В самом же штопоре ТУ-154 практически - не управляем. Вот этот рассказ испытателей и подвёл меня к такой мысли...