Не надо бояться,Николай Прокопьевич, надо думать о хорошем,всё будет хорошо!
Для настроения!
Уважаемые Форумчане, к сожалению, со здоровьем у меня слабовато, всё хуже. Поэтому
разрешите к пожеланиям Светланочки -Люции, присоединиться полностью, чуть заранее
чем наступит Новый Год. Для поднятия настроения расскажу о полёте, который был ровно
день в день, 50 лет назад ( Пол века).
Рано утром экипаж майора Марата Павловича Васильева и экипаж БГВ (штурман Гриша
Швейкин, оператор Валера Хитров), 28 декабря с парашютами погрузили в самолёт АН-12.
Взлетели и взяли Курс на Калининград, точнее АС Чкаловское. Задание, перегнать два
старых самолёта ТУ-22 в Саки. Как положено, на перегонку полетели "по гражданке". Марат
Павлович надел меховую шапку, а я галстук и шляпу. Долетели нормально, расположились
на КДП. РП сказал, что самолёты в капонирах за ВПП в Северной части аэродрома.
Вылет домой в районе 15.00. Я дал команду экипажу следовать в капонир , а сам быстренько,
решил смотаться в город на ул. Мира в большой магазин "Океан". Кстати, в Севастополе на
Примбуле, тоже есть магазин "Океан", но там совсем другой ассортимент рыбы. В Калининграде,
в то время, навалом было копчёные угри и вяленые лещи, а также икра чёрная и красная в банках. Вышел с магазина, смотрю, со стороны Балтийска надвигаются тёмные, снежные
тучи. Почуствовал неладное. Схватил такси и помчался на аэродром. На КПП дежурный
прапорщик проверив мои документы сказал, что на столбах по всей стоянке Вас ищут по
радио и требуют срочно явиться к РП. От КПП до КДП два км. Поэтому упросил "Служивого"
разрешить таксисту довезти меня до КДП. Тот посадил матроса в кабину "Волги" и разрешил.
Смотрю, с ВПП взлетает ТУ-22. Понял, что это взлетел Васильев. Экипажа в классе не обнаружил, нашёл свой планшет с Полётным Листом. Поднялся наверх к РП. П.П , хотя и
хорошо меня знал, потребовал подпись врача. Сказал мне, что мой экипаж уже у самолёта.
Быстро прошёл врача. И снова к РП, тот подписал и предупредил, что приближается Снежный
Заряд - "если не успеешь взлететь за 30 минут, то не знаю на сколько суток по "погоде"
останешься. Выскочил на улицу, а до капониров километра два с половиной. Упросил
"пожарников" подкинуть до самолёта. Кажется, самолёт № 12. Подъезжаем. Смотрю,
штурман и оператор стоят на высоком валу капонира и в позе "Илья Муромец на Границе",
смотрят то на КПП, то на чёрную тучу, до которой уже километров пять. И начинает слабо
идти снег. Я выскочил из машины и назвав их "бездельники", парашюты хоть уложены?
Они хором ответили -" так точно командир, ждёмс Вас". У самолёта стоял местный технический
экипаж. Стартех доложил о готовности. Я дал команду- "всем по местам", вскочил в кабину.
С помощью стартеха, привязался и приступил к запуску двигателя. Снег пошёл посильнее.
Осмотрел кабину, удивился - на какой "свалке" они нашли это старьё. Техник подтвердил, что
самолёт выпуска 1962 года. Закончив прогрев, сказал технику, чтобы убирал колодки и будем
выруливать. Техник закрыл люк и, как положено стал напротив кабины, отдал Честь и показал
рукой - выруливать разрешаю. По СПУ раздаётся тревожный голос штурмана Г.Швейкина-
"командир, никак не найду кран включения наддува агрегатов." Я его выругал, открыл форточку
и поманил стартеха, тот открыл люк. Я рукой показал в переднюю кабину и попросил "разгиль-
дяю" показать кран. Техник ворчал, но приказ выполнил. Закрыл люк, ушёл на своё место.
Начали читать карту - " перед выруливанием". Раздался смущённый голос Валеры Павловича
Хитрова -" командир, не найду кран герметизации". Я открыл форточку, опять поманил техника,
тот злой, заглянув вопрсительно, у меня в ногах, что случилось? Я показываю на заднюю
кабину и "русским языком" говорю, чтобы показал, где кран герметизации? Злой- техник
хлопнул люком и стал на своё место. Закончили читать карту. Я глянул на штурвал, а кнопки,
"разворота переднего колеса" на месте нету. Как вырулить под 90 градусов из капонира на
РД? Привычным движением открыл форточку кабины и пальчиком, вежливо пригласил в
кабину стартеха. Тот злой, волосы под шлемофоном "дыбом", чуть не плача спрашивает - "что ещё"?. Я говорю, а как вырулить"? Он, сверкая глазами, перекричал звук двигателя, меня
спросил - "а Вы, кто?" "Вы летали на ТУ-22 ???"
Я ответил, что мы три "Чудака" с буквы М). Кнопка, "Разворота" НК, была внизу. под приборной
доской, в правом углу. Достать которую можно только пилоту с руками шимпанзе или ростом
не менее 190 см. Когда снизу нажимаешь на кнопку, лицо пилота на уровне штурвала и носа
самолёта и РД, не видно. Пришлось правым глазом коситься в правую форточку и с " горем"
покинули капонир. РП разрешил занять ВПП и взлетать. Вокруг, уже бушевал Снежный Заряд.
Взлетели в сторону города Полесска. Я прошёл на малой высоте через контору колхоза
"Зелёное", где председателем был мой тесть . И направился на Черняховск - Вильнюс - Минск-
Киев, Одесса - точка в море и посадка в Саках. Почти догнал Марата Павловича. У нас светило
Солнце, было Голубое Небо, Тепло. Нас встречал, почти весь Полк. Зарулил к ТЭЧ. Там уже
стоял самолёт Васильева, по которому лазили техники. Вышли с кабины и нас окружили
дружной толпой. подкатили стремянки, открыли люки и с любопытством полезли смотреть.
Подошёл инженер полка. Я рассказал "историю про свою кнопку". Он ответил - "нормально,
сделаем на штурвале". И добавил, что "твоё счастье, что Вы долетели нормально". Оказалось,
что левый двигатель, на киле, закреплён только тремя болтами, вместо четырёх. положенных.
И на ФР, двигатель мог сорваться. Рядом стоял Васильев М.П. и громче всех хохотал -
"Вот Гена, твой двигатель мог быстрее тебя долететь до Чёрного моря." Я подумал про себя,
что нас не три "чудака на букву М", а целая шайка. Подходит Нач ПДС и говорит майору
Васильеву, - "Марат Павлович, а зря смеёшься, радуйся, что у тебя всё хорошо, если бы
пришлось тебе катапультироваться, то ты погиб бы. Кресло не отделилось бы от тебя. Нижние
лямки парашюта были пропущены через ручки кресла для катапультирования."
Я подумал, что в полку "Чудаков-М"прибыло.
Мой рассказ, это напоминание всем, что Мелочей в Авиации не бывает.
Всем Мира, Крепкого Здоровья, Благополучия, Долгих лет жизни.
С Наступающим Новым Годом.